Прокуратура Карелии в годы Великой Отечественной войны

С первых дней Великой Отечественной войны Карелия стала прифронтовой республикой. Свыше пятисот тысяч человек, то есть большинство населения республики было эвакуировано, а на незанятых оккупантами территориях находилось около 75 тысяч человек.

Немецко-финским войскам удалось захватить две трети территории республики. Причём не оккупированная территория представляла менее развитую в экономическом отношении часть, так как на её долю приходилось, только 17 процентов промышленной продукции и менее одной четверти общего объёма лесозаготовок.

В начале войны оказался оккупированным Петрозаводск, и вместе с другими государственными органами прокуратура республики переехала сначала в Медвежьегорск, а вскоре в Беломорск, где она находилась до освобождения в июне 1944 г. столицы республики.

В условиях войны народ Карелии сражался с врагом в рядах Красной армии и в партизанских отрядах, участвовал в строительстве оборонных рубежей, самоотверженно трудился в промышленности и сельском хозяйстве. Об успехах на трудовом фронте свидетельствуют такие цифры: заготовка древесины в республике в 1943 году по сравнению с предыдущим годом возросла в два раза, а в следующем 1944 году снова более чем удвоилась; на лесозаводах было освоено производство свыше 40 видов военной продукции. Постоянная забота проявлялась о бытовом обслуживании войск Карельского фронта и семей фронтовиков.

Многие работники Карельской прокуратуры были мобилизованы в армию и сражались на фронтах Отечественной войны, участвовали в истребительных батальонах. Те же, кто оставался в составе территориальных органов прокуратуры, продолжали повседневно нести свою нелёгкую службу.

В аппарате прокуратуры республики в г. Беломорске трудились прокурор республики А.А. Виролайнен, его заместители И.Ф. Шнитко, И.А. Горлов и М.А. Печников, прокурорские работники А.П. Литусов, М.С. Елисеев, Н.И. Борзецовский, Е.А. Алексахина, И.А. Громов, А.Н. Самойлов, Н.И. Смирнов и другие. Прокурором Пудожского района был С.П. Кормилкин, Беломорского района – В.А. Маркианов, Кемского района – И.А. Громов, Ругозерского района – С.А. Реттиев.

Прокурорские работники, наравне с другими гражданскими рыли окопы, строили оборонные сооружения, заготовляли дрова, дежурили в госпиталях и выполняли все те обязанности, которые возлагались на каждого в военное время. И одновременно основным для прокуроров и следователей, конечно, оставалось выполнение своих непосредственных служебных обязанностей. Всё это делалось по 10-12 часов в сутки, без выходных дней и ежегодных отпусков, при тяжёлых жилищных и бытовых условиях, при нехватке продуктов питания, одежды и обуви. Мы уже не говорим о том, что всё это происходило при непосредственной угрозе вражеских налётов и обстрелов.

Прокурорские работники проводили борьбу с уголовной преступностью и осуществляли надзор за законностью действий других правоохранительных органов, за соблюдением законов военного времени, охраной прав государства и граждан.

Вот пример деятельности прокуратуры в те годы. В январе 1943 г. прокуратура Карелии вместе с органами юстиции приняла решительные меры к устранению имевшихся нарушений прав несовершеннолетних при расследовании и рассмотрении уголовных дел этой категории. Казалось бы обычный рутинный вопрос. Но происходило это в тот момент, когда ещё продолжалась Сталинградская битва и совершался прорыв блокады Ленинграда. Или, в эти годы следователь прокуратуры М.Ф. Шастин расследовал десятки дел о тяжких преступлениях: убийстве, крупных хищениях, дезертирстве и т.д.

После возвращения в Петрозаводск в июне, а в другие освобождённые районы в октябре 1944 года работники прокуратуры активно включились в работу по надзору за соблюдением законности на восстанавливаемых предприятиях, в колхозах и совхозах. До окончания войны в центре внимания оставалось всё то, что было направлено на победу. Но уже в этот последний период войны начала проводится большая работа по ликвидации последствий войны и оккупации. О том, как интенсивно шло восстановление республики видно из того, что уже к ноябрю 1944г. приступили к работе Пайский, Пьяжиевосельский, Деревянский, Шуйско-Виданский, Кондопожский, Ведлозерский, Ладвинский и ряд других леспромхозов и машинно-тракторных станций. Добыча рыбы к концу 1945г. превысила довоенный уровень.

Всё это требовало резкой активизации прокурорской работы. Прокуроры проводили проверки соблюдения трудового и иного законодательства в леспромхозах и на других предприятиях, бывая не- посредственно на мастерских участках и в цехах, проверяя в колхозах соблюдение Устава сельскохозяйственной артели и земельного законодательства. Важным было обеспечивать исполнение законов о семьях военнослужащих, инвалидах Отечественной войны и лицах, демобилизованных из армии. Нелёгкие проблемы возникали с обеспечением прав возвращающегося из эвакуации населения, нередко их права на дом, квартиру, скот и другое имущество оказывались нарушенными и эти права приходилось восстанавливать. С возвращением в республику населения возрастали объёмы следственной работы, надзора за деятельностью правоохранительных органов, участия в судах по уголовным и гражданским делам.

Высокая оценка деятельности прокуратуры Карелии, особенно в период войны, проявилась в награждении прокурорских работников правительственными наградами. Орденом Отечественной войны 1 степени был награждён прокурор республики А.А. Виролайнен, орденом Отечественной войны 2 степени – заместитель прокурора республики И.Ф Шнитко, Орденом Трудового красного знамени – А.П. Литусов и прокурор района Н.С. Кириллов орденом «Знак Почёта» – работники прокуратуры республики И.А. Громов и М.С. Елисеев.

Из числа довоенных работников прокуратуры Карелии на фронтах Великой Отечественной войны погибли М.П. Зеленов – помощник прокурора Первомайского района г. Петрозаводска, И.С. Константинов – народный следователь прокуратуры Медвежьегорского района, А.О. Свиньин –практикант прокуратуры Тунгудского района.

После окончания войны с фронта возвратились снова в прокуратуру П.В. Кожин – прокурор г. Сортавала, П.Р. Мурашёв – прокурор Беломорского района, В.А. Виноградов – заместитель прокурора республики. Вместе с тем на работу в прокуратуру пришли десятки демобилизованных фронтовиков. Одни получили прокурорскую профессию в недрах самой прокуратуры (С.Н. Белояров, И.Г. Куриков, И.С. Байков, Л.А. Оглоблин), остальные пришли уже после окончания юридических учебных заведений (М.И. Павлов, С.М. Покровский, И.А. Видревич, К.Ф. Вихорев, Б.И. Обшатко, В.П. Сорокин, В.Н. Внуков, С.А. Шарова, В.О. Пасаманик, А.В. Щипков, А.М. Козлов и другие)

Участники Великой Отечественной войны занимали заметное место в составе оперативных работников прокуратуры. Достаточно сказать, что даже через двадцать лет после окончания войны они составляли более 30 процентов общего состава прокуратуры.

Ветеран органов прокуратуры Яков Наумович Бравый