Ветераны Великой Отечественной войны

  • 5 мая 2022, 14:16
Зиятдинов Масгут Кашапович прокурор Горно-Алтайской автономной области государственный советник юстиции 3 класса
  Текст
  2 Изображения
   

Родился 10 октября 1924 года в с. Денискино Шенталинского района Куйбышевской области в семье крестьянина.

В октябре 1942 года был призван в ряды Советской Армии Шенталинским райвоенкоматом и направлен в Ульяновское военное училище связи, где был зачислен курсантом. В июне 1943 года был направлен в Московскую школу старшим радиоспециалистом, где получил квалификацию радиотелеграфиста 3 класса. В октябре 1943 года был направлен в пятый отдельный гвардейский полк связи второй танковой армии и в составе этой части принимал участие в Великой отечественной войне в качестве радиотелеграфиста с октября 1943 года по день окончания войны, освобождая Румынию, Польшу, Германию.

Указом Президента Верховного Совета СССР награжден медалями «За боевые заслуги», «За участие в освобождении Варшавы», «За участие во взятии Берлина», «За участие  в Великой Отечественной войне».

Каждый приходит к своей профессии по-своему, Масгут Кашапович выбрал ее сознательно, находясь уже в зрелом возрасте, и оставался верен ей всю жизнь. После демобилизации вернулся домой и с 1947 по 1950 гг. работал судебным исполнителем Шенталинского районного суда, с одновременным обучением в заочной средней школе.

В 1950 г. поступил учиться в Куйбышевскую двухгодичную юридическую школу, которую закончил с отличием. По распределению был направлен на работу в прокуратуру Горно-Алтайской автономной области и в августе 1952 г. был назначен стажером следователя прокуратуры Усть-Канского района.

С 1952 по 1967 гг. работал следователем, помощником прокурора, следователем прокуратуры области, начальником следственного отдела, где проявил себя грамотным, думающим и знающим свое дело специалистом.

Без отрыва от работы в 1960 г. закончив Всесоюзный юридический институт получил высшее юридическое образование. В феврале 1967 г. был назначен на должность заместителя прокурора области, а в декабре 1974 г. – прокурором Горно-Алтайской автономной области. На основании приказа прокурора СССР от 19.04.1988 № 357-л освобожден от занимаемой должности в связи с выходом на пенсию.

Трудолюбие, добросовестность и принципиальность Зиятдинова М.К. были отмечены руководством и достойно оценены. Масгут Кашапович награжден орденом «Знак Почета», медалью «За отличную службу по охране общественного порядка», нагрудным знаком «Почетный работник прокуратуры». В 1983 году ему присвоено почетное звание «Заслуженный юрист РСФСР»,

К сожалению, военные годы и лишения не прошли бесследно, и через год после выхода на пенсию у него отказало сердце… Те, кому приходилось с ним работать или встречаться, отмечали его скромность, великодушие и человеческое обаяние.

 

(из воспоминаний Тюхтенева С.С. – кандидат юридических наук, профессор, бывший шеф-наставник)

 

     «Лучше переработать, чем недоработать»

                                                 М.К.Зиятдинов

 

В сентябре 1959 года я прибыл в Горно-Алтайск с приказом Генерального прокурора СССР Р.А.Руденко о назначении меня на должность заместителя прокурора области после окончания годичных курсов в прокуратуре СССР в г. Москва.

Меня принял прокурор области Попов Николай Филиппович и представил коллективам областной и городской прокуратур, т.к. они размещались в одном деревянном двухэтажном здании, которое ныне занимает Алтайкоммунпроект.

В аппарате областной прокуратуры работали в основном люди среднего и старшего возраста. По сравнению с ними я выглядел юнцом, мне было всего 30 лет, имел классный чин – младший советник юстиции. В областной прокуратуре к моему приходу работали люди с жизненным и профессиональным опытом, некоторые из них были фронтовики: областной прокурор Попов Н.Ф., старший помощник прокурора области по общему надзору Солыков А.Д.,  начальник следственного отдела Зиятдинов М.К., старший помощник прокурора области по надзору за органами милиции и местами заключения Степнов А.Е.,  старший помощник прокурора области по уголовно-судебному надзору Матиенко Ф.Ф., начальник спецчасти Суслова А.Ф. и водитель Сазонов Я.Г.

