Интервью и выступления - Генеральная прокуратура Российской Федерации
Интервью и выступления
- 16 июля 2012, 16:42
- Фридинский Сергей Николаевич
Построились
Главная военная прокуратура выявила нарушения практически на всех этапах
расселения армейских очередников
Российская газета: Сергей Николаевич, вы разбирались, почему сроки расселения военных очередников постоянно меняют? Денег на квартиры государство выделяет достаточно, дома по всей стране строят, а офицерские семьи годами ютятся по чужим углам.
Сергей Фридинский: Начать все-таки надо с того, что это очень непростая задача - дать жилье военнослужащим. К сожалению, долгие годы ею занимались по остаточному принципу. Поэтому быстро решить вопрос не получилось.
ЦИФРА: 30 уголовных дел было заведено за нарушения в военно-жилищной сфере.
С 2007 года государство предпринимает беспрецедентные меры, чтобы обеспечить жильем военнослужащих и тех, кто уже расстался с армией. Сегодня квартиры выделяют даже людям, которые много лет назад в силу разных причин "выпали" из жилищных списков минобороны и не получили положенную им жилплощадь в муниципальных образованиях.
Например, из-за законодательных и организационных коллизий остались без крыши над головой полторы тысячи моряков Северного флота, уволенные с военной службы более десяти лет назад. Их расселением занялись только после вмешательства руководителей государства.
Напомню, что в мае президент России обсуждал проблему жилья на совещании с руководством минобороны. Президент говорил о недостатках в работе военного ведомства и дал поручение исправить ситуацию. В связи с поставленной задачей мы провели определенную работу по поддержанию правопорядка в этой сфере.
Российская газета: Насколько я знаю, военные прокуроры неоднократно информировали минобороны, другие инстанции о безобразиях в военно-жилищной сфере.
Сергей Фридинский: По итогам наших проверок только за последние полтора года в минобороны внесены более 30 представлений об устранении нарушений закона. Проанализировав ситуацию, мы пришли к выводу: многие проблемы возникли из-за организационных просчетов во время подготовки реформы системы жилищного обеспечения. Смотрите, что произошло. В короткие сроки ликвидировали жилищные комиссии воинских частей и учреждений, из ведения квартирно-эксплуатационных органов вывели учет и распределение квартир. Взамен создали департамент жилищного обеспечения минобороны - ДЖО. А он с таким объемом работы не справляется.
Лишь в августе прошлого года в военных округах сформировали территориальные органы жилищного обеспечения. Тогда и наметились некоторые сдвиги. Однако всех проблем эти подразделения не сняли. Об этом свидетельствует значительный - почти на 20 процентов - рост обращений граждан в органы военной прокуратуры. В итоге нам удалось восстановить жилищные права более 81 тысячи человек. Свыше 700 должностных лиц привлечено к различным видам ответственности, возбуждено около 30 уголовных дел. Нужно сказать, что работа проделана не впустую - нарушения закона реально устраняются.
Градус квартирного кипения
И чем же грешат чиновники?
Сергей Фридинский: Нарушения есть на всех этапах - начиная с учета нуждающихся, определения потребности в жилье, выбора подрядных строительных организаций, и завершая приемкой объектов, их государственной регистрацией и распределением жилплощади.
Мы обратили внимание на такой момент. После звонков и визитов в ДЖО возмущение людей, которые годами ждут собственного угла, нередко достигает градуса кипения. С их обращениями чиновники департамента работают из рук вон плохо, а подчас - вовсе игнорируют. В прошлом году каждый третий заявитель жаловался военным прокурорам, что в ДЖО и на сайте минобороны невозможно получить информацию о включении в реестр, узнать свое место в жилищной очереди и хотя бы приблизительную дату вселения. А каждый четвертый написал о неправомерных действиях или бездействии должностных лиц департамента.
На эти проблемы мы не раз обращали внимание руководства минобороны.
Российская газета: Из читательской почты знаю, что творится в единой квартирной очереди минобороны. Человек уверен, что его семья есть в реестре, а через год-другой с удивлением узнает: в ведомственных списках не числится. Вы с такими ситуациями часто сталкиваетесь?
