Прокурор разъясняет - Прокуратура Республики Коми
Прокурор разъясняет
- 4 ноября 2014, 00:00
Республика Коми является одним из ведущих лесопромышленных регионов России. Общая площадь лесов в республике составляет 38,9 млн. га или 3,5% площади всех лесов России и около 50% площади лесов Европейского Севера России. Устойчивое развитие лесной отрасли республики, сохранение природно-ресурсного потенциала отрасли имеет важнейшее значение в экономике республики.
Совершенствование лесного законодательства как способа обеспечения законности в сфере лесных отношений можно отнести к важным задачам государства в экологической сфере. Вместе с тем практика применения лесного законодательства показывает, что внесение многочисленных изменений в действующее лесное законодательство, в том числе в Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (далее – ЛК РФ или Кодекс), так и не привело к эффективному решению возникающих правоприменительных проблем. В этой связи считаем возможным высказать позицию, направленную на необходимость дальнейшего совершенствования ЛК РФ.
Во-первых, действующий Кодекс изменил подход в части регулирования порядка возникновения права лесопользования, что создает проблемы его правоприменения.
Так, в соответствии со ст. 74 ЛК РФ договор аренды лесного участка заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора. Без проведения аукциона договоры аренды лесных участков заключаются в случаях реализации приоритетных инвестиционных проектов в области использования лесов, заготовки древесины на лесных участках, предоставленных для использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов, для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, для переработки древесины и иных лесных ресурсов.
Вместе с тем проведенной прокуратурой республики проверкой установлен факт нарушения Комитетом лесов Республики Коми (далее - Комитет) порядка предоставления лесных участков в аренду, выразившийся в незаконном заключении Комитетом и индивидуальным предпринимателем Логвиновым Д.Г. договора аренды лесного участка земель лесного фонда под устройство базы для стоянки и обслуживания автотранспорта, используемой для строительства, эксплуатации и содержания дорог в целях, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, без проведения аукциона. В этой связи 27.02.2014 в Арбитражный суд Республики Коми в порядке ст. 52 АПК РФ направлено заявление о признании договора недействительным (рассмотрено, удовлетворено).
При проверке порядка предоставления лесных участков для осуществления лесопользования выявлены факты грубого нарушения требований ч. 8 ст. 29, ч. 1 ст. 74 ЛК РФ в виде предоставления руководителем Комитета Осиповым В.М., его заместителем Куратовым А.Н., заведующим сектором государственных заказов Слюсарем А.А. в рубку лесных участков для осуществления предпринимательской деятельности, связанной с проведением сплошных рубок лесных насаждений, без проведения аукционов и заключения договоров аренды лесных участков.
Только по одному лесничеству за 2012-2013 гг. объем незаконно предоставленной в рубку древесины составил 28 200 куб. м, а объемы потерь бюджета в результате продажи древесины по минимальным ставкам – 1 769 310,72 рубля. Всего по такой схеме за период 2012-2013 гг. заключено около 50 государственных контрактов, объем незаконно заготовленной древесины составил более 680 тыс. куб. м древесины, а ущерб бюджету в результате предоставления лесных участков по минимальным ставкам по предварительным расчетам превышает 43 млн рублей.
В связи с изложенным прокурором республики 28.04.2014, 06.06.2014 вынесены постановления о направлении материалов проверки в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании указанных должностных лиц, по результатам рассмотрения которых 27.05.2014 возбуждено уголовное дело в отношении Осипова В.М. (ч. 2 ст. 286 УК РФ), Куратова А.Н. (ч. 1 ст. 286 УК РФ), Слюсаря А.А. (ч. 1 ст. 286 УК РФ), Смертина А.Ю. (ч. 1 ст. 286 УК РФ), а 11.06.2014 – возбуждено уголовное дело в отношении тех же лиц по п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ.
Во-вторых, действующий Кодекс закрепил принципы лесного законодательства, однако не учел ряд особенностей.
Так, провозглашенный в ЛК РФ принцип участия граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в самом же Кодексе никак не развит, что обусловливает сложность в применении его на практике. В этой связи полагаем, что данный принцип должен получить обязательную реализацию путем законодательного закрепления механизма обеспечения общественного участия в процедуре передачи лесных участков в аренду.
Другим важным принципом является закрепленный в Кодексе принцип платности использования лесов. Наибольшие трудности при его реализации в правоприменительной практике вызывают вопросы своевременности внесения платежей за использование лесов.
По состоянию на 01.01.2014, общий размер недоимки по плате за использование лесов в республике составил 146,9 млн. рублей, увеличившись за год на 18%. По состоянию на 01.10.2014, размер указанной задолженности составил уже 153,018 млн. рублей. Задолженность имеют 102 организации (арендатора).
Как установлено в ходе ранее проведенных проверок, причинами существенного размера задолженности за пользование лесами являются: несвоевременное принятие мер к ее взысканию со стороны Комитета, заключившего 01.02.2013 соглашение с ГБУ РК «Центр правового обеспечения» на правовое обеспечение своей деятельности, осуществление претензионно-исковой деятельности; непринятие Комитетом мер по последовательному и четкому применению санкций к лесопользователям-должникам; отсутствие эффективного ведомственного контроля со стороны руководителей Комитета за деятельностью структурных подразделений центрального аппарата и подведомственных учреждений - лесничеств за сроками и объемом принятых мер по пресечению нарушений лесного законодательства, связанных со своевременным и полным получением платежей за пользование в рамках договоров аренды лесных участков и др.
В заключение отметим, что существует множество «болевых» точек, связанных с реализацией далеко не бесспорных положений ЛК РФ, однако системное решение отмеченных выше и многих других проблемных вопросов, безусловно, должно способствовать укреплению законности в рассматриваемой сфере.
