Документы - Генеральная прокуратура Российской Федерации
Документы
- 23 мая 2011
Прокурор Хабаровского края обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления правительства Хабаровского края № 272-пр от 25.11.2008 «Об обеспечении жилыми помещениями высококвалифицированных специалистов научных учреждений и социальной сферы, граждан, имеющих особые заслуги перед Хабаровским краем» (далее - постановление).
Решением Хабаровского краевого суда от 05.05.2009 оспоренное прокурором края вышеуказанное постановление признано недействующим со дня вступления в законную силу судебного решения.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 25.11.2009 решение краевого суда отменено, в удовлетворении заявления прокурора отказано.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 31.01.2011 в передаче надзорного представления заместителя Генерального прокурора Российской Федерации для рассмотрения в надзорной инстанции отказано. Первый заместитель Верховного Суда Российской Федерации Серков П.П. согласился с данным определением судьи.
Признавая постановление законным, суды кассационной и надзорной инстанций исходили из того, что согласно п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, ст. 5 ЖК РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с п. 6 ст. 5, ст. 13 ЖК РФ вправе принимать законы, регулирующие жилищные отношения, определять категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также на основании ч.1 и 2 ст. 26.12 Федерального закона № 184-ФЗ от 06.10.1999 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст. 2, 7, 12 Закона Хабаровского края от 25.06.2003 № 124 «Об основах управления и распоряжения государственной собственностью Хабаровского края» самостоятельно управлять и распоряжаться имуществом, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации.
Как следует из ч. 1 ст. 1 ЖК РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище.
Федеральное законодательство предусмотрело необходимый минимум прав граждан, закрепило обязанности органов власти и местного самоуправления по предоставлению жилья. Законом установлены общие для всех субъектов Российской Федерации категории граждан, которым предоставляются жилые помещения из социального жилищного фонда, - нуждающиеся в жилых помещениях (ст. 49 ЖК РФ), основания и порядок предоставления жилых помещений нуждающимся в жилых помещениях по договору социального найма, основания для снятия граждан с жилищного учета, другие положения, связанные с предоставлением жилья по договорам социального найма.
Иной порядок и возможные способы реализации прав граждан на жилище на федеральном уровне не регламентированы.
Вместе с тем ст. 2 ЖК РФ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.
Согласно ч. 6 ст. 5 ЖК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах предоставленных действующим федеральным законодательством полномочий.
В соответствии с п. 4 ст. 13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Таким образом, оспариваемое правовое регулирование установлено по вопросу совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации в области жилищного законодательства, предусмотренных ст. 5 и 13 ЖК РФ.
Право субъекта Российской Федерации распоряжаться принадлежащим имущество закреплено ч.1 и 2 ст. 26.12 Федерального закона № 184-ФЗ от 06.10.1999 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст. 2, 7, 12 Закона Хабаровского края от 25.06.2003 № 124 «Об основах управления и распоряжения государственной собственностью Хабаровского края».
Исходя из изложенного суды пришли к выводу о том, что отсутствие в ЖК РФ норм о купле-продаже жилых помещений само по себе не может рассматриваться как ограничение прав органов власти субъекта Российской Федерации на приобретение жилья гражданами исключительно путем приватизации.
Отклоняя довод представления о коррупционной направленности оспариваемого нормативного акта, суд сослался на п. 3, 4, 6 Положения, предусматривающих, что решение о предоставлении жилых помещений принимается Правительством края по результатам рассмотрения ходатайств руководителей научных учреждений и организаций социальной сферы об обеспечении жилыми помещениями граждан и документов, подтверждающих высокую квалификацию специалистов научных учреждений и социальной сферы и за особые заслуги перед Хабаровским краем.
Предоставление малоимущим и иным указанным в законе нуждающимся в обеспечении жильем гражданам за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, не противоречит ч. 3 ст. 40 Конституции РФ.
Управление по обеспечению участия прокуроров
в гражданском и арбитражном процессе
Генеральная прокуратура Российской Федерации
23 мая 2011, 13:28
Орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе принимать законы, регулирующие жилищные отношения, определять категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также самостоятельно управлять и распоряжаться имуществом, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации.
