Документы - Генеральная прокуратура Российской Федерации
Документы
- 1 октября 2012
Постановлением мирового судьи судебного участка № 72 Советского района г. Тулы от 29.11.2010, оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда г. Тулы от 30.05.2011, Катков С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 рублей за то, что он, являясь организатором шествия, проведенного 04.11.2010 по просп. Ленина в г. Туле, допустил превышение численности участников данного публичного мероприятия (фактически принимали участие 300 человек) по сравнению с пред-полагаемой численностью, указанной в уведомлении о проведении публич-ного мероприятия, поданном им в администрацию г. Тулы (150 человек).
Постановлением председателя Тульского областного суда от 22.07.2011 жалоба Каткова С.А. на указанные судебные решения оставлена без удовлетворения.
На принятые судебные постановления заместителем Генерального прокурора РФ на имя Первого заместителя Председателя Верховного Суда РФ внесен протест, в котором поставлен вопрос об их отмене в связи с отсутствием вины Каткова в совершении административного правонарушения.
В соответствии с ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования влечет назначение административного наказания. Порядок проведения публичных мероприятий урегулирован Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", п. 1,3 ч. 4 ст. 5 которого возлагают на организатора публичного мероприятия обязанности по подаче в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном ст. 7 данного Федерального закона и по обеспечению соблюдения условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.
В силу п. 5 ч. 3 ст. 7 указанного Федерального закона в уведомлении о проведении публичного мероприятия указывается предполагаемое количество участников публичного мероприятия.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 18.05.2012 № 12-П, поскольку Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" не содержит ограничений в отношении количества участников публичного мероприятия, обязанности по поддержанию общественного порядка, возложенные на организатора публичного мероприятия, включают и обеспечение такого количества его участников, которое не превышало бы заявленное в уведомлении или, по крайней мере, несмотря на имеющееся превышение, в том числе с учетом нормы предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия, не создавало бы реальной угрозы для общественной безопасности, жизни и здоровья граждан, а также для имущества физических и юридических лиц. Соответственно, добросовестное исполнение организатором публичного мероприятия своих обязанностей при проведении публичного мероприятия предполагает, что принятые им меры по обеспечению общественного порядка и безопасности должны быть адекватны количеству участников публичного мероприятия и степени угрозы безопасности и правопорядку, в том числе связанной с превышением заявленного количества участников публичного мероприятия.
Таким образом, участие в публичном мероприятии большего, чем было заявлено его организатором в уведомлении, количества участников само по себе еще не является достаточным основанием для привлечения его к административной ответственности, равно как и само по себе превышение нормы предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия. Административная ответственность за нарушение установленного порядка проведения публичных мероприятий - если речь идет именно о проведении публичного мероприятия - может наступать только в том случае, когда превышение заявленного в уведомлении количества участников публичного мероприятия и создание тем самым реальной угрозы общественной безопасности и правопорядку было обусловлено деянием организатора этого публичного мероприятия или когда организатор публичного мероприятия, допустив превышение количества его участников, не принял меры, которые обязан был принять в соответствии с Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", направленные на ограничение доступа граждан к участию в публичном мероприятии, обеспечение общественного порядка и безопасности, что повлекло возникновение реальной угрозы их нарушения, нарушения безопасности как участников публичного мероприятия, так и лиц, в нем не участвовавших, а также причинения ущерба имуществу физических и юри-дических лиц.
Следовательно, привлечение организатора публичного мероприятия к административной ответственности за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в случае участия в этом публичном мероприятии большего, чем было указано в уведомлении о его проведении, количества участников возможно только при наличии его вины в форме умысла.
Вместе с тем в ходе рассмотрения мировым судьей дела об административном правонарушении вопрос о вине Каткова в превышении численности участников шествия, а также о наличии реальной угрозы нарушения общественного порядка и безопасности, нарушения безопасности как участников публичного мероприятия, так и лиц, в нем не участвовавших, а также причинения ущерба имуществу физических и юридических лиц в связи с таким превышением исследован не был, что не соответствует требованиям ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ. Доказательства наличия вины Каткова в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, в судебных актах не приведены.
В силу положений ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах судья Верховного Суда РФ в постановлении от 20.08.2012 № 38-АД12-3 пришел к выводу об удовлетворении протеста заместителя Генерального прокурора РФ и отмене принятых по делу судебных постановлений. Производство по данному делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава адми-нистративного правонарушения.
Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе
Генеральная прокуратура Российской Федерации
1 октября 2012, 12:04
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ за нарушение установленного порядка проведения собраний, митингов, демонстраций, шествия или пикетирования, прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ
Постановлением мирового судьи судебного участка № 72 Советского района г. Тулы от 29.11.2010, оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда г. Тулы от 30.05.2011, Катков С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 рублей за то, что он, являясь организатором шествия, проведенного 04.11.2010 по просп. Ленина в г. Туле, допустил превышение численности участников данного публичного мероприятия (фактически принимали участие 300 человек) по сравнению с пред-полагаемой численностью, указанной в уведомлении о проведении публич-ного мероприятия, поданном им в администрацию г. Тулы (150 человек).
Постановлением председателя Тульского областного суда от 22.07.2011 жалоба Каткова С.А. на указанные судебные решения оставлена без удовлетворения.
На принятые судебные постановления заместителем Генерального прокурора РФ на имя Первого заместителя Председателя Верховного Суда РФ внесен протест, в котором поставлен вопрос об их отмене в связи с отсутствием вины Каткова в совершении административного правонарушения.
В соответствии с ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования влечет назначение административного наказания. Порядок проведения публичных мероприятий урегулирован Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", п. 1,3 ч. 4 ст. 5 которого возлагают на организатора публичного мероприятия обязанности по подаче в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном ст. 7 данного Федерального закона и по обеспечению соблюдения условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.
В силу п. 5 ч. 3 ст. 7 указанного Федерального закона в уведомлении о проведении публичного мероприятия указывается предполагаемое количество участников публичного мероприятия.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 18.05.2012 № 12-П, поскольку Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" не содержит ограничений в отношении количества участников публичного мероприятия, обязанности по поддержанию общественного порядка, возложенные на организатора публичного мероприятия, включают и обеспечение такого количества его участников, которое не превышало бы заявленное в уведомлении или, по крайней мере, несмотря на имеющееся превышение, в том числе с учетом нормы предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия, не создавало бы реальной угрозы для общественной безопасности, жизни и здоровья граждан, а также для имущества физических и юридических лиц. Соответственно, добросовестное исполнение организатором публичного мероприятия своих обязанностей при проведении публичного мероприятия предполагает, что принятые им меры по обеспечению общественного порядка и безопасности должны быть адекватны количеству участников публичного мероприятия и степени угрозы безопасности и правопорядку, в том числе связанной с превышением заявленного количества участников публичного мероприятия.
Таким образом, участие в публичном мероприятии большего, чем было заявлено его организатором в уведомлении, количества участников само по себе еще не является достаточным основанием для привлечения его к административной ответственности, равно как и само по себе превышение нормы предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия. Административная ответственность за нарушение установленного порядка проведения публичных мероприятий - если речь идет именно о проведении публичного мероприятия - может наступать только в том случае, когда превышение заявленного в уведомлении количества участников публичного мероприятия и создание тем самым реальной угрозы общественной безопасности и правопорядку было обусловлено деянием организатора этого публичного мероприятия или когда организатор публичного мероприятия, допустив превышение количества его участников, не принял меры, которые обязан был принять в соответствии с Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", направленные на ограничение доступа граждан к участию в публичном мероприятии, обеспечение общественного порядка и безопасности, что повлекло возникновение реальной угрозы их нарушения, нарушения безопасности как участников публичного мероприятия, так и лиц, в нем не участвовавших, а также причинения ущерба имуществу физических и юри-дических лиц.
Следовательно, привлечение организатора публичного мероприятия к административной ответственности за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в случае участия в этом публичном мероприятии большего, чем было указано в уведомлении о его проведении, количества участников возможно только при наличии его вины в форме умысла.
Вместе с тем в ходе рассмотрения мировым судьей дела об административном правонарушении вопрос о вине Каткова в превышении численности участников шествия, а также о наличии реальной угрозы нарушения общественного порядка и безопасности, нарушения безопасности как участников публичного мероприятия, так и лиц, в нем не участвовавших, а также причинения ущерба имуществу физических и юридических лиц в связи с таким превышением исследован не был, что не соответствует требованиям ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ. Доказательства наличия вины Каткова в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, в судебных актах не приведены.
В силу положений ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах судья Верховного Суда РФ в постановлении от 20.08.2012 № 38-АД12-3 пришел к выводу об удовлетворении протеста заместителя Генерального прокурора РФ и отмене принятых по делу судебных постановлений. Производство по данному делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава адми-нистративного правонарушения.
Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе
Все права защищены