Сергей Фридинский: Мы системно работаем над устранением этих нарушений. И, как правило, удовлетворяем большую часть жалоб по этим вопросам. К примеру, свыше 500 военнослужащих в Западном военном округе не попали в реестр, несмотря на наличие всех необходимых документов. Произошло это по вине должностных лиц департамента и ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения". Права очередников по нашему требованию были восстановлены.
Мы выявили нарушения порядка учета нуждающихся в жилье в Центральном, Восточном и Южном военных округах. Известны факты, когда чиновники ДЖО направляли извещения о распределении одной и той же квартиры сразу нескольким военнослужащим. По каждому такому случаю были организованы проверки, восстановлены права граждан, а виновные лица привлечены к ответственности.
Российская газета: Между тем чиновники минобороны нередко ссылаются на несговорчивых очередников. Мол, все требуют Москву, никто не хочет ехать в провинцию. А там уже квартир накупили - теперь стоят пустые, ждут хозяев. Кто-нибудь за такую трату государственных денег ответит?
Сергей Фридинский: "Несговорчивость" очередников - далеко не главная причина подобных ситуаций. Да и в конечном итоге люди заслужили своим трудом это право. А вот приобретение, распределение и заселение готовых квартир нередко связано опять же с ненадлежащей работой должностных лиц.
Российская газета: Почему такое происходит? Неужели в департаменте жилобеспечения разучились считать?
Сергей Фридинской: Внятных объяснений таким ситуациям никто не дает. Да и что можно объяснить. Возьмем Томск. Там минобороны купило 1659 квартир - при том, что на учете нуждающихся в гарнизоне состояли всего 268 военнослужащих. В Тюмени при наличии 272 очередников имеется 1412 квартир. Со значительным превышением потребности закуплено жилье в Пензе, Волгодонске, Армавире, других городах.
Когда разбираешься в таких ситуациях, мысли в отношении соответствующих должностных лиц приходят не очень хорошие. И только из-за отсутствия прямого ущерба государству по этим фактам не возбуждались уголовные дела. Тут, видимо, не должно быть предела совершенству нашей работы. Будем искать другие подходы.
Российская газета: Есть жесткие нормы предоставления военным бесплатного жилья. Помещение чуть больше - туда уже не въедешь. Вы не интересовались в минобороны, зачем они покупают квартиры, которые, к примеру, для семьи из трех человек малы, а из четырех - слишком большие?
Сергей Фридинский: Дело в том, что жилье у нас не строят и не продают "под семьи". Сюда же нужно прибавить недостоверную информацию о параметрах жилья. Из-за подобных нестыковок людям отказывают в заключении договоров социального найма. К примеру, купленная управлением госзаказа минобороны в Красноярске квартира вместо предусмотренной контрактом общей площади в 82,4 квадратных метра фактически не превышала 73. Тем не менее ее распределили семье подполковника медицинской службы В. Ярославского. В итоге пять человек оказались в жилье на 17 метров меньше положенного.
А вот ситуация, которую впору назвать кульминацией бюрократии. Целый год ДЖО не разрешал семье майора М. Макеичева оформить договор социального найма трехкомнатной квартиры в Красноярске. В департаменте просто ошибочно думали, что там превышены нормы, а пересчитать "квадраты" чиновникам было недосуг. Для этого потребовалось вмешательство Главной военной прокуратуры.
В этой связи уместно будет напомнить, что с прошлого года закон предоставил очередникам право доплачивать за лишние метры в выделенной квартире.
Московский долгострой
Российская газета: Не могу обойти стороной Москву. Суды постоянно принимают решение о выделении военным и отставникам столичного жилья. А в минобороны им советуют брать квартиру в Подмосковье. Разве это по закону?
Сергей Фридинский: Сегодня право на получение жилья в столице имеют более 9 тысяч военнослужащих. Есть более 1200 судебных решений, обязывающих минобороны предоставить людям квартиры в Москве. Однако они не исполняются годами, срок по отдельным искам превысил 5 лет.
Проблема не только в нормативе стоимости одного метра столичной жилплощади. Ситуацию усугубляют еще и чисто бюрократические препоны.
Неэффективно ведется работа по так называемому незавершенному строительству. Есть проблемы и с оформлением документов на жилые помещения по ранее заключенным инвестиционным и государственным контрактам.
