Ветераны Великой Отечественной войны

  • 5 мая 2022, 14:20
Зорин Павел Савельевич советник юстиции
  Текст
  9 Изображения
   

родился 10 февраля 1921 года в селе Артыбаш Ойротской автономной области. В 1940 году был призван на службу в Советскую Армию, где прослужил до 1947 года.

День Победы втретил в должности начальника штаба дивизиона 476 гаубично-артиллерийского полка 52 гаубично-артиллерийской бригады 16 артиллерийской дивизии.

Позади были и годы тяжелых фронтовых будней. О том, как воевал Павел Савельевич, красноречиво говорят его боевые награды: ордена «Красной Звезды», «Отечественной войны 1 и 2 степени», медали «За отвагу», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией».

Демобилизовавшись из армии, в 1947 году вернулся на родину в Горный Алтай и попросил направить его на работу в прокуратуру. Более 36 лет было отдано этой нелегкой и беспокойной прокурорской службе, из них 33 года в должности прокурора Усть-Канского, Чойского, Улаганского, Онгудайского и Турочакского районов.

Если война закалила характер Зорина, то прокурорская служба оттачивала его. Постепенно накапливался опыт, рос профессиональный уровень. В 1956 году он без отрыва от работы закончил Всесоюзный юридический институт и получил высшее юридическое образование.

Сослуживцы всегда отмечали его трудолюбие, принципиальность, доброжелательное отношение к людям.

«08-09 августа 1943 года командир артиллерийской батарей Зорин Павел Савельевич в бою за Шаповаловку, Клочки (Харьковское направление) в районе колхоза Водяное выдвинул свою батарею на прямую наводку, подавил три минометных батареи и одну артиллерийскую батарею противника, мешавших успешному продвижению нашей пехоты вперед. В районе Шаповаловки и Клочки вел огонь по скоплению пехоты противника и роты автоматчиков противника.» За данный подвиг Павел Савельевич награжден орденом Отечественной войны II степени.

«05.01.1944 лейтенант Зорин П.С. при прорыве обороны противника показал себя храбрым и мужественным командиром. Поддерживая наступление части 793 стрелкового полка, 213 стрелковой дивизии расчищал путь пехоте. Огнем его батареи подавлено 2 пулеметные точки, минометная батарея и уничтожено два взвода пехоты противника. Когда противник контратаковал, лейтенант Зорин огнем своей батареи отбил контратаку. При продвижении пехоты вперед он не отставал от неё, держал тесную связь и менял своевременно боевые порядки, своевременно открывая огонь по мешающим продвижению пехоте целям.» За данный подвиг Павел Савельевич награжден Орденом Красной Звезды.

 «Товарищ Зорин в период подготовки прорыва проявил исключительную заботу о доведении плана артиллерийского наступления до каждого орудийного номера, - так описывают очередной его подвиг в документах о награждении медалью «За отвагу». - Во время прорыва в связи с отсутствием связи с командиром дивизиона принял командование двумя батареями на себя, выдвинулся лично в район «143» их расположения и руководил батареями в боевых порядках наступающей пехоты. Огнем батарей было уничтожено: одна минометная батарея, одна артиллерийская батарея, два станковых пулемета и одна радиостанция. В повседневной работе и в период преследования противника товарищ Зорин четко организовал марш продвижения и сам всегда находится в боевых порядках дивизиона.

Победу Павел Савельевич встретил в Венгрии, затем еще несколько лет служил в армии.

 

(из воспоминаний Остапенко А.В. – пенсионера органов прокуратуры Республики Алтай)

 

Встретились мы с Павлом Савельевичем в январе 1974 года, я приехал в прокуратуру Турачакского района для прохождения преддипломной практики. Зорина незадолго до моего приезда перевели из Онгудайского района, где он работал в должности прокурора. С позиции прошедших лет, понимаю, судьба ко мне была благосклонна. Случись мой приезд годом раньше, когда в районе был другой прокурор, и все было бы по иному.

Встретили тепло, приехав поздно вечером, для меня уже было подготовлено место для проживания, определили на квартиру к местной бабуле, за символическую плату. А когда я приехал уже окончательно на работу, заботами прокурора в течение месяца нам с супругой был выделен четырехкомнатный особняк. В дальнейшем, в своей работе с подчиненными, я также старался заботится о них.

В профессию Зорин водил меня очень тактично, сказывались навыки первоначальной педагогической подготовки. Документы, подготовленные мною, он обязательно проверял, и нередко, просто переписывал их, повторяя: «Вот примерно так…». Делалось это без каких-либо нареканий, нравоучений и упреков. В дальнейшей своей работе я применял именно этот стиль, не позволял себе просто  перечеркивать «писанину» начинающего специалиста с предложением написать  все заново. Личный пример у Зорина был поставлен во главу угла, он много работал и засиживался допоздна.  

О войне рассказывал неохотно. Дважды, без подробностей, рассказывал о  гибели его артдивизиона под Будапештом в Венгрии, когда из 250 человек в живых осталось только 6, сумевших перебежать по льдинам реки во время ледохода на другой берег. 

Все свои награды он надевал очень редко, носил только боевые, хотя были и другие: орден Отечественной войны 1 и II степени, медаль «За Победу над Германией» и другие.

В свое время мне удалось проводить Павла Савельевича в последний  путь. Его нет, но в душе остаются теплые воспоминания об этом добром, справедливом,  честном и мужественном человеке.