Документы - Генеральная прокуратура Российской Федерации
Документы
- 11 июня 2015
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 июня 2009 года № 384 «О перечне объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории г. Казани Республики Татарстан» утверждён Перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории г. Казани Республики Татарстан.
Л. обратился в суд с заявлением о признании недействующим данного постановления в части пункта 32 Перечня - дома Бикмухаметова, 1883 года постройки, архитектора П.И. Романова, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Марджани, д. 10, ссылаясь на полную физическую утрату данного памятника истории и культуры. Указал, что этот памятник истории и культуры не был включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия и был снесен согласно акту от 5 мая 2011 года № 1404.
Наличие правовой охраны несуществующего объекта нарушает его права и свободы как собственника земельного участка, поскольку накладывает на него необоснованные обязанности.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 3 декабря 2014 года в удовлетворении заявленных требований Л. отказано.
Судом установлено, что постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 сентября 1994 года № 454 дом Бикмухаметова, 1883 года постройки, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Марджани, д. 10, был включён в перечень выявленных объектов культурного значения. Постановлением Главы администрации г. Казани от 19 октября 1995 года № 1342 данный дом был включён в список памятников истории и культуры местного значения зданий г. Казани.
Оспариваемым постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 июня 2009 г. № 384 в отношении данного памятника истории и культуры принято решение о включении его в единый государственный реестр объектов культурного значения (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия местного (муниципального) значения с наименованием «Дом Бикмухаметова, 1883 г., архитектор П.И. Романов».
В настоящее время ведутся работы по его включению в единый государе твенный реес тр. При таком положении у суда отсутствовали основания для исключения дома Бикмухаметова, 1883 года постройки, из перечня объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории г. Казани Республики Татарстан. В силу с т.23 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» исключение объекта культурного наследия регионального значения в случае полной его физической утраты или утраты им историко-культурного значения из реестра осуществляется на основании акта Правительства Российской Федерации по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия, на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы, проводимой в целях обоснования исключения такого объекта, и обращения органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - согласованного с органом местного самоуправления).
Доводы заявителя о невозможности применения механизма, предусмотренного данной правовой нормой, ввиду отсутствия регистрации спорного объекта культурного наследия в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации суд справедливо нашёл несостоятельными, поскольку в соответствии с положениями названного федерального закона памятник подлежит государственной охране с момента принятия решения о включении его в реестр объектов культурного значения. Физическая утрата объекта культурного наследия не является достаточным основанием для отмены статуса памятника истории и культуры и исключения объекта из перечня без осуществления особой административной процедуры.
Государственная историко-культурная экспертиза в отношении данного объекта культурного наследия с целью обоснования возможности исключения указанного объекта культурного наследия из единого государственного реестра при наличии достаточного объёма обосновывающих материалов и документов, подтверждающих факт его утраты или утраты им историко-культурного значения, а также отсутствия возможности для его восстановления, проведена не была.
С учетом изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации оставила решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу Л.- без удовлетворения.
Определение ВС РФ № Ц-АПГ15-1 от 25 марта 2015 года
Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе
Генеральная прокуратура Российской Федерации
11 июня 2015, 20:08
Физическая утрата памятника истории и культуры не является основанием для отмены его статуса и исключения из перечня объектов культурного наследия без соблюдения установленной законом процедуры
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 июня 2009 года № 384 «О перечне объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории г. Казани Республики Татарстан» утверждён Перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории г. Казани Республики Татарстан.
Л. обратился в суд с заявлением о признании недействующим данного постановления в части пункта 32 Перечня - дома Бикмухаметова, 1883 года постройки, архитектора П.И. Романова, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Марджани, д. 10, ссылаясь на полную физическую утрату данного памятника истории и культуры. Указал, что этот памятник истории и культуры не был включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия и был снесен согласно акту от 5 мая 2011 года № 1404.
Наличие правовой охраны несуществующего объекта нарушает его права и свободы как собственника земельного участка, поскольку накладывает на него необоснованные обязанности.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 3 декабря 2014 года в удовлетворении заявленных требований Л. отказано.
Судом установлено, что постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 сентября 1994 года № 454 дом Бикмухаметова, 1883 года постройки, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Марджани, д. 10, был включён в перечень выявленных объектов культурного значения. Постановлением Главы администрации г. Казани от 19 октября 1995 года № 1342 данный дом был включён в список памятников истории и культуры местного значения зданий г. Казани.
Оспариваемым постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 июня 2009 г. № 384 в отношении данного памятника истории и культуры принято решение о включении его в единый государственный реестр объектов культурного значения (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия местного (муниципального) значения с наименованием «Дом Бикмухаметова, 1883 г., архитектор П.И. Романов».
В настоящее время ведутся работы по его включению в единый государе твенный реес тр. При таком положении у суда отсутствовали основания для исключения дома Бикмухаметова, 1883 года постройки, из перечня объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории г. Казани Республики Татарстан. В силу с т.23 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» исключение объекта культурного наследия регионального значения в случае полной его физической утраты или утраты им историко-культурного значения из реестра осуществляется на основании акта Правительства Российской Федерации по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия, на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы, проводимой в целях обоснования исключения такого объекта, и обращения органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - согласованного с органом местного самоуправления).
Доводы заявителя о невозможности применения механизма, предусмотренного данной правовой нормой, ввиду отсутствия регистрации спорного объекта культурного наследия в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации суд справедливо нашёл несостоятельными, поскольку в соответствии с положениями названного федерального закона памятник подлежит государственной охране с момента принятия решения о включении его в реестр объектов культурного значения. Физическая утрата объекта культурного наследия не является достаточным основанием для отмены статуса памятника истории и культуры и исключения объекта из перечня без осуществления особой административной процедуры.
Государственная историко-культурная экспертиза в отношении данного объекта культурного наследия с целью обоснования возможности исключения указанного объекта культурного наследия из единого государственного реестра при наличии достаточного объёма обосновывающих материалов и документов, подтверждающих факт его утраты или утраты им историко-культурного значения, а также отсутствия возможности для его восстановления, проведена не была.
С учетом изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации оставила решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу Л.- без удовлетворения.
Определение ВС РФ № Ц-АПГ15-1 от 25 марта 2015 года
Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе
Все права защищены