Прокурор разъясняет

  • 7 июля 2022, 15:59
О гражданско-правовой ответственности за ограничение конкуренции при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд
  Текст

Контрактная система предполагает свободную конкуренцию и предоставление заинтересованным экономическим субъектам возможности на равных условиях стать поставщиками товаров, работ или услуг для бюджетных учреждений разного уровня.

Ограничение конкуренции усматривается, прежде всего, в намеренном сговоре заказчика и участников торгов (так называемые антиконкурентные и картельные соглашения). Говорить об ограничении конкуренции можно и в том случае, когда в условиях закупки присутствуют требования, неправомерно ограничивающие количество потенциальных поставщиков, влияющие на их возможность свободно принимать решения.

Помимо административной и уголовной ответственности ограничение конкуренции может повлечь и наступление гражданско-правовой ответственности.

Например, в текущем году Арбитражным судом Республики Карелия был удовлетворен иск прокуратуры республики о признании ничтожным дополнительного соглашения к государственному контракту, заключенному между казенным учреждением республики и юридическим лицом.

Иск был обоснован тем, что ответчики заключили дополнительное соглашение, которым изменили существенные условия контракта, предусмотрев его авансирование.

Таким образом, действуя в качестве государственного заказчика, казенное учреждение нарушило права неопределенного круга лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, которые в случае наличия изначально в конкурсной документации указания на авансирование работ могли бы принять участие в закупке и заключить государственный контракт.

Помимо признания дополнительного соглашения недействительным, суд также удовлетворил требование прокурора о взыскании с юридического лица процентов за пользование чужими денежными средствами (незаконно перечисленным авансом) в размере более 100 000 рублей.