Прокурор разъясняет

  • 30 июня 2013, 00:00
Государственные, муниципальные и иные заказчики
  Текст

Субъектный состав государственных заказчиков, муниципальных заказчиков - представителей соответствующих публично-правовых образований, заключающих государственные или муниципальные контракты, и иных заказчиков определен в ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ).

Данная норма основана на следующих положениях ч. 2 ст. 764 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ): по государственному контракту государственными заказчиками могут выступать государственные органы (в т.ч. органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, а также казенные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования (п. 2); по муниципальному контракту муниципальными заказчиками могут выступать органы местного самоуправления, а также иные получатели средств местных бюджетов при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования (п. 3).

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона № 94-ФЗ государственными заказчиками, муниципальными заказчиками выступают следующие субъекты:

1) органы государственной власти.

Речь идет об органах всех трех ветвей государственной власти, определенных в ст. 10 Конституции РФ, - законодательной, исполнительной и судебной. Система органов государственной власти включает два уровня - федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ.

Система федеральных органов исполнительной власти определена Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», в п. 1 которого установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Структура федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента РФ от 12.05.2008 № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти».

Систему органов государственной власти субъекта РФ в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ; высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ; иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

Система судов субъектов РФ определена в ч. 4 ст. 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ;

2) иные государственные органы.

Указание на данные органы включено Законом 2007 г. № 53-ФЗ, а Законом 2007 г. № 218-ФЗ внесено уточняющее изменение. Тем самым устранен пробел, заключающийся в том, что не являющиеся органами государственной власти государственные органы, обязанные размещать заказы в порядке, установленном данным Законом, в качестве государственных заказчиков названы не были.

К государственным органам, не являющимся органами государственной власти, в частности, относятся: на федеральном уровне - Счетная палата РФ, Центральная избирательная комиссия РФ; на региональном уровне - контрольные органы законодательных (представительных) органов субъектов РФ, избирательные комиссии субъектов РФ;

3) органы управления государственными внебюджетными фондами.

Аналогично следует отметить, что указание на данные органы включено Законом 2007 г. № 53-ФЗ, а Законом 2007 г. № 218-ФЗ внесено уточняющее изменение. Исходя из положений ст. 144 Бюджетного кодекса РФ государственные внебюджетные фонды, так же как и государственные органы, имеют два уровня: федеральный уровень, к которому относятся Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; региональный уровень, к которому относятся территориальные фонды обязательного медицинского страхования;

4) органы местного самоуправления.

Структура органов местного самоуправления определена в ст. 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с ч. 1 которой структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Как представляется, законодатель устранил обозначенный выше пробел в правовом регулировании не полностью. Так, в перечень заказчиков не включены муниципальные органы, не являющиеся органами местного самоуправления. Речь идет об избирательных комиссиях муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами;

5) казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета.

Указание на казенные учреждения включено вместо указания на бюджетные учреждения с 01.01.2011 Законом 2010 г. № 83-ФЗ, принятым в рамках совершенствования правового положения государственных и муниципальных учреждений. Этим же Законом одновременно в данную часть статьи включено положение, согласно которому иными заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения.

В результате внесения Законом 2010 г. № 83-ФЗ изменений с 01.01.2011 в п. 2 ст. 120 части первой ГК РФ предусмотрено, что государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.

Особенности правового положения казенных учреждений определены в ст. 161 Бюджетного кодекса РФ. Как определено в ст. 6 данного Кодекса, казенное учреждение - это государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Бюджетному учреждению посвящена статья 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», согласно п. 1 которой бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Россией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

В отношении автономных учреждений в письме Минэкономразвития России от 15.05.2009 № Д05-2388 сообщено, что они не являются получателями бюджетных средств и не могут выступать государственными или муниципальными заказчиками на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в т.ч. при использовании автономными учреждениями полученных ими субсидий.

Необходимо также отметить следующий момент. Предназначение норм ст. 4 Закона № 94-ФЗ, прежде всего, в том, чтобы на их основе установить, является ли обязательным применение положений данного Закона при заключении контрактов (договоров) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг. Вместе с тем существуют законодательные нормы, прямо предписывающие применять указанный Закон таким организациям, которые не названы в ст. 4 в качестве заказчиков.

Так, например, можно указать норму ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», согласно которой договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25%, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Законом № 94-ФЗ.​​​​​