Документы - Генеральная прокуратура Российской Федерации
Документы
- 30 января 2012
Прокурор Октябрьского района г. Саранска обратился в суд с исковым заявлением в интересах Цыпцовой М.В. к администрации городского округа Саранск о понуждении обеспечить ее вне очереди благоустроенным жилым помещением по месту жительства не ниже установленных социальных норм. Прокурором в обоснование требований указано, что Цыпцова М.В., 12.07.1992 года рождения, относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать Цыпцова В.А. решением Ленинского районного суда от 02.08.1999 лишена родительских прав, а отец – Фирстяев B.C. умер 28.05.1998. В 2010 году она окончила ГОУ «Ялгинский детский дом-школа» городского округа Саранск. Однако в нарушение требований п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации Цыпцова после окончания обучения в ГОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ялгинский детский дом-школа» городского округа Саранск жильем не обеспечена.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска от 16.03.2011, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 10.05.2011, в удовлетворении исковых требований прокурору отказано.
Определением судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 30.06.2011 в передаче представления прокурора Республики Мордовия о пересмотре судебных постановлений для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции отказано.
Заместителем Генерального прокурора Российской Федерации в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации внесено представление о пересмотре в порядке надзора вышеупомянутых судебных постановлений.
В представлении указывалось, что Цыпцова относиться к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данный факт сторонами в суде не оспаривался.
Постановлением главы администрации городского округа Саранск от 24.03.2010 № 597 Цыпцова принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно справке ГОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева» от 03.03.2011 Цыпцова является студенткой 1 курса очной формы обучения факультета по специальности «Народное художественное творчество (хореография)» Института национальной культуры.
При рассмотрении заявления прокурора судебные инстанции не учли положения п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Нормы Жилищного кодекса Российской Федерации имеют приоритет над нормами Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», поскольку Кодекс принят позднее, чем Федеральный закон. При рассмотрении дел о предоставлении жилого помещения данной категории лиц, суды, прежде всего, должны руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации. На данное обстоятельство указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 07.06.2011 № 746-О-О по жалобе гр-на Юнусова Л.Л. на нарушение его конституционных прав пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Следовательно, у Цыпцовой как нуждающейся в жилом помещении, право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма возникло после окончания пребывания в Государственном общеобразовательном учреждении для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Ялтинский детский дом - школа» Республики Мордовия, то есть в 2010 году.
Ссылка судебных инстанций на то обстоятельство, что Цыпцова находится на полном государственном обеспечении и, следовательно, не лишена социальной защиты со стороны государства, не может быть принята во внимание.
Полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся по очной форме обучения не отменяет обязанность по предоставлению жилого помещения вне очереди тем из них, кто не имеет закрепленного жилого помещения. Предоставление лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, временного, на период обучения, койко-места в специализированном жилом помещении (общежитии), не свидетельствует о выполнении ответчиком требований закона о предоставлении вне очереди указанной категории лиц жилого помещения по договору социального найма на постоянной основе.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации согласилась с доводами, изложенными в представлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора. Определением суда надзорной инстанции от 20.12.2011 решение Ленинского районного суда г. Саранска от 16.03.2011 и определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 10.05.2011 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В своем определении надзорная инстанция указала, что согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В развитие названных конституционных положений Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 ст. 57 данного кодекса.
Согласно п. 2 ч..2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Из смысла данной нормы следует, что основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье, указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права.
При этом возникновение права на получение жилья в частности связано с окончанием пребывания названных лиц в любом образовательном учреждении, а не во всех вышеперечисленных учреждениях такого рода, независимо от факта их прохождения обучения в другом образовательном учреждении, и с обращением этих лиц с заявлениями о предоставлении вне очереди жилых помещений в соответствующие органы.
Поскольку при рассмотрении заявления прокурора судебными инстанциями допущены нарушения норм материального права, которые являются существенными и без их устранения невозможно восстановление и защита прав Цыпцовой, надзорная инстанция отменила судебные постановления, направив дело на новое рассмотрение.
Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе
Генеральная прокуратура Российской Федерации
30 января 2012, 18:36
Основания возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, перечисленны в ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
Прокурор Октябрьского района г. Саранска обратился в суд с исковым заявлением в интересах Цыпцовой М.В. к администрации городского округа Саранск о понуждении обеспечить ее вне очереди благоустроенным жилым помещением по месту жительства не ниже установленных социальных норм. Прокурором в обоснование требований указано, что Цыпцова М.В., 12.07.1992 года рождения, относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать Цыпцова В.А. решением Ленинского районного суда от 02.08.1999 лишена родительских прав, а отец – Фирстяев B.C. умер 28.05.1998. В 2010 году она окончила ГОУ «Ялгинский детский дом-школа» городского округа Саранск. Однако в нарушение требований п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации Цыпцова после окончания обучения в ГОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ялгинский детский дом-школа» городского округа Саранск жильем не обеспечена.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска от 16.03.2011, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 10.05.2011, в удовлетворении исковых требований прокурору отказано.
Определением судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 30.06.2011 в передаче представления прокурора Республики Мордовия о пересмотре судебных постановлений для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции отказано.
Заместителем Генерального прокурора Российской Федерации в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации внесено представление о пересмотре в порядке надзора вышеупомянутых судебных постановлений.
В представлении указывалось, что Цыпцова относиться к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данный факт сторонами в суде не оспаривался.
Постановлением главы администрации городского округа Саранск от 24.03.2010 № 597 Цыпцова принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно справке ГОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева» от 03.03.2011 Цыпцова является студенткой 1 курса очной формы обучения факультета по специальности «Народное художественное творчество (хореография)» Института национальной культуры.
При рассмотрении заявления прокурора судебные инстанции не учли положения п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Нормы Жилищного кодекса Российской Федерации имеют приоритет над нормами Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», поскольку Кодекс принят позднее, чем Федеральный закон. При рассмотрении дел о предоставлении жилого помещения данной категории лиц, суды, прежде всего, должны руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации. На данное обстоятельство указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 07.06.2011 № 746-О-О по жалобе гр-на Юнусова Л.Л. на нарушение его конституционных прав пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Следовательно, у Цыпцовой как нуждающейся в жилом помещении, право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма возникло после окончания пребывания в Государственном общеобразовательном учреждении для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Ялтинский детский дом - школа» Республики Мордовия, то есть в 2010 году.
Ссылка судебных инстанций на то обстоятельство, что Цыпцова находится на полном государственном обеспечении и, следовательно, не лишена социальной защиты со стороны государства, не может быть принята во внимание.
Полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся по очной форме обучения не отменяет обязанность по предоставлению жилого помещения вне очереди тем из них, кто не имеет закрепленного жилого помещения. Предоставление лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, временного, на период обучения, койко-места в специализированном жилом помещении (общежитии), не свидетельствует о выполнении ответчиком требований закона о предоставлении вне очереди указанной категории лиц жилого помещения по договору социального найма на постоянной основе.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации согласилась с доводами, изложенными в представлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора. Определением суда надзорной инстанции от 20.12.2011 решение Ленинского районного суда г. Саранска от 16.03.2011 и определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 10.05.2011 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В своем определении надзорная инстанция указала, что согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В развитие названных конституционных положений Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 ст. 57 данного кодекса.
Согласно п. 2 ч..2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Из смысла данной нормы следует, что основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье, указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права.
При этом возникновение права на получение жилья в частности связано с окончанием пребывания названных лиц в любом образовательном учреждении, а не во всех вышеперечисленных учреждениях такого рода, независимо от факта их прохождения обучения в другом образовательном учреждении, и с обращением этих лиц с заявлениями о предоставлении вне очереди жилых помещений в соответствующие органы.
Поскольку при рассмотрении заявления прокурора судебными инстанциями допущены нарушения норм материального права, которые являются существенными и без их устранения невозможно восстановление и защита прав Цыпцовой, надзорная инстанция отменила судебные постановления, направив дело на новое рассмотрение.
Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе
Все права защищены