Интервью и выступления

  • 29 мая 2009, 14:34
  • Чайка Юрий Яковлевич
Доклад по вопросам борьбы с морским пиратством на встрече министров юстиции, министров внутренних дел и генеральных прокуроров государств "Группы восьми"
  Текст

Уважаемые коллеги!

К числу новых криминальных вызовов мировому сообществу в настоящее время добавилось и морское пиратство, особенно в районе Сомали, которое является разновидностью транснациональной организованной преступности.
Глобальность этой проблемы определяется масштабностью последствий для обеспечения общего мира и безопасности, а также социально-политической обстановки в мире.

По оценкам экспертов, общий ущерб от современного пиратства составляет 13-16 миллиардов долларов. Большинство из этих затрат войдут в цену различных товаров, а это не самый благоприятный фактор для преодоления мирового экономического кризиса.

В настоящее время в районе Сомали действует примерно 160 пиратских группировок. Они хорошо организованы и только в прошлом году совершили более 100 нападений на торговые суда и захватили 42 из них. В этом году пираты уже захватили 17 кораблей и удерживают около 300 заложников.

По различным оценкам, за 2008 год пиратам в регионе Сомали удалось получить порядка 120-150 млн. долларов в виде выкупов.

Более того, на этом фоне не могут не беспокоить сообщения о связях пиратов с террористами, в частности, с радикальной исламистской группировкой «Аль-Шабаб», рвущейся к власти в Сомали. Мы можем получить здесь второй Талибан или «Аль-Каиду».

Вот почему, на мой взгляд, необходимы неординарные меры мирового сообщества по противодействию пиратству и отношение к нему как к глобальной проблеме.

Значительные усилия в этой области уже предпринимаются. В частности, Советом Безопасности ООН принято несколько резолюций по данной проблеме, что само по себе говорит о ее мировом значении.

Одним из сложных моментов, который действующие международные договоры и резолюции Совета Безопасности ООН не решили до конца, является вопрос о юрисдикции, применимой в отношении актов пиратства и вооруженного грабежа, а также вопросы проведения расследований и преследования в судебном порядке лиц, ответственных за такие деяния.

Кроме того, существует и много других правовых проблем в борьбе с пиратством как процессуального, так и финансового характера (установление личности пиратов, сбор доказательств, транспортировка подозреваемых, содержание задержанных и осужденных, возвращение их в государство гражданства после отбытия наказания).

Проблема, что делать с захваченными пиратами, для большинства стран пока не решена. Соглашения, заключенные США и Европейским союзом с Кенией, о передаче ей захваченных пиратов для уголовного преследования всех проблем не решают, в том числе для членов Европейского союза (с учетом недавнего опыта Испании). Многим странам приходится отпускать захваченных пиратов.

Предпринимаемые сейчас усилия – это в основном паллиативные и временные меры, не способные решить проблему в целом. В связи с этим следует признать необходимость комплексного международного ответа на пиратские акты, причем ответа, основанного на международном праве и при соблюдении общепризнанных прав человека.

Очевидно, что государствам следует принять комплекс дополнительных мер на международном уровне, направленных на эффективную поимку, уголовное преследование и предание суду любых лиц, виновных в морском пиратстве, особенно тех, кто организует и финансирует такие действия.

В этой связи все большую поддержку получает идея об осуществлении уголовного преследования пиратов с использованием механизмов международного правосудия.

Мы проработали этот вопрос с нашими коллегами, генеральными прокурорами и министрами юстиции, 40 государств, в том числе из ряда стран «восьмерки».

Среди возможных механизмов использования международного правосудия в отношении актов пиратства 26 из них активно поддерживают предложение о создании резолюцией Совета Безопасности ООН международного трибунала по пиратству (по типу Международного уголовного трибунала по Руанде) или регионального трибунала с поддержкой ООН (по примеру Специального суда по Сьерра-Леоне и Чрезвычайных палат в судах Камбоджи) с местопребыванием в Кении или другом прибрежном государстве этого региона.

На наш взгляд, из возможных вариантов второй - наиболее оперативный по временным и финансовым затратам. При этом было бы обеспечено соблюдение единых и высоких стандартов правосудия в уголовном преследовании пиратов, в том числе связанных с защитой прав человека.

Данное предложение поддержала и международная юридическая общественность – на заседании в мае текущего года в Лондоне Исполнительного комитета такой авторитетной организации, как Всемирная ассоциация международного морского права.

На встрече представителей парламентов государств «Группы восьми» 16-17 мая текущего года в Риме прозвучали призывы к лидерам «восьмерки» дать консолидированный правовой ответ на акты морского пиратства.

Буквально вчера на заседании Постоянного комитета Парламентской ассамблеи Совета Европы было единогласно принято решение о включении данного вопроса в повестку дня предстоящей сессии ассамблеи.

С учетом остроты проблемы пиратства, особенно в районе Африканского Рога, полагаю необходимым, уважаемые коллеги, и нам, как лицам, ответственным за обеспечение безопасности, защиту прав и свобод человека, подключиться к ее решению.

В связи с этим предлагаю поддержать инициативу итальянского председательства о принятии отдельного заявления по вопросу о пиратстве и поручить Римской/Лионской группе экспертов рассмотреть правовые и практические аспекты этой проблемы, включая вопросы юрисдикции и возможного использования механизмов международного уголовного правосудия, а также разработать конкретные предложения по их решению.

Если коллеги согласны, предлагаю отразить это поручение в итоговом документе нашей встречи.

Благодарю за внимание!

​​​​​​​

Распечатать