Прокуратура Республики Коми
4 ноября 2014, 00:00
Совершенствование лесного законодательства как способ обеспечения законности в сфере лесных отношений
Республика Коми является одним из ведущих лесопромышленных регионов России. Общая площадь лесов в республике составляет 38,9 млн. га или 3,5% площади всех лесов России и около 50% площади лесов Европейского Севера России. Устойчивое развитие лесной отрасли республики, сохранение природно-ресурсного потенциала отрасли имеет важнейшее значение в экономике республики.
Совершенствование лесного законодательства как способа обеспечения законности в сфере лесных отношений можно отнести к важным задачам государства в экологической сфере. Вместе с тем практика применения лесного законодательства показывает, что внесение многочисленных изменений в действующее лесное законодательство, в том числе в Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (далее – ЛК РФ или Кодекс), так и не привело к эффективному решению возникающих правоприменительных проблем. В этой связи считаем возможным высказать позицию, направленную на необходимость дальнейшего совершенствования ЛК РФ.
Во-первых, действующий Кодекс изменил подход в части регулирования порядка возникновения права лесопользования, что создает проблемы его правоприменения.
Так, в соответствии со ст. 74 ЛК РФ договор аренды лесного участка заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора. Без проведения аукциона договоры аренды лесных участков заключаются в случаях реализации приоритетных инвестиционных проектов в области использования лесов, заготовки древесины на лесных участках, предоставленных для использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов, для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, для переработки древесины и иных лесных ресурсов.
Вместе с тем проведенной прокуратурой республики проверкой установлен факт нарушения Комитетом лесов Республики Коми (далее - Комитет) порядка предоставления лесных участков в аренду, выразившийся в незаконном заключении Комитетом и индивидуальным предпринимателем Логвиновым Д.Г. договора аренды лесного участка земель лесного фонда под устройство базы для стоянки и обслуживания автотранспорта, используемой для строительства, эксплуатации и содержания дорог в целях, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, без проведения аукциона. В этой связи 27.02.2014 в Арбитражный суд Республики Коми в порядке ст. 52 АПК РФ направлено заявление о признании договора недействительным (рассмотрено, удовлетворено).
При проверке порядка предоставления лесных участков для осуществления лесопользования выявлены факты грубого нарушения требований ч. 8 ст. 29, ч. 1 ст. 74 ЛК РФ в виде предоставления руководителем Комитета Осиповым В.М., его заместителем Куратовым А.Н., заведующим сектором государственных заказов Слюсарем А.А. в рубку лесных участков для осуществления предпринимательской деятельности, связанной с проведением сплошных рубок лесных насаждений, без проведения аукционов и заключения договоров аренды лесных участков.
Только по одному лесничеству за 2012-2013 гг. объем незаконно предоставленной в рубку древесины составил 28 200 куб. м, а объемы потерь бюджета в результате продажи древесины по минимальным ставкам – 1 769 310,72 рубля. Всего по такой схеме за период 2012-2013 гг. заключено около 50 государственных контрактов, объем незаконно заготовленной древесины составил более 680 тыс. куб. м древесины, а ущерб бюджету в результате предоставления лесных участков по минимальным ставкам по предварительным расчетам превышает 43 млн рублей.
В связи с изложенным прокурором республики 28.04.2014, 06.06.2014 вынесены постановления о направлении материалов проверки в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании указанных должностных лиц, по результатам рассмотрения которых 27.05.2014 возбуждено уголовное дело в отношении Осипова В.М. (ч. 2 ст. 286 УК РФ), Куратова А.Н. (ч. 1 ст. 286 УК РФ), Слюсаря А.А. (ч. 1 ст. 286 УК РФ), Смертина А.Ю. (ч. 1 ст. 286 УК РФ), а 11.06.2014 – возбуждено уголовное дело в отношении тех же лиц по п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ.
Во-вторых, действующий Кодекс закрепил принципы лесного законодательства, однако не учел ряд особенностей.
Так, провозглашенный в ЛК РФ принцип участия граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в самом же Кодексе никак не развит, что обусловливает сложность в применении его на практике. В этой связи полагаем, что данный принцип должен получить обязательную реализацию путем законодательного закрепления механизма обеспечения общественного участия в процедуре передачи лесных участков в аренду.
Другим важным принципом является закрепленный в Кодексе принцип платности использования лесов. Наибольшие трудности при его реализации в правоприменительной практике вызывают вопросы своевременности внесения платежей за использование лесов.
По состоянию на 01.01.2014, общий размер недоимки по плате за использование лесов в республике составил 146,9 млн. рублей, увеличившись за год на 18%. По состоянию на 01.10.2014, размер указанной задолженности составил уже 153,018 млн. рублей. Задолженность имеют 102 организации (арендатора).
Как установлено в ходе ранее проведенных проверок, причинами существенного размера задолженности за пользование лесами являются: несвоевременное принятие мер к ее взысканию со стороны Комитета, заключившего 01.02.2013 соглашение с ГБУ РК «Центр правового обеспечения» на правовое обеспечение своей деятельности, осуществление претензионно-исковой деятельности; непринятие Комитетом мер по последовательному и четкому применению санкций к лесопользователям-должникам; отсутствие эффективного ведомственного контроля со стороны руководителей Комитета за деятельностью структурных подразделений центрального аппарата и подведомственных учреждений - лесничеств за сроками и объемом принятых мер по пресечению нарушений лесного законодательства, связанных со своевременным и полным получением платежей за пользование в рамках договоров аренды лесных участков и др.
В заключение отметим, что существует множество «болевых» точек, связанных с реализацией далеко не бесспорных положений ЛК РФ, однако системное решение отмеченных выше и многих других проблемных вопросов, безусловно, должно способствовать укреплению законности в рассматриваемой сфере.
Все права защищены