Ветераны Великой Отечественной войны - участники войны

Назад Рахматуллин Нургаян Хайрутдинович

Нургаян Рахматуллин родился 15 декабря 1925 года в селе Верхние Чебеньки Сакмарского района Оренбургской области.

Образование высшее. Призван в ряды РККА в январе 1943 года, направлен в Колтубановскую школу молодых командиров в Оренбургской области. В июне 1943 года окончил учебу в поселке Алкино Башкирской АССР и направлен в дей­ствующую армию.

Был зачислен в 867-й стрелковый полк 271-й стрелковой дивизии 18-й армии 4-го Украинского фронта. Капитан.

Из воспоминаний:

«В июне 1943-го я, свежеиспеченный младший сержант, попал в дей­ствующую армию. Тогда из Башкирии на фронт пришло свежее пополнение — несколько эшелонов солдат и младших командиров. И там, на фронте, в первый же день эти эшелоны попали под сильней­шую бомбежку. Много моих товарищей было ранено и убито...

Помню свой самый первый бой. Мы начали боевые действия в Вин­ницкой области. Пошли в атаку, освободили какой-то населенный пункт. Я забежал в одну украинскую хату, смотрю, лежит парнишка. Я тогда первый раз в жизни увидел живого фашиста. Вскинул авто­мат, дал по нему три очереди. Он, наверное, толком и проснуться не успел. До сих пор помню его лицо. Мне тогда было 18 лет, ему чуть больше. Вокруг шел бой, а он спал. Я бы не выстрелил, но он сунул руку под подушку. Потом из-под подушки я забрал его пистолет».

Прошел с боями Донбасс, Северный Кавказ, Карпаты, участвовал в освобожде­нии Румынии, Венгрии, Польши и Чехословакии.

В апреле — мае 1945 года находился в районе Кракова и какое-то время про­живал в казармах на территории освобожденного концентрационного лагеря Освенцим.

Награжден орденами Славы III степени, Отечественной войны I степени, меда­лями «За отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Из воспоминаний:

«В Польше нас разместили в Освенциме, в бывшей офицерской казарме. Лагерь занимал несколько десятков километров. Там еще жили люди, ждали отправки на Родину — каждый на свою. Фашисты свозили их со всей Европы эшелонами. Потом сортировали: крепких — направо, худеньких, ослабленных — налево. «Левых» отправляли «в баню», заводили в специальные кабинки, раздевали, вместо воды пускали газ. Потом пол автоматически опрокидывался, и трупы падали в печь. Пепел сожженных людей аккуратно упаковывали в паке­тики и отправляли в Германию как удобрение. Страшные печи Освенцима мы уже не увидели. Их в первый же день взорвали солдаты, освобождавшие лагерь. Но осталась колючая проволока в три ряда, по которой уже не проходил ток, и огромные, заполненные водой рвы вокруг нее».

После Победы продолжил учебу в Львовском пехотном училище, которое окон­чил в 1949 году. В дальнейшем служил в 24-й механизированной дивизии, был направлен на учебу в Ленинградское военно-политическое училище имени Ф. Энгельса.

По окончании учебы был назначен заместителем командира подразделения по политической части. В 1956 году демобилизовался из армии и вернулся на родину в Оренбургскую область. Был приглашен на работу в партийные органы, работал председателем колхоза, учился во Всесоюзном юридическом заочном институте, который окончил в 1968 году.

С июля 1969 года работал следователем прокуратуры Ермекеевского района Башкирии, в августе 1970 года переведен следователем Ишимбайской межрай­онной прокуратуры. В мае 1971 года назначен прокурором Бакалинского района.

С июля 1976 по июль 1982 года работал старшим помощником Ишимбайского межрайонного прокурора. В последующем работал помощником прокурора в Стерлитамакском и других районах республики. В 1987 году вышел на пенсию. Продолжил работать начальником юридического отдела на заводе «Трансмаш» в Ишимбае.

Умер Нургаян Хайрутдинович в 2010 году. Похоронен в Стерлитамаке.