Интервью и выступления

  • 4 апреля 2016, 10:53
  • Гуцан Александр Владимирович
Интервью заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Александра Гуцана «Российской газете»
  Текст

В петербургской редакции "РГ" побывал заместитель Генерального прокурора РФ по Северо-Западному федеральному округу Александр Гуцан. В ходе беседы корреспонденты постарались задать ему вопросы, которые наиболее часто получают от читателей газеты. В сегодняшних экономических условиях разговор получился с уклоном в финансовую сферу.

Александр Владимирович, больным вопросом последнего времени - буквально во всех регионах СЗФО - оказалась высокая плата за отопление. К вам уже поступили подобные жалобы?

Александр Гуцан: Основная проблема заключается не в том, что плата за отопление выросла, а в том, что люди не понимают, почему это произошло. В Колпино, где были самые массовые выступления, чиновники раз 20 вышли к людям и сказали, что они проверили начисления и все законно. Но при этом не объяснили, на основании какого закона произведены эти расчеты по квартплате и почему. К людям нельзя так свысока относиться, нужно все доходчиво и внятно разъяснить, и, поверьте, тема не приобретет такой остроты.

Аналогичная проблема, кстати, и в большинстве ситуаций с обманутыми дольщиками. Они хотят услышать власть, ее объяснения. Цель - решить проблему, а для этого должна вестись комплексная работа. Во-первых, необходимо сделать так, чтобы подобных ситуаций не возникало в принципе, а если они происходят, то виновные в этом лица должны быть наказаны. И в-третьих, необходимо оказать помощь людям, которых по большому счету не интересует, что против кого-то возбудили дело и привлекли к уголовной ответственности. Их интересует следующее: "Где мои деньги, где моя квартира?"

К каким выводам приходит прокуратура по итогам январских проверок ЖКУ?

Александр Гуцан: К примеру, проверки выявили нарушения, связанные с выставлением платы по отоплению за январь с превышением показаний узлов учета. Доначисление платы обусловлено перерасчетом платы по услуге "горячее водоснабжение" в сторону уменьшения и переводом разницы в услугу "отопление". Такие факты имели место в Колпинском, Фрунзенском районах Петербурга. Проверки законности начисления платы за жилищно-коммунальные услуги жителям города продолжаются.

А к примеру, в Мурманской области после вмешательства прокуратуры управляющая компания отменила многотысячные доначисления платы за коммунальные услуги жителям города Полярные Зори. В нарушение установленного законом порядка УК произвела перерасчет платы за горячую и холодную воду в квартирах, собственники которых не установили индивидуальные приборы учета. В результате данных действий владельцы 170 приватизированных квартир получили квитанции с доначисленными суммами за потребление воды в размере от 20 до 100 тысяч рублей. По представлению прокурора города платежные документы были отозваны.

Какова ситуация с решением проблем дольщиков?

Александр Гуцан: Проблема решается по-разному. Подключаются банки, которые получают различные преференции, в том числе земельные участки. Но системное решение выработать крайне сложно, потому что страна у нас большая, разные и климатические, и социальные, и экономические условия - заработная плата, цена квадратного метра.

На конец 2015 года, по данным региональных органов власти, в Северо-Западном федеральном округе имелось 70 проблемных объектов, хотя на 1 января 2015 года их было 81. Благодаря совместным мерам органов прокуратуры, региональных властей и местного самоуправления удалось добиться ввода в эксплуатацию 11 долгостроев.

Кстати, в сфере решения жилищных вопросов еще более сложная ситуация с реализацией программ переселения из ветхого и аварийного жилья. Одна из самых напряженных - в Архангельске.

Решение проблемы я вижу в одном. Сейчас возможности и федерального, и местных бюджетов достаточно скромные, поэтому те средства, которые выделяются, должны идти на решение поставленных задач. Но при этом необходимо не допускать злоупотреблений. И важно понимать, что за возможные просчеты региональные и местные чиновники будут нести ответственность.

Еще один острый вопрос - действия коллекторов, которые иногда оказываются за гранью и закона, и морали. Каких способов общения с ними вы посоветуете придерживаться?