Кроме того, в аппарате прокуратуры работали опытные прокуроры: старший помощник прокурора по гражданским делам Зверева Е.И., помощник прокурора по общему надзору Снедков М.В., прокурор следственного отдела Судаков В.И., старший следователь областной прокуратуры Арзуманов В.С.

Прокурорами районов работали фронтовики П.С.Зорин, Н.Д. Кадыев, В.И. Хардиков, Н.Ф. Савостин, Н.Т. Савченко. Приказом областного прокурора на меня, как заместителя прокурора области, было возложено курировать направления, которыми занимались Зиятдинов М.К., Степнов А.Е., Матиенко Ф.Ф., Судаков В.И., Арзуманов В.С.

Масгут Кашапович, был непосредственно моим подчиненным и помогал мне в деле организации предварительного расследования уголовных дел. Мы с ним отвечали за качество расследования дел, соблюдение сроков следствия.

Тогда в областной прокуратуре был только один старший следователь и по одному следователю в каждой районной прокуратуре. Нередко возникали сложные и крупные в смысле расследования уголовные дела. Они расследовались Зиятдиновым М.К. и его помощником, прокурором следственного отдела Судаковым В.И.

Обладая редким талантом расследования уголовных дел, он всегда придерживался такого правила: «Лучше переработать, чем недоработать». Соблюдения этого принципа требовал и от старшего следователя прокуратуры области, и следователей районных прокуратур. У него на рабочем столе лежала книга весом килограмма три, которая называлась «Наставление молодому следователю», автором которой был легендарный следователь - Лев Шейнин, дослужившийся до начальника следственного управления прокуратуры СССР. В этой книге были такие наставления: «Сидя в тиши своего кабинета, не забывай процессуальные гарантии обвиняемого, его право на защиту и публичность Советского суда».

Масгут Кашапович с этой цитатой знакомил каждого следователя и на семинарских занятиях приводил им эту цитату. Следование указанному наставлению обеспечивало законность, обоснованность, полноту, объективность следствия.

Он был сверхобъективным следователем, а впоследствии начальником следственного отдела. Порой, он мне, как своему руководителю, докладывал расследуемое им самим дело, или дело, расследуемое старшим следователем или следователями райпрокуратур. По каждому делу излагал достоинства и недостатки, светлые и теневые стороны. Теневые стороны – это недоработки, пробелы следствия, подробно докладывал уголовные дела, по которым обвинительное заключение должны были подписать я или областной прокурор. Мне было приятно иметь такого помощника «очень высокой пробы». У него были очень хорошие деловые отношения с работниками уголовного розыска, ОБХСС и КГБ.

С самого начала моей работы в прокуратуре мы подружились с ним. В разговорах говорили не только о службе прокурорской, но и о его прошлой жизни, о войне…

С гвардейским полком связи второй танковой армии, которой командовал легендарный генерал Родимцев, он освобождал Польшу, Румынию, Германию, обеспечивая связь танковой армии. Рассказывал очень интересные моменты о боевой деятельности генерала Родимцева, который якобы постоянно носил в руках плетку и говорил, что это у него символ власти. Конечно, плетку он не применял, просто была у него такая привычка для поддержания высокой организованности и дисциплины в армии.

Заслуги Зиятдинова М.К. в органах прокуратуры нашей области, его трудолюбие, добросовестное отношение к порученному делу, принципиальность в решении вопросов неоднократно высоко оцененивались государством.

Все, кто с ним трудился и общался, знали его как обаятельного, скромного человека, грамотного профессионала, умелого организатора и руководителя, активного борца за укрепление в области законности, порядка и справедливости.

Дорогой друг и соратник Масгут Кашапович, мы тебя любили за твои дела и приятные улыбки…