Более 10 объектов, строительство которых началось от 5 до 8 лет назад, до настоящего времени не введены в строй. Как правило, это связано с тем, что чиновники, давшие разрешение на строительство, не оформили необходимые документы на вовлеченные в хозяйственный оборот земельные участки. Не проводился конкурсный отбор инвесторов и не согласовывались решения о вовлечении имущества Российской Федерации в хозяйственный оборот с представителем собственника - Росимуществом.
По всем фактам нарушения законодательства приняты меры прокурорского реагирования. Положение дел меняется крайне медленно, но меняется. В июне 2011 года минобороны заключило государственный контракт на строительство значительного количества жилых домов в столице.
Российская газета: На ваш взгляд, могут ли ускорить расселение военных очередников какие-то законодательные решения?
Сергей Фридинский: Дополнительные меры нормативно-правового характера, конечно, нужны. Свои предложения по совершенствованию жилищного законодательства мы внесли в парламент и федеральные органы исполнительной власти. Кроме того, активно участвовали в обсуждении других инициатив.
О чем идет речь? Например, в действующем законе отсутствует четко прописанная норма, с какого момента военнослужащий может быть признан нуждающимся в обеспечении жильем по избранному месту постоянного проживания. Требует законодательной доработки и механизм реализации этого права. Было бы правильным дополнить пункт 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" указанием периода, когда военнослужащий может претендовать на получение жилплощади в избранном месте постоянного жительства.
Совершенствование законодательства - безусловно, важное и нужное дело. Но решить задачу государственного масштаба, какой является военно-жилищная проблема, можно только совместными и, главное, скоординированными усилиями минобороны, законодательной, исполнительной власти и отчасти, если хотите, правоохранительных структур. Органы военной прокуратуры, в рамках предоставленных нам полномочий, делают для этого все возможное.
Капитал на "мертвых душах"
Российская газета: С этого года военным в армии выплачивают повышенное довольствие. Но, как выяснилось, не всем и не сразу. Вы разбирались, почему были задержки с переводом денег?
Сергей Фридинский: Хочу сказать, что реформа денежного содержания - не просто своевременная, но и очень важная в социальном плане мера. Помимо улучшения жизни солдат и офицеров, она делает военную службу более привлекательной и престижной, повышает авторитет армии. В конечном итоге, это позитивно скажется на боеготовности войск.
Но, как и в случае с жильем, на первоначальном этапе реализации нового закона в минобороны допустили просчеты организационного плана. На наш взгляд, сначала нужно было провести реформу денежного довольствия, а потом реформировать финансовые органы. Сделали наоборот - и вот результат.
Только в этом году в Главную военную прокуратуру поступило 1800 жалоб от военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала Вооруженных сил. Люди написали о задержке их денежного довольствия, заработной платы и иных выплат. Это - почти пятая часть от общего числа всех обращений.
Российская газета: Можете привести конкретные примеры?
Сергей Фридинский: В начале года в военную прокуратуру обратился экипаж подводной лодки стратегического назначения Северного флота. Суть жалобы - морякам не полностью выплатили денежное довольствие за январь-февраль и задержали расчет по так называемым отпускным. Из-за этого семьи военнослужащих не смогли выехать к местам проведения отпуска. Дело в том, что экипаж этой подлодки тогда находился на отдыхе перед очередным этапом государственных испытаний корабля. После нашего вмешательства задолженность по денежному довольствию быстро ликвидировали.
А вот пример иного плана. В ряде случаев выплаты военнослужащим производились в завышенном размере. Например, на Балтийском флоте только за январь таким образом переплатили 6,3 миллиона рублей.
Если говорить в целом, то в январе-феврале тысячи военнослужащих и членов их семей не были обеспечены полностью либо частично положенными им деньгами. Это случилось из-за ненадлежащего взаимодействия между департаментом финансового обеспечения, военными финансовыми органами на местах, Главным управлением кадров и Единым расчетным центром минобороны - ЕРЦ.
Тогда же стало ясно, что он не обладает достаточными для такого объема работы техническими возможностями. Только сейчас положение дел начинает понемногу выправляться.
Российская газета: Этот центр, к тому же, находится в Москве, а гарнизоны разбросаны по всей стране.