Александр Гуцан: Вообще, хотелось бы постепенно отказаться от возможности передавать частным лицам право взыскивать долги. Конечно, коллекторы обязаны функционировать в рамках действующего законодательства, но этого сейчас не происходит. У них задача - получить деньги, поэтому деятельность коллекторов зачастую сопровождается многочисленными нарушениями закона, а нередко и сопряжена с преступными действиями. Они выражаются в противоправном изъятии имущества, размещении в подъездах домов должников информации, порочащей их честь и достоинство, незаконном проникновении в жилище, использовании угроз в отношении должников и их близких, применении к ним физического насилия. В письменных уведомлениях о погашении задолженности, направляемых агентствами должникам, высказываются угрозы о применении незаконных мер воздействия, например об аресте счетов, утрате имущества, ограничении выезда за границу. Еще раз отмечу, что все это незаконно. Многие агентства в своих названиях используют наименования органов государственной власти, присваивая себе их функции. Например, в Вологде функционировала организация с названием "Частный приставъ". По представлению прокурора Вологды организация была переименована в ООО "Исполнитель".

Еще один вопрос про деньги граждан - задолженность по заработной плате. Это было одной из самых серьезных проблем несколько лет назад, но затем ситуацию удалось выправить. В связи с последними событиями в экономике страны каково положение с выплатой зарплаты в Северо-Западном округе?

Александр Гуцан: Есть выработанный алгоритм работы, и мы ситуацию контролируем. В 2015 году мы помогли гражданам получить более 2,5 миллиарда рублей, которые были задержаны работодателями в СЗФО. В начале этого года по 11 регионам округа задолженность составляла 487 миллионов рублей, но по бюджетникам задолженностей практически нет.

Сейчас в структуре задолженности 199,5 миллиона рублей приходятся на обрабатывающие производства (республики Карелия и Коми, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская области, Санкт-Петербург). Долги по заработной плате сельхозпредприятий и предприятий лесозаготовительного комплекса составляют 41,6 миллиона рублей (республики Карелия и Коми, Архангельская, Вологодская, Ленин-градская, Мурманская, Псковская области).

А по материалам проверки прокуратуры города Северодвинска Мурманской области в апреле 2015 года было возбуждено уголовное дело по статье 145-1 УК РФ ("Полная невыплата свыше двух месяцев заработной платы, совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации") в отношении бывшего директора ООО "Архэнергоремонт". Компания задолжала 205 работникам 34,5 миллиона рублей. В настоящее время по уголовному делу продолжаются следственные действия, а долг по заработной плате работникам предприятия погашен в полном объеме.

Вы упомянули, что прокуратура может прийти на предприятие с проверкой только на основании заявления граждан. Но ведь нередки случаи, когда люди боятся жаловаться...

Александр Гуцан: Конечно, возможно и такое, и ситуация объективно понятна. Но считаю, что каждый человек должен иметь свою гражданскую позицию, в особенности когда нарушаются его конституционные права. И каждому дееспособному гражданину нужно иметь силы и волю, чтобы защитить свои интересы. А прокуратура ему в этом обязательно поможет.

Исходя из требований федерального закона "О потребительском кредите (займе)" коллекторские агентства вправе вести переговоры с должниками при личной встрече или по телефону, направлять им письма и уведомления по почте, а также сообщения по электронной почте, СМС-сообщения. Любые подобные контакты допустимы только в период с 8 до 22 часов (по местному времени) в рабочие дни и с 9 до 20 часов в выходные и нерабочие праздничные дни. Взаимодействовать с должниками иными способами коллекторы могут только при наличии их письменного согласия. Без него, кстати, коллекторы просто не имеют права приходить домой к должнику или на работу.

При личной встрече сотрудники обязаны представить документ, удостоверяющий личность, и доверенность, подтверждающую полномочия коллектора, подписанную руководителем. Если банк-кредитор уступил право требования по кредитному договору коллекторскому агентству, то копию договора уступки вы вправе потребовать. С договором вы также можете ознакомиться, обратившись в само коллекторское агентство.

 

«Российская газета - Неделя - Северо-Запад» №6930 (62)

 

​​​​​​​

Распечатать