Ветераны Великой Отечественной войны

  • 5 мая 2022, 14:29
Савостина Клавдия Васильевна
  Текст
  4 Изображения
   

Савостиной Клавдии Васильевны – труженница тыла, вдова нашего ветерана, непосредственного участника Великой Отечественной войны Савостина Николая Филипповича.

1942 год 23 июня - окончила 10 класс и сразу получила повестку на трудовой фронт (по месту жительства). Клавдия Васильевна попала на Арженскую суконную фабрику. Приставили ее к прядильному станку, который состоял из двух половин: на первой сырье (шерсть) на бобинах, от них тянется полоска шерсти ко второй половине, которая, то дойдет к первой, то отойдет, по пути нить скручивается и наматывается на веретено. Так вот, ухватившись за эту часть станка, в течение всей смены и ходишь взад-вперед. Если нить обрывается, останавливаешь станок, соединяешь нить и дальше… Трудно было выстаивать смену, но об этом даже и не думали, ведь сукно этой фабрики шло на нужды фронта - на шинели.

Война шла, разгоралась, редели трудовые кадры, в том числе и учительские. Педучилище объявило о наборе студентов и ее отпустили на учебу. Обучение шло по ускоренной программе, главным было – практическая сторона. Училище находилось в 7 км от дома.

Через год - она уже учитель начальных классов. Направили в далекое село, в 20 км от дома.

Год проработав, она поступила в учительский институт  г.Тамбова, где обучение проходило также по скоростной программе. Тяжело было материально, но она получала стипендию. В 1946 году уже учительница русского языка и литературы, снова попала на работу в ту же, дальнюю деревеньку. Встретилась с бывшей коллегой, которая помогла ей устроиться на квартиру.

Когда шли в школу за вещами, на перекрестке дорог им на встречу молодой человек в галифе защитного цвета, в майке и в шерстяных носках. Тогда о тапочках и не думали - послевоенная разруха, бедность…

 Он с отцом на огороде молотил просо, шел в сельский совет за газетою на курево. И вот подружка произносит: «Я тебя сейчас познакомлю с этим парнем..» Это оказался ее будущий муж – Савостин Николай Филипович. Через 4 месяца он уже посватался за Клавдию Васильевну.

54 года совместной жизни, пока Николай Филиппович не ушел из жизни, мысли о войне, воспоминания не покидали его. Все время в разговоре сравнивал: «….а вот на фронте было так….», «..вот при наступлении потеряли мы столько солдат..»

Прослужил Савостин Н.Ф. в органах прокуратуры с мая 1961 г. до ухода на пенсию в 1995 г.: сначала работал помощником прокурора Майминского района, а 8 июня 1963 года был назначен прокурором Майминского района и состоял в этой должности бессменно 20 лет, затем продолжал работать в прокуратуре старшим помощником прокурора области, помощником прокурора Майминского района.

Клавдия Васильевна ушла из жизни в связи с болезнью на 96 году.

 

Из воспоминаний Савостиной Клавдии Васильевны –

супруги Савостина Николая Филипповича

 

1941 год 22 июня - это ее день рождения. Отец вручил Клавдии деньги и предложил самой пойти в магазин и выбрать себе подарок. Окрыленная радостью, она за полчаса преодолела шестикилометровый путь. Перед зеркалом примеряла шляпу, и вот к ней подходит подружка и сообщает: « … война… Германия напала на нашу страну….».Она не сразу осознала это сообщение и не могла представить весь предстоящий ужас.

По дороге домой насторожилась: по центральной улице без конца появлялись военные на конях, которые в спешном порядке развозили повестки из военкомата.

Вот такая повестка 23-го июня оказалась и на руках деревенского паренька Николая Савостина. Он только окончил среднюю школу. Еще в ушах звенела мелодия школьного вальса, еще в глазах мелькали пары танцующих выпускников,  а жизнь сразу повернулась в другую сторону. Госпиталь, уход за ранеными.

Через год она тоже окончила 10 класс и сразу получила повестку на трудовой фронт (по месту жительства). Клавдия Васильевна попала на Арженскую суконную фабрику. Приставили ее к прядильному станку, который состоял из двух половин: на первой сырье (шерсть) на бобинах, от них тянется полоска шерсти ко второй половине, которая, то дойдет к первой, то отойдет, по пути нить скручивается и наматывается на веретено. Так вот, ухватившись за эту часть станка, в течение всей смены и ходишь взад-вперед. Если нить обрывается, останавливаешь станок, соединяешь нить и дальше… Трудно было выстаивать смену, но об этом даже и не думали, ведь сукно этой фабрики шло на нужды фронта - на шинели.

Война шла, разгоралась, редели трудовые кадры, в том числе и учительские. Педучилище объявило о наборе студентов и ее отпустили на учебу. Обучение шло по ускоренной программе, главным было – практическая сторона. Училище находилось в 7 км от дома. Приходилось по ночам дежурить, ведь фашистские самолеты иногда прорывались и в наши края. Полная светомаскировка. Выйдешь на улицу – по небу лучи прожекторов.. И вот голос Левитана: «……воздушная тревога..». Мороз по коже …

Через год - она уже учитель начальных классов. Направили в далекое село, в 20 км от дома. Школа – небольшое деревянное здание, отапливалось слабо, кизяками, дров не было, степь. Ученики занимались в одежде, чернила замерзали. Но удивительно, какая тяга к знаниям была, какая выдержка Не было случая, чтоб ученик уходил с урока без разрешения. Не хватало тетрадей – писали на газетах. На квартире с Клавдией Васильевной жила землячка. С питанием было плохо. Иногда ходили на колхозное поле, находили замершие картофелины, хозяйка из них пекла хлеб. Как учителям, им выдавали паек - в месяц 3 кг муки и бутылку водки. Радовались, как дети. Рядом проживал пожилой сосед. Так вот они ему водку, а он им ведро картошки. Девчонки восторгались: «ведь приносил ведро картошки с верхом!..» Тогда она и предположить не могла, что этот мужчина станет ее будущим свекром.

Он рассказывал, что на фронте у него три сына (один уже погиб), от двоих ни слуху, ни духу, а вот младшенький – Николай, по аттестату высылал деньги и присылал весточки.

Год проработав, она поступила в учительский институт г.Тамбова, где обучение проходило также по ускоренной программе. Тяжело было материально, но она получала стипендию.

1945 год. День Победы! По истине, это праздник со слезами на глазах. На площади масса народу, плакали, обнимались и со знакомыми, и с незнакомыми. Плакали и от радости, и от горя; ведь многие потеряли своих родных и близких на войне.

1946 год. Она теперь уже учительница русского языка и литературы, снова попала на работу в ту же, дальнюю деревеньку. Встретилась с бывшей коллегой, которая помогла ей устроиться на квартиру.

Когда шли в школу за вещами, на перекрестке дорог им повстречался молодой человек в галифе защитного цвета, в майке и в шерстяных носках. Тогда о тапочках и не думали - послевоенная разруха, бедность…И вот подружка произносит: «Я тебя сейчас познакомлю с этим парнем..» Это оказался ее будущий муж. Через 4 месяца он уже посватался за Клавдию Васильевну.