Сергей Фридинский: Конечно, для исправления ситуации нужно бы разгрузить ЕРЦ. Большую часть расчетов производить ближе к местам расположения войск - штабам соединений, округов, флотов. Тогда наверняка повысится оперативность в работе, будет возможность быстро исправлять ошибки.
Кроме того, требует совершенства контроль как за системой в целом, так и за отдельными чиновниками, работающими в новых финансовых органах. Ведь переход на безналичные расчеты, с одной стороны, ликвидировал возможность прямого изъятия наличных денег из касс, но, с другой стороны, так и не поставил надежный заслон финансовым махинациям.
Российская газета: Иными словами, воровать деньги в армии можно и при новой схеме расчетов?
Сергей Фридинский: Как говорят: на каждое действие есть противодействие. Например, наводя порядок в ЕРЦ, его руководитель обнаружила пропажу крупной денежной суммы. Она сразу обратилась в правоохранительные органы. Проверяли ее заявление сотрудники Московской городской военной прокуратуры. Факт хищения бюджетных средств подтвердился. Оказалось, что в марте этого года заместитель начальника расчетного управления ЕРЦ Игорь Билевич, начальник бюро управления N 2 Олег Муняев, экономист бюро управления N 3 Илья Соболев в помещении центра с чужих рабочих мест перевели 6,3 миллиона рублей на банковские карты 128 несуществующих военнослужащих Южного военного округа. По материалам прокурорской проверки было возбуждено уголовное дело по части 4 статьи 159 УК РФ - "Мошенничество в особо крупном размере". Обвинительное заключение утверждено, дело направлено в суд.
К уголовной ответственности привлечены начальник ЕРЦ минобороны по Ставропольскому краю Сергей Кочмин и ведущий бухгалтер этой организации Роман Горячев. По данным следствия, из 6,3 миллиона рублей в Ставрополье через банкоматы Горячев обналичил более 4 миллионов.
И подобных примеров, к сожалению, уже немало.
Вот почему я убежден - даже при наличии самой современной электронной бухгалтерии, жесткий контроль за чиновниками, работающими в системе денежного обеспечения военнослужащих, крайне необходим.
Фридинский Сергей Николаевич
16 июля 2012, 16:42
Интервью заместителя Генерального прокурора Российской Федерации — Главного военного прокурора Сергея Фридинского газете «Российская газета»
Построились
Главная военная прокуратура выявила нарушения практически на всех этапах
расселения армейских очередников
Российская газета: Сергей Николаевич, вы разбирались, почему сроки расселения военных очередников постоянно меняют? Денег на квартиры государство выделяет достаточно, дома по всей стране строят, а офицерские семьи годами ютятся по чужим углам.
Сергей Фридинский: Начать все-таки надо с того, что это очень непростая задача - дать жилье военнослужащим. К сожалению, долгие годы ею занимались по остаточному принципу. Поэтому быстро решить вопрос не получилось.
ЦИФРА: 30 уголовных дел было заведено за нарушения в военно-жилищной сфере.
С 2007 года государство предпринимает беспрецедентные меры, чтобы обеспечить жильем военнослужащих и тех, кто уже расстался с армией. Сегодня квартиры выделяют даже людям, которые много лет назад в силу разных причин "выпали" из жилищных списков минобороны и не получили положенную им жилплощадь в муниципальных образованиях.
Например, из-за законодательных и организационных коллизий остались без крыши над головой полторы тысячи моряков Северного флота, уволенные с военной службы более десяти лет назад. Их расселением занялись только после вмешательства руководителей государства.
Напомню, что в мае президент России обсуждал проблему жилья на совещании с руководством минобороны. Президент говорил о недостатках в работе военного ведомства и дал поручение исправить ситуацию. В связи с поставленной задачей мы провели определенную работу по поддержанию правопорядка в этой сфере.
Российская газета: Насколько я знаю, военные прокуроры неоднократно информировали минобороны, другие инстанции о безобразиях в военно-жилищной сфере.
Сергей Фридинский: По итогам наших проверок только за последние полтора года в минобороны внесены более 30 представлений об устранении нарушений закона. Проанализировав ситуацию, мы пришли к выводу: многие проблемы возникли из-за организационных просчетов во время подготовки реформы системы жилищного обеспечения. Смотрите, что произошло. В короткие сроки ликвидировали жилищные комиссии воинских частей и учреждений, из ведения квартирно-эксплуатационных органов вывели учет и распределение квартир. Взамен создали департамент жилищного обеспечения минобороны - ДЖО. А он с таким объемом работы не справляется.