Прокурор Хабаровского края обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления правительства Хабаровского края № 272-пр от 25.11.2008 «Об обеспечении жилыми помещениями высококвалифицированных специалистов научных учреждений и социальной сферы, граждан, имеющих особые заслуги перед Хабаровским краем» (далее - постановление).
Решением Хабаровского краевого суда от 05.05.2009 оспоренное прокурором края вышеуказанное постановление признано недействующим со дня вступления в законную силу судебного решения.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 25.11.2009 решение краевого суда отменено, в удовлетворении заявления прокурора отказано.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 31.01.2011 в передаче надзорного представления заместителя Генерального прокурора Российской Федерации для рассмотрения в надзорной инстанции отказано. Первый заместитель Верховного Суда Российской Федерации Серков П.П. согласился с данным определением судьи.
Признавая постановление законным, суды кассационной и надзорной инстанций исходили из того, что согласно п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, ст. 5 ЖК РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с п. 6 ст. 5, ст. 13 ЖК РФ вправе принимать законы, регулирующие жилищные отношения, определять категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также на основании ч.1 и 2 ст. 26.12 Федерального закона № 184-ФЗ от 06.10.1999 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст. 2, 7, 12 Закона Хабаровского края от 25.06.2003 № 124 «Об основах управления и распоряжения государственной собственностью Хабаровского края» самостоятельно управлять и распоряжаться имуществом, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации.
Как следует из ч. 1 ст. 1 ЖК РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище.
Федеральное законодательство предусмотрело необходимый минимум прав граждан, закрепило обязанности органов власти и местного самоуправления по предоставлению жилья. Законом установлены общие для всех субъектов Российской Федерации категории граждан, которым предоставляются жилые помещения из социального жилищного фонда, - нуждающиеся в жилых помещениях (ст. 49 ЖК РФ), основания и порядок предоставления жилых помещений нуждающимся в жилых помещениях по договору социального найма, основания для снятия граждан с жилищного учета, другие положения, связанные с предоставлением жилья по договорам социального найма.
Иной порядок и возможные способы реализации прав граждан на жилище на федеральном уровне не регламентированы.
Вместе с тем ст. 2 ЖК РФ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.
Согласно ч. 6 ст. 5 ЖК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах предоставленных действующим федеральным законодательством полномочий.
В соответствии с п. 4 ст. 13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Таким образом, оспариваемое правовое регулирование установлено по вопросу совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации в области жилищного законодательства, предусмотренных ст. 5 и 13 ЖК РФ.
Право субъекта Российской Федерации распоряжаться принадлежащим имущество закреплено ч.1 и 2 ст. 26.12 Федерального закона № 184-ФЗ от 06.10.1999 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст. 2, 7, 12 Закона Хабаровского края от 25.06.2003 № 124 «Об основах управления и распоряжения государственной собственностью Хабаровского края».
Исходя из изложенного суды пришли к выводу о том, что отсутствие в ЖК РФ норм о купле-продаже жилых помещений само по себе не может рассматриваться как ограничение прав органов власти субъекта Российской Федерации на приобретение жилья гражданами исключительно путем приватизации.
Отклоняя довод представления о коррупционной направленности оспариваемого нормативного акта, суд сослался на п. 3, 4, 6 Положения, предусматривающих, что решение о предоставлении жилых помещений принимается Правительством края по результатам рассмотрения ходатайств руководителей научных учреждений и организаций социальной сферы об обеспечении жилыми помещениями граждан и документов, подтверждающих высокую квалификацию специалистов научных учреждений и социальной сферы и за особые заслуги перед Хабаровским краем.
Предоставление малоимущим и иным указанным в законе нуждающимся в обеспечении жильем гражданам за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, не противоречит ч. 3 ст. 40 Конституции РФ.
Управление по обеспечению участия прокуроров
в гражданском и арбитражном процессе
Все права защищены