Документы - Генеральная прокуратура Российской Федерации
Документы
- 19 февраля 2014
По мнению заявителя, в той мере, в какой оспариваемое нормативное положение не позволяет Главе Республики Карелия по собственному усмотрению освобождать от занимаемой должности первого заместителя Главы Республики Карелия, оно противоречит статьям 10, 73, 76 (части 2 и 5) и 77 (часть 1) Конституции РФ.
Конституционный Суд РФ, проверяя наличие неопределенности в вопросе о соответствии Конституции РФ оспариваемых заявителем норм Конституции Республики Карелия, отметил следующее.
Для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ конституциями (уставами), законами субъектов РФ устанавливаются государственные должности субъектов РФ (статья 1 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в системной связи с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»).
Лица, замещающие государственные и муниципальные должности, обладают особым – публично-правовым статусом, имеющим конституционную природу, на них возлагаются обусловленные спецификой государственной и муниципальной власти обязанности по решению вопросов государственного и муниципального значения, их статус обусловлен целями, задачами, функциями и компетенцией органов государственной и муниципальной власти (постановления от 05.04.2013 № 7-П и от 27.06.2013 № 15-П).
Публично-правовой статус лиц, замещающих государственные должности, предполагает особое правовое регулирование их назначения на должность и освобождения от должности, которое существенно отличается от положений трудового законодательства и законодательства о государственной службе, касающихся приема на работу (службу) и увольнения с работы (со службы).
Право высшего должностного лица субъекта РФ подбирать и назначать своих заместителей, определять их количество и распределять между ними обязанности, по собственной инициативе освобождать от должности, в том числе принимать решение об их отставке, не только исходя из деловых, профессиональных и личных качеств конкретных лиц, но и на основе политического и личного доверия обусловлено полномочиями по формированию и организации деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (Определение Конституционного Суда РФ от 10.01.2002 № 10-О).
Правовой статус лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ, в том числе основания и порядок прекращения полномочий данных лиц, определяется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) и законодательством субъекта РФ.
В Республике Карелия, согласно Конституции Республики Карелия, исполнительную власть осуществляют Глава Республики Карелия, возглавляемое им Правительство Республики Карелия и иные органы исполнительной власти (статья 46); Глава Республики Карелия является высшим должностным лицом Республики Карелия, он формирует Правительство Республики Карелия, руководит его деятельностью, принимает решение о его отставке (часть 1 статьи 47, статья 51).
Частью 2 статьи 54 Конституции Республики Карелия и частями 3 и 4 статьи 4 Закона Республики Карелия «О Правительстве Республики Карелия» установлено, что первые заместители и заместители Главы Республики Карелия являются членами Правительства Республики Карелия и, если иное не установлено федеральным законодательством, - лицами, замещающими государственные должности Республики Карелия.
Оспариваемым положением статьи 51 Конституции Республики Карелия определено, что Глава Республики Карелия освобождает от должности своих первых заместителей и заместителей. Основания освобождения от должности члена Правительства Республики Карелия установлены статьями 61, 64.1 Конституции Республика Карелия и статьей 10 Закона «О Правительстве Республики Карелия».
Таким образом, оспариваемое положение пункта 10 статьи 51 Конституции Республики Карелия, устанавливающее полномочие Главы Республики Карелия освобождать от должности первых заместителей и заместителей Главы Республики Карелия, которые являются членами высшего исполнительного органа государственной власти данного субъекта РФ, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования означает, что такое освобождение происходит по решению Главы Республики Карелия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия, при этом требования о наличии оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя, предусмотренные нормами Трудового кодекса РФ, неприменимы (Определение Конституционного Суда РФ от 14.01.2014 № 75-О).
Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе
Генеральная прокуратура Российской Федерации
19 февраля 2014, 14:26
Конституционный Суд РФ рассмотрел запрос Правительства Республики Карелия об оспаривании конституционности положения пункта 10 статьи 51 Конституции Республики Карелия.
По мнению заявителя, в той мере, в какой оспариваемое нормативное положение не позволяет Главе Республики Карелия по собственному усмотрению освобождать от занимаемой должности первого заместителя Главы Республики Карелия, оно противоречит статьям 10, 73, 76 (части 2 и 5) и 77 (часть 1) Конституции РФ.
Конституционный Суд РФ, проверяя наличие неопределенности в вопросе о соответствии Конституции РФ оспариваемых заявителем норм Конституции Республики Карелия, отметил следующее.
Для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ конституциями (уставами), законами субъектов РФ устанавливаются государственные должности субъектов РФ (статья 1 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в системной связи с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»).
Лица, замещающие государственные и муниципальные должности, обладают особым – публично-правовым статусом, имеющим конституционную природу, на них возлагаются обусловленные спецификой государственной и муниципальной власти обязанности по решению вопросов государственного и муниципального значения, их статус обусловлен целями, задачами, функциями и компетенцией органов государственной и муниципальной власти (постановления от 05.04.2013 № 7-П и от 27.06.2013 № 15-П).
Публично-правовой статус лиц, замещающих государственные должности, предполагает особое правовое регулирование их назначения на должность и освобождения от должности, которое существенно отличается от положений трудового законодательства и законодательства о государственной службе, касающихся приема на работу (службу) и увольнения с работы (со службы).
Право высшего должностного лица субъекта РФ подбирать и назначать своих заместителей, определять их количество и распределять между ними обязанности, по собственной инициативе освобождать от должности, в том числе принимать решение об их отставке, не только исходя из деловых, профессиональных и личных качеств конкретных лиц, но и на основе политического и личного доверия обусловлено полномочиями по формированию и организации деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (Определение Конституционного Суда РФ от 10.01.2002 № 10-О).
Правовой статус лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ, в том числе основания и порядок прекращения полномочий данных лиц, определяется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) и законодательством субъекта РФ.
В Республике Карелия, согласно Конституции Республики Карелия, исполнительную власть осуществляют Глава Республики Карелия, возглавляемое им Правительство Республики Карелия и иные органы исполнительной власти (статья 46); Глава Республики Карелия является высшим должностным лицом Республики Карелия, он формирует Правительство Республики Карелия, руководит его деятельностью, принимает решение о его отставке (часть 1 статьи 47, статья 51).
Частью 2 статьи 54 Конституции Республики Карелия и частями 3 и 4 статьи 4 Закона Республики Карелия «О Правительстве Республики Карелия» установлено, что первые заместители и заместители Главы Республики Карелия являются членами Правительства Республики Карелия и, если иное не установлено федеральным законодательством, - лицами, замещающими государственные должности Республики Карелия.
Оспариваемым положением статьи 51 Конституции Республики Карелия определено, что Глава Республики Карелия освобождает от должности своих первых заместителей и заместителей. Основания освобождения от должности члена Правительства Республики Карелия установлены статьями 61, 64.1 Конституции Республика Карелия и статьей 10 Закона «О Правительстве Республики Карелия».
Таким образом, оспариваемое положение пункта 10 статьи 51 Конституции Республики Карелия, устанавливающее полномочие Главы Республики Карелия освобождать от должности первых заместителей и заместителей Главы Республики Карелия, которые являются членами высшего исполнительного органа государственной власти данного субъекта РФ, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования означает, что такое освобождение происходит по решению Главы Республики Карелия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия, при этом требования о наличии оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя, предусмотренные нормами Трудового кодекса РФ, неприменимы (Определение Конституционного Суда РФ от 14.01.2014 № 75-О).
Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе
Все права защищены