Лишь в августе прошлого года в военных округах сформировали территориальные органы жилищного обеспечения. Тогда и наметились некоторые сдвиги. Однако всех проблем эти подразделения не сняли. Об этом свидетельствует значительный - почти на 20 процентов - рост обращений граждан в органы военной прокуратуры. В итоге нам удалось восстановить жилищные права более 81 тысячи человек. Свыше 700 должностных лиц привлечено к различным видам ответственности, возбуждено около 30 уголовных дел. Нужно сказать, что работа проделана не впустую - нарушения закона реально устраняются.
Градус квартирного кипения
И чем же грешат чиновники?
Сергей Фридинский: Нарушения есть на всех этапах - начиная с учета нуждающихся, определения потребности в жилье, выбора подрядных строительных организаций, и завершая приемкой объектов, их государственной регистрацией и распределением жилплощади.
Мы обратили внимание на такой момент. После звонков и визитов в ДЖО возмущение людей, которые годами ждут собственного угла, нередко достигает градуса кипения. С их обращениями чиновники департамента работают из рук вон плохо, а подчас - вовсе игнорируют. В прошлом году каждый третий заявитель жаловался военным прокурорам, что в ДЖО и на сайте минобороны невозможно получить информацию о включении в реестр, узнать свое место в жилищной очереди и хотя бы приблизительную дату вселения. А каждый четвертый написал о неправомерных действиях или бездействии должностных лиц департамента.
На эти проблемы мы не раз обращали внимание руководства минобороны.
Российская газета: Из читательской почты знаю, что творится в единой квартирной очереди минобороны. Человек уверен, что его семья есть в реестре, а через год-другой с удивлением узнает: в ведомственных списках не числится. Вы с такими ситуациями часто сталкиваетесь?
Сергей Фридинский: Мы системно работаем над устранением этих нарушений. И, как правило, удовлетворяем большую часть жалоб по этим вопросам. К примеру, свыше 500 военнослужащих в Западном военном округе не попали в реестр, несмотря на наличие всех необходимых документов. Произошло это по вине должностных лиц департамента и ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения". Права очередников по нашему требованию были восстановлены.
Мы выявили нарушения порядка учета нуждающихся в жилье в Центральном, Восточном и Южном военных округах. Известны факты, когда чиновники ДЖО направляли извещения о распределении одной и той же квартиры сразу нескольким военнослужащим. По каждому такому случаю были организованы проверки, восстановлены права граждан, а виновные лица привлечены к ответственности.
Российская газета: Между тем чиновники минобороны нередко ссылаются на несговорчивых очередников. Мол, все требуют Москву, никто не хочет ехать в провинцию. А там уже квартир накупили - теперь стоят пустые, ждут хозяев. Кто-нибудь за такую трату государственных денег ответит?
Сергей Фридинский: "Несговорчивость" очередников - далеко не главная причина подобных ситуаций. Да и в конечном итоге люди заслужили своим трудом это право. А вот приобретение, распределение и заселение готовых квартир нередко связано опять же с ненадлежащей работой должностных лиц.
Российская газета: Почему такое происходит? Неужели в департаменте жилобеспечения разучились считать?
Сергей Фридинской: Внятных объяснений таким ситуациям никто не дает. Да и что можно объяснить. Возьмем Томск. Там минобороны купило 1659 квартир - при том, что на учете нуждающихся в гарнизоне состояли всего 268 военнослужащих. В Тюмени при наличии 272 очередников имеется 1412 квартир. Со значительным превышением потребности закуплено жилье в Пензе, Волгодонске, Армавире, других городах.
Когда разбираешься в таких ситуациях, мысли в отношении соответствующих должностных лиц приходят не очень хорошие. И только из-за отсутствия прямого ущерба государству по этим фактам не возбуждались уголовные дела. Тут, видимо, не должно быть предела совершенству нашей работы. Будем искать другие подходы.
