Интервью и выступления

Выступление прокурора Республики Бурятия Филичева М.Ю. в российском региональном еженедельнике «МК в Бурятии» о результатах работы органов прокуратуры Республики Бурятия в сфере противодействия коррупции
  Текст

– Коррупция является разрушающим элементом любого государственного аппарата и общества в целом. Как бы Вы могли охарактеризовать состояние борьбы с этим явлением в регионе?

– Вы правильно отметили, коррупция дискредитирует власть и порождает недоверие к ней, тем самым подрывая фундаментальные основы деятельности государства. В этой связи прокуроры и иные правоохранительные органы ориентированы на бескомпромиссную работу по выявлению и пресечению коррупционных проявлений.

В текущем году благодаря слаженной работе органов прокуратуры республики, УФСБ России по республике, СУ СК России по республике, МВД по республике, контролирующих органов удалось достичь эффективности в борьбе с коррупцией – существенно по сравнению с прошлым годом увеличилось число зарегистрированных преступлений коррупционной направленности (за 10 месяцев 2024 г. – 216, 2023 год - 151).

По расследованным уголовным делам обвинительные приговоры постановлены в отношении 50 лиц.

Пристальное внимание акцентировано на защите бюджетных средств, выделяемых на социальную сферу, развитие бизнеса, реализацию нацпроектов и государственных программ.

 

– Борьба с коррупцией – задача многих структур, локомотивом в этом направлении исторически являются органы прокуратуры. Каких результатов удалось достичь прокурорам в 2024 году?

– Отмечу в целом положительные итоги системной работы прокуроров.

В истекшем периоде 2024 г. выявлены 632 нарушения коррупционной направленности, для их устранения внесены 335 актов прокурорского реагирования, предъявлены 36 исков на общую сумму 22,6 млн рублей.

По материалам прокуроров возбуждены 24 уголовных дела о превышении чиновниками своих полномочий, оплаты ими невыполненных работ по фиктивным документам.

В регионе нарабатывается судебная практика по взысканию с чиновников денежных средств, законность получения которых не подтверждена. Для примера. В этом году удовлетворены исковые требования прокурора Иволгинского района о взыскании с бывшего сотрудника органа правоохраны денежных средств в размере практически 2 млн рублей. На рассмотрении Железнодорожного суда г. Улан-Удэ находится иск прокуратуры республики о взыскании с сотрудника контрольного ведомства 22 млн рублей. Данные средства поступили на счета чиновника и ее супруга в 2021-2023 гг. от неустановленных лиц, в том числе наличными денежными средствами. При этом среднегодовой доход супругов не превышал 5 млн рублей.

 

– Одно из основных направлений антикоррупционной деятельности – борьба со взяточничеством. Интересуют общая динамика выявляемых коррупционных преступлений этого вида, примеры.

– Правоохранительными органами республики за 2023 год, 10 месяцев 2024 г. выявлены 158 преступлений о фактах взяточничества. Из них 30 взяток в крупном и особо крупном размерах.

К примеру, в марте текущего года за получение пяти взяток на общую сумму 1,8 млн рублей осужден бывший глава Иволгинского района
к 7 годам лишения свободы со штрафом в размере 2 млн рублей. Также судом ему запрещено занимать должности в органах государственной власти и местного самоуправления в течение 5 лет после освобождения из мест лишения свободы. Чиновник получал так называемые «откаты» за покровительство предпринимателей при заключении и исполнении муниципальных контрактов на территории района.

Нерадивые организации – подрядчики, в чьих интересах давались «откаты», по инициативе прокуроров привлечены к административной ответственности по статье 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Они не только оплатили штрафы в сумме 1 млн рублей, но и не смогут в течение двух лет участвовать в торгах для государственных и муниципальных нужд.

Бывший руководитель муниципального унитарного предприятия «Городские маршруты» приговорен судом к 4 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Он получал взятки от перевозчиков за то, что «убирал» с популярных маршрутов муниципальный транспорт: ограничивал их количество, ставил автобусы большой вместимости по иным маршрутам, увеличивал обеденные перерывы подчиненным ему водителям.

