Прокурор разъясняет

  • 15 января 2020, 00:00
Ответственность государственных и муниципальных заказчиков за нарушение сроков и порядка оплаты контрактов
  Текст

Частью 13.1 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) предусмотрено, что срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

В соответствии с ч. 8 ст. 30 Федерального закона № 44-ФЗ в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.

За нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, должностное лицо заказчика может быть привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере от 30 000 до 50 000 рублей.

Согласно ч. 2 ст. 7.32.5 КоАП РФ совершение указанного административного правонарушения должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

В тех случаях, когда оплата контракта не произведена по причине отсутствия доведенных лимитов бюджетных обязательств, либо при отсутствии доведенных бюджетных ассигнований в период возникновения обязательств по оплате или авансированию объект административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, отсутствует, в связи с чем должностное лицо заказчика не подлежит привлечению к административной ответственности за данное правонарушение.

В данном случае в действиях виновных лиц усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.11 КоАП (несвоевременные распределение, отзыв либо доведение до распорядителей или получателей бюджетных средств бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств).

Аналогичный вывод содержится в письме Федеральной антимонопольной службы от 28.08.2019 № ИА/74989/19 «О порядке возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Так, по результатам проверок, проведенных органами прокуратуры республики в 2018-2019 гг., к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей привлечено 29 должностных лиц.

Кроме того, в 2019 г. органами прокуратуры республики в целях устранения нарушений, выявленных в рассматриваемой сфере, внесено 33 представления, по результатам рассмотрения которых 30 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности. По результатам прокурорского вмешательства погашена задолженность в размере, превышающем 400 млн рублей.

Управление по надзору за исполнением федерального законодательства