Российская газета: Есть жесткие нормы предоставления военным бесплатного жилья. Помещение чуть больше - туда уже не въедешь. Вы не интересовались в минобороны, зачем они покупают квартиры, которые, к примеру, для семьи из трех человек малы, а из четырех - слишком большие?
Сергей Фридинский: Дело в том, что жилье у нас не строят и не продают "под семьи". Сюда же нужно прибавить недостоверную информацию о параметрах жилья. Из-за подобных нестыковок людям отказывают в заключении договоров социального найма. К примеру, купленная управлением госзаказа минобороны в Красноярске квартира вместо предусмотренной контрактом общей площади в 82,4 квадратных метра фактически не превышала 73. Тем не менее ее распределили семье подполковника медицинской службы В. Ярославского. В итоге пять человек оказались в жилье на 17 метров меньше положенного.
А вот ситуация, которую впору назвать кульминацией бюрократии. Целый год ДЖО не разрешал семье майора М. Макеичева оформить договор социального найма трехкомнатной квартиры в Красноярске. В департаменте просто ошибочно думали, что там превышены нормы, а пересчитать "квадраты" чиновникам было недосуг. Для этого потребовалось вмешательство Главной военной прокуратуры.
В этой связи уместно будет напомнить, что с прошлого года закон предоставил очередникам право доплачивать за лишние метры в выделенной квартире.
Московский долгострой
Российская газета: Не могу обойти стороной Москву. Суды постоянно принимают решение о выделении военным и отставникам столичного жилья. А в минобороны им советуют брать квартиру в Подмосковье. Разве это по закону?
Сергей Фридинский: Сегодня право на получение жилья в столице имеют более 9 тысяч военнослужащих. Есть более 1200 судебных решений, обязывающих минобороны предоставить людям квартиры в Москве. Однако они не исполняются годами, срок по отдельным искам превысил 5 лет.
Проблема не только в нормативе стоимости одного метра столичной жилплощади. Ситуацию усугубляют еще и чисто бюрократические препоны.
Неэффективно ведется работа по так называемому незавершенному строительству. Есть проблемы и с оформлением документов на жилые помещения по ранее заключенным инвестиционным и государственным контрактам.
Более 10 объектов, строительство которых началось от 5 до 8 лет назад, до настоящего времени не введены в строй. Как правило, это связано с тем, что чиновники, давшие разрешение на строительство, не оформили необходимые документы на вовлеченные в хозяйственный оборот земельные участки. Не проводился конкурсный отбор инвесторов и не согласовывались решения о вовлечении имущества Российской Федерации в хозяйственный оборот с представителем собственника - Росимуществом.
По всем фактам нарушения законодательства приняты меры прокурорского реагирования. Положение дел меняется крайне медленно, но меняется. В июне 2011 года минобороны заключило государственный контракт на строительство значительного количества жилых домов в столице.
Российская газета: На ваш взгляд, могут ли ускорить расселение военных очередников какие-то законодательные решения?
Сергей Фридинский: Дополнительные меры нормативно-правового характера, конечно, нужны. Свои предложения по совершенствованию жилищного законодательства мы внесли в парламент и федеральные органы исполнительной власти. Кроме того, активно участвовали в обсуждении других инициатив.
О чем идет речь? Например, в действующем законе отсутствует четко прописанная норма, с какого момента военнослужащий может быть признан нуждающимся в обеспечении жильем по избранному месту постоянного проживания. Требует законодательной доработки и механизм реализации этого права. Было бы правильным дополнить пункт 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" указанием периода, когда военнослужащий может претендовать на получение жилплощади в избранном месте постоянного жительства.
Совершенствование законодательства - безусловно, важное и нужное дело. Но решить задачу государственного масштаба, какой является военно-жилищная проблема, можно только совместными и, главное, скоординированными усилиями минобороны, законодательной, исполнительной власти и отчасти, если хотите, правоохранительных структур. Органы военной прокуратуры, в рамках предоставленных нам полномочий, делают для этого все возможное.
Капитал на "мертвых душах"
Российская газета: С этого года военным в армии выплачивают повышенное довольствие. Но, как выяснилось, не всем и не сразу. Вы разбирались, почему были задержки с переводом денег?