Завершено судебное следствие по уголовному делу в отношении бывшего сотрудника Госавтоинспекции, который за взятки незаконно возвращал водительские удостоверения лицам, лишенным права управления транспортными средствами. Подсудимому назначено наказание в виде 8 лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима со штрафом в размере 1,6 млн рублей.

Пресечена деятельность организованной преступной группы, участники которой незаконно обеспечивали пребывание граждан КНР на территории России. Преступники за взятки оформляли фиктивные браки с гражданами России, составляли «фиктивные» справки по проверкам законности постановки иностранных граждан на учет по месту пребывания.

По данному делу к уголовной ответственности за получение взятки, превышение должностных полномочий привлечен бывший сотрудник отделения по вопросам миграции ОМВД России по Селенгинскому району, которому назначено наказание в виде 3 лет 8 месяцев лишения свободы в исправительной колонии общего режима.

В отношении остальных членов группы расследование идет к завершению.

По инициативе прокуроров в судебном порядке признаны недействительными «фиктивные» браки иностранных граждан и граждан России.

Исходя из приведенных примеров и в целом практики рассмотрения уголовных дел судами, стоит отметить, что складывается тенденция к более широкому применению коррупционерам в качестве наказания реальных сроков лишения свободы.

– Всегда ли взятка – это деньги?

– Нет, у большинства наших граждан принято считать взяткой только деньги. Это далеко не так. Взятка – это любые вещи, услуги, предоставление имущественных прав и так далее. К примеру, по одному из уголовных дел в качестве взятки должностному лицу было вменено получение подарочного сертификата. В другом случае, в качестве взятки служащему проведен дорогостоящий детейлинг принадлежащего ему автомобиля.

 

– Каков суммарный ущерб от коррупционных преступлений? В какой мере его удалось возместить?

– Безусловно, одним из главных векторов нашей работы является принятие исчерпывающих мер к компенсации причиненного вреда от коррупционных посягательств.

Общая сумма ущерба по расследованным уголовным делам в текущем году составила 68,5 млн рублей. Принятыми мерами получилось вернуть в бюджеты 14 млн рублей, для обеспечения возмещения оставшегося ущерба арестовано имущество коррупционеров на 62 млн рублей.

 

– Одной из ключевых задач государственной антикоррупционной политики является создание законодательства, препятствующего совершению коррупционных правонарушений. Какую роль играют в этом органы прокуратуры?

– Законность и прозрачность нормативных правовых актов обеспечивается посредством института антикоррупционной экспертизы, нацеленного прежде всего на профилактику коррупции. За 11 месяцев текущего года прокурорами выявлены 346 коррупциогенных факторов в 243 нормативных актах.

Для достижения наиболее эффективных результатов мы внедряем новые подходы, в том числе формат общественной правовой экспертизы. К примеру, весной 2024 г. проведена Декада правовой экспертизы нормативных правовых актов республики. В работу удалось вовлечь не только уполномоченные органы в лице Управления Министерства юстиции России по республике, правовых служб органов власти и местного самоуправления, но и представителей студенческого и научного сообщества. Тем самым обеспечивается профилактика коррупционных рисков в фундаменте деятельности органов – ее нормативной основе.

 

– Какая работа проводится прокурорами республики по проверке доходов и расходов чиновников, достоверности указания имущества и имущественных прав членов их семей?

– По результатам проведенных в текущем году прокурорами проверок к дисциплинарной ответственности за предоставление неполных и недостоверных сведений о доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера привлечены 213 должностных лиц. Зачастую служащие «забывают» указать все имеющиеся банковские счета, доходы от продажи недвижимости, транспортных средств. В преддверии декларационной кампании за 2024 год напоминаю о необходимости работникам государственных и муниципальных органов сверить данные о счетах, имуществе с банковскими организациями, регистрирующими органами.

