Интервью и выступления

Интервью первого заместителя прокурора Республики Бурятия Шевченко А.В. на радио ГТРК «Бурятия»
  Текст

Судебное разбирательство – основная стадия уголовного судопроизводства, поскольку только на этой стадии процесса лицо может быть признано виновным в совершении преступления и ему может быть назначено наказание, предусмотренное уголовным законом.

– Алексей Валентинович, какова роль прокурора в рассмотрении  судами уголовных дел?

– От имени государства обвинение по уголовному делу поддерживает государственный обвинитель, которым в соответствии с законом является должностное лицо органа прокуратуры.

Приказ Генерального прокурора Российской Федерации «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» предписывает считать участие в рассмотрении уголовных дел судами одним из важнейших направлений в деятельности органов прокуратуры. В текущем году с участием прокурора рассмотрено свыше 4,5 тыс. уголовных дел, в прошлом году около 10 тыс. дел.

– Во всех случаях государственный обвинитель обязан поддерживать обвинение, независимо от доказанности вины подсудимого и других обстоятельств дела?

– Участие государственного обвинителя в ходе судебного следствия является наиболее ответственным. Именно здесь, в условиях непосредственности и гласности, государственному обвинителю предоставляется возможность отстаивать перед судом предъявленное подсудимому обвинение. Гособвинитель способствует принятию судом законного, обоснованного и справедливого решения.

Но в роли обвинителя прокурор выступает лишь в случаях, когда у него есть основания обвинять. Если в ходе судебного разбирательства государственный обвинитель придет к убеждению, что для обвинения нет достаточных оснований, он может и должен отказаться от обвинения. Возможен как частичный, так и полный отказ от обвинения. Ведь государственный обвинитель во всех случаях исполняет наряду с обвинительной еще и правозащитную функцию, и когда требует более сурового наказания, и когда настаивает на оправдательном приговоре. Он защищает права граждан перед лицом закона.

– Не считаете ли Вы, что суды более склонны к обвинению человека, нежели к оправданию? Ведь количество оправдательных приговоров в России по-прежнему ничтожно мало.

– Не могу с Вами согласиться. Уголовное судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон. Суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или стороне защиты.

В свою очередь, стороны равноправны перед судом, прокурор никакими преимуществами по сравнению со стороной защиты в судебном разбирательстве не обладает. Суд имеет возможность услышать и взвесить все доводы, как в пользу обвинения, так и в пользу подсудимого.

Но исследование обстоятельств преступления начинается гораздо раньше – на этапе предварительного следствия, и даже еще раньше – при проведении доследственной проверки по факту сообщения о преступлении.

Разобравшись, следствие не без участия прокурора решает дальнейшую судьбу дела. Нередко прекращает его. Ведь одна из задач прокурора – своевременно воспрепятствовать незаконному уголовному преследованию. Не случайно так велико у нас число решений об отказе в возбуждении и о прекращении уголовных дел на досудебной стадии. Именно в этих решениях и следует видеть потенциальные оправдательные приговоры.

Другое возможное решение по делу – направление его в суд. Для этого требуются очень весомые и, безусловно, законные основания. В их наличии или отсутствии должен убедиться прокурор при утверждении обвинительного заключения. Оценив представленные материалы, прокурор решает, достаточно ли собрано по делу доказательств и подтверждают ли они вину обвиняемого. Иными словами, в суд должно быть направлено качественно расследованное уголовное дело.

– Известно, что функция  государственного обвинителя не ограничивается участием в судебном разбирательстве суда первой инстанции, он участвует при рассмотрении судом уголовных дел на других стадиях уголовного судопроизводства.

– Суд апелляционной инстанции наделен полномочиями рассмотрения дела по существу. Эти полномочия позволяют государственному обвинителю и стороне защиты активно участвовать в предоставлении и исследовании новых доказательств и иными способами отстаивать свои позиции на основе состязательности и равноправия сторон. Рассмотрев дело по существу, суд апелляционной инстанции вправе постановить новый приговор или вынести иное судебное решение.

Бывает и так, что государственный обвинитель, не согласившись с решением суда, обжалует его в части назначения судом сурового наказания. К примеру, в г. Улан-Удэ молодой человек осужден за покушение на кражу чужого имущества. Судом ему назначено наказание в виде 1 года 2 месяцев лишения свободы. Однако, при принятии решения суд не учел, что преступление является неоконченным и уголовное дело рассмотрено в упрощенном порядке судопроизводства, то есть с полным признанием вины и согласием с предъявленным обвинением. Суд апелляционной инстанции, согласившись с доводами прокурора, приговор суда изменил и смягчил осужденному наказанию.

Государственный обвинитель активно использует свои полномочия в судах проверочных инстанций. В первую очередь, это принесение апелляционных представлений. За 2019 год государственными обвинителями органов прокуратуры республики принесены представления в отношении 191 лица, 94 % из них судом апелляционной инстанции признаны обоснованными. При наличии определенных условий мы стараемся возбудить спор и добиться от суда решения, которое, по нашему мнению, наиболее соответствует духу и букве закона.