Сергей Фридинский: Хочу сказать, что реформа денежного содержания - не просто своевременная, но и очень важная в социальном плане мера. Помимо улучшения жизни солдат и офицеров, она делает военную службу более привлекательной и престижной, повышает авторитет армии. В конечном итоге, это позитивно скажется на боеготовности войск.
Но, как и в случае с жильем, на первоначальном этапе реализации нового закона в минобороны допустили просчеты организационного плана. На наш взгляд, сначала нужно было провести реформу денежного довольствия, а потом реформировать финансовые органы. Сделали наоборот - и вот результат.
Только в этом году в Главную военную прокуратуру поступило 1800 жалоб от военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала Вооруженных сил. Люди написали о задержке их денежного довольствия, заработной платы и иных выплат. Это - почти пятая часть от общего числа всех обращений.
Российская газета: Можете привести конкретные примеры?
Сергей Фридинский: В начале года в военную прокуратуру обратился экипаж подводной лодки стратегического назначения Северного флота. Суть жалобы - морякам не полностью выплатили денежное довольствие за январь-февраль и задержали расчет по так называемым отпускным. Из-за этого семьи военнослужащих не смогли выехать к местам проведения отпуска. Дело в том, что экипаж этой подлодки тогда находился на отдыхе перед очередным этапом государственных испытаний корабля. После нашего вмешательства задолженность по денежному довольствию быстро ликвидировали.
А вот пример иного плана. В ряде случаев выплаты военнослужащим производились в завышенном размере. Например, на Балтийском флоте только за январь таким образом переплатили 6,3 миллиона рублей.
Если говорить в целом, то в январе-феврале тысячи военнослужащих и членов их семей не были обеспечены полностью либо частично положенными им деньгами. Это случилось из-за ненадлежащего взаимодействия между департаментом финансового обеспечения, военными финансовыми органами на местах, Главным управлением кадров и Единым расчетным центром минобороны - ЕРЦ.
Тогда же стало ясно, что он не обладает достаточными для такого объема работы техническими возможностями. Только сейчас положение дел начинает понемногу выправляться.
Российская газета: Этот центр, к тому же, находится в Москве, а гарнизоны разбросаны по всей стране.
Сергей Фридинский: Конечно, для исправления ситуации нужно бы разгрузить ЕРЦ. Большую часть расчетов производить ближе к местам расположения войск - штабам соединений, округов, флотов. Тогда наверняка повысится оперативность в работе, будет возможность быстро исправлять ошибки.
Кроме того, требует совершенства контроль как за системой в целом, так и за отдельными чиновниками, работающими в новых финансовых органах. Ведь переход на безналичные расчеты, с одной стороны, ликвидировал возможность прямого изъятия наличных денег из касс, но, с другой стороны, так и не поставил надежный заслон финансовым махинациям.
Российская газета: Иными словами, воровать деньги в армии можно и при новой схеме расчетов?
Сергей Фридинский: Как говорят: на каждое действие есть противодействие. Например, наводя порядок в ЕРЦ, его руководитель обнаружила пропажу крупной денежной суммы. Она сразу обратилась в правоохранительные органы. Проверяли ее заявление сотрудники Московской городской военной прокуратуры. Факт хищения бюджетных средств подтвердился. Оказалось, что в марте этого года заместитель начальника расчетного управления ЕРЦ Игорь Билевич, начальник бюро управления N 2 Олег Муняев, экономист бюро управления N 3 Илья Соболев в помещении центра с чужих рабочих мест перевели 6,3 миллиона рублей на банковские карты 128 несуществующих военнослужащих Южного военного округа. По материалам прокурорской проверки было возбуждено уголовное дело по части 4 статьи 159 УК РФ - "Мошенничество в особо крупном размере". Обвинительное заключение утверждено, дело направлено в суд.
К уголовной ответственности привлечены начальник ЕРЦ минобороны по Ставропольскому краю Сергей Кочмин и ведущий бухгалтер этой организации Роман Горячев. По данным следствия, из 6,3 миллиона рублей в Ставрополье через банкоматы Горячев обналичил более 4 миллионов.
И подобных примеров, к сожалению, уже немало.
Вот почему я убежден - даже при наличии самой современной электронной бухгалтерии, жесткий контроль за чиновниками, работающими в системе денежного обеспечения военнослужащих, крайне необходим.
Все права защищены