В ходе контрольных мероприятий мы также следим за работой антикоррупционных комиссий в каждом органе и указываем на ненадлежащее исполнение обязанностей ответственными лицами.

По нашим мерам реагирования 18 положений о работе региональных комиссий по соблюдению требований к служебному поведению приведены в соответствие с федеральным законодательством.

 

– Последствием нарушения антикоррупционных запретов может послужить увольнение в связи с утратой доверия. Расскажите подробнее об этом институте юридической ответственности и практике его применения в регионе.

– Антикоррупционное законодательство в целом отличается суровыми мерами ответственности. За совершение наиболее серьезных правонарушений, к примеру, предоставление заведомо недостоверных сведений об имущественном положении, неурегулирование конфликта интересов, участие в предпринимательской деятельности, законодатель предусмотрел такую меру правовой ответственности, как увольнение в связи с утратой доверия.

Следует отметить, что данные об увольнении служащего по этому основанию подлежат включению в сводный общероссийской реестр, где отражаются в течение 5 лет с момента принятия акта, явившегося основанием для включения в реестр.

Нередко чиновники пытаются избежать ответственности за совершенные коррупционные правонарушения путем увольнения по собственному желанию. Чтобы это предотвратить прокуроры наделены полномочиями по обращению в суд для изменения основания и формулировки увольнения.

К примеру, прокуратурой Кабанского района вскрыт факт осуществления муниципальным служащим предпринимательской деятельности. При этом деньги на «стартап» чиновник получил в виде государственной социальной помощи по социальному контракту.

Прокурором района главе городского поселения внесено представление, однако лицо уволено со службы по собственному желанию. В связи с неприменением к служащему меры ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия, прокурором района в суд предъявлено исковое заявление. Решением районного суда основание увольнения должностного лица изменено на утрату доверия.

Недавно Северобайкальский городской суд удовлетворил иск прокурора о досрочном прекращении полномочий в связи с утратой доверия главы городского поселения «поселок Новый Уоян». Глава поселения не уведомила Совет депутатов о наличии личной заинтересованности при заключении муниципальных контрактов с организацией, в чьем помещении она проживала. Как показала проверка, данной организации неоднократно оказывались преференции со стороны муниципалитета.

 

– Какие превентивные меры противодействия коррупции используются в работе прокурорами?

– Важно понимать, что безусловно от профессионализма представителей власти зависят судьбы людей. Поэтому мы основательно подходим к просветительским мероприятиям, регулярно используем форматы обучающих семинаров коллективов органов власти и местного самоуправления, освещаем результаты своей деятельности в самых разных форматах. Для этих целей нами создан проект «Без коррупции», который направлен на освещение требований антикоррупционного закона, практики его применения и результатов надзорной деятельности прокуроров.

В преддверии Международного дня борьбы с коррупцией прокурорами проведен цикл просветительских мероприятий в органах власти и местного самоуправления, трудовых коллективах и образовательных организациях.

Понимая латентность коррупционных проявлений, мы не ограничиваемся стандартными инструментами прокурорского надзора. Большой эффект имеет формат личных встреч с гражданами и предпринимателями. Только реальный живой диалог с людьми позволяет своевременно выявить коррупционные риски и принять меры к их устранению.

И это не просто «красивые слова». Осенью этого года я лично встретился более чем с 50 предпринимателями-сельхозтоваропроизводителями. Результатом стало реформирование существующих порядков выделения субсидии на возмещение расходов на приобретение сельхозтехники, а также внесение изменений правил оказания платных услуг лесозаготовителям республики. Подчеркну, что каждый вопрос мы держим на контроле до окончательного его решения.

Подводя итог, отмечу, что с каждым годом наша работа по искоренению умысла недобросовестных лиц обогатиться за счет средств государства и интересов граждан и предпринимателей только усиливается. И мы намерены продолжить ее в новых масштабах.

Распечатать