За прокурором закреплено право принесения кассационного представления на незаконные и необоснованные судебные решения. Конечно, такими же процессуальными правами наделены осужденные, потерпевшие, а также иные лица в части, затрагивающей их законные интересы. Зачастую указанные лица обращаются с просьбой обжаловать решение суда именно в прокуратуру, поскольку попросту не в силах разобраться в проблеме и грамотно подготовить кассационную жалобу. В прокуратуре республики проверкой законности вступивших в силу судебных решений занимается кассационный отдел уголовно-судебного управления. Сотрудники отдела – это опытные работники, имеющие большой стаж работы на данном направлении прокурорской деятельности.

– Алексей Валентинович, расскажите слушателям об изменениях в судебной системе Российской Федерации в связи с созданием апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции.

– В конце июля 2018 года подписан и вступил в силу Федеральный конституционный закон о создании новой системы апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции, не связанных рамками административно-территориального деления субъектов Российской Федерации.

В настоящее время суды субъектов нашей страны совмещают функции сразу нескольких судебных инстанций по одним и тем же делам. Поэтому реформа процессуального законодательства была обусловлена необходимостью территориального разделения инстанций по разным регионам, что должно привести к повышению объективности судопроизводства. 

Законом определено пять апелляционных судов с дислокацией в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Нижнем Новгороде и Новосибирске.

Кассационные жалобы и представления, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, рассматриваемые сейчас президиумами судов субъектов, передаются в специально созданные кассационные суды. Всего их создано девять с дислокацией в Саратове, Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Пятигорске, Самаре, Челябинске, Кемерово, Владивостоке.

Все субъекты Российской Федерации отнесены к конкретным апелляционным и кассационным судам. Например, не вступившие в законную силу приговоры Верховного суда Республики Бурятия, вынесенные им по первой инстанции, необходимо обжаловать в Пятый апелляционный суд, расположенный в г. Новосибирске.

Вступившие в силу приговоры и постановления районных и мировых судей, а также апелляционные приговоры, определения и постановления Верховного суда республики участникам уголовного процесса следует обжаловать в Восьмой кассационный суд, который будет находиться в г. Кемерово. Приговоры Верховного суда республики по-прежнему подлежат обжалованию в Верховный Суд РФ.

– Кто вправе обжаловать постановленные судебные решения по уголовным делам?

 В части субъектов обжалования закон изменений не претерпел. По-прежнему этим правом наделены осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, потерпевшие, государственный обвинитель и вышестоящий прокурор, а также иные заинтересованные лица.

А вот порядок кассационного рассмотрения меняется очень существенно. Сейчас действует система выборочной кассации, при которой вопрос о передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании решает один из судей регионального суда. В итоге только незначительный процент жалоб преодолевает такой фильтр. Выборочная система будет заменена на сплошную, при которой по существу рассматриваются все поданные жалобы. Для гражданина это гарантия прохождения его дела в судах трех инстанций – первой, апелляционной и кассационной, как это сейчас происходит в арбитраже.

– Когда новые суды начнут работу?

– Суды будут считаться образованными с момента назначения на должности не менее половины от установленной численности судей соответствующего суда. Решение о начале деятельности новых судов должен принять Пленум Верховного Суда РФ не позднее 1 октября 2019 года. Ныне действующие суды продолжат рассматривать жалобы, поданные до начала работы соответствующего апелляционного или кассационного суда.

 – Алексей Валентинович, какими на Ваш взгляд качествами должен обладать государственный обвинитель?

-Государственный обвинитель для нас – ключевая фигура уголовного преследования. Именно он от имени государства представляет суду результаты работы всех: и оперативных сотрудников и следователей.

Поэтому законность и обоснованность приговора как итогового акта правосудия во многом зависят  от активной позиции и профессионализма государственного обвинителя.

Искусство доказывания обвинения в состязательном уголовном процессе напрямую зависит от знания прокурором материалов уголовного дела, действующего законодательства, материалов судебной и прокурорской практики. Государственный обвинитель должен постоянно заниматься изучением действующего законодательства.

Профессиональное мастерство государственного обвинителя особенно важно в процессе с участием присяжных заседателей. Прокурор в ходе судебного следствия и прений сторон должен суметь убедить в правильности и обоснованности своей позиции, поскольку присяжные заседатели не являются профессиональными судьями. При принятии решения они руководствуются своими внутренними убеждениями. Государственному обвинителю необходимо не только знать закон, но и обладать такими качествами, как коммуникабельность, умение расположить к себе присяжных заседателейПо таким делам поддерживать обвинение поручается наиболее опытным прокурорам, прошедшим специальную профессиональную подготовку. В нашей республике с 2018 года судами с участием коллегии присяжных заседателей рассмотрено 10 уголовных дел.

Подводя итог сказанному, хочу отметить, что принцип верховенства закона является основным во всей профессиональной деятельности прокурора. Действуя профессионально и беспристрастно, проявляя уважение к достоинству и правам человека, прокурор обязан быть неподкупным и справедливым.

Распечатать