Прокурор разъясняет

  • 9 апреля 2020, 00:00
Уголовная ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления
  Текст

Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, добытых преступным путем, создает основу теневой экономики, причиняет вред экономической безопасности и финансовой стабильности государства, затрудняет раскрытие и расследование преступлений, обеспечивает возможность преступным группам (организациям) финансировать и осуществлять свою противоправную, в том числе террористическую, деятельность.

В целях уголовно-правового обеспечения противодействия легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, добытых преступным путем, и в интересах выполнения международных обязательств Уголовный кодекс Российской Федерации в статье 174.1 устанавливает уголовную ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления, к которой относится совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными лицом в результате совершения им преступления, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом.

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 07.07.2015 № 32 «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем» даны разъяснения финансовых операций, под которыми могут пониматься любые операции с денежными средствами (наличные и безналичные расчеты, кассовые операции, перевод или размен денежных средств, обмен одной валюты на другую и т.п.). К сделкам могут быть отнесены действия, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, а равно на создание видимости возникновения или перехода гражданских прав и обязанностей. При этом по смыслу закона указанные финансовые операции и сделки заведомо для виновного маскируют связь легализуемого имущества с преступным источником его происхождения.

Под денежными средствами понимаются наличные денежные средства в валюте Российской Федерации или в иностранной валюте, а также безналичные денежные средства, в том числе электронные денежные средства, под иным имуществом – движимое и недвижимое имущество, имущественные права, документарные и бездокументарные ценные бумаги, а также имущество, полученное в результате переработки имущества, приобретенного преступным путем или в результате совершения преступления (например, объект недвижимости, построенный из стройматериалов, приобретенных преступным путем).

Крупный или особо крупный размер деяния, предусмотренного статьей 174 Уголовного кодекса Российской Федерации, определяется исходя из фактической стоимости имущества, составляющего предмет данных преступлений, на момент начала осуществления с ним финансовых операций или сделок, а в случае совершения нескольких финансовых операций или сделок – на момент начала осуществления первой из них. При отсутствии сведений о фактической стоимости имущества она может быть установлена на основании заключения специалиста или эксперта.

Только в прошедшем году в республике выявлено 19 таких преступлений. К примеру, приговором Усинского городского суда Республики Коми от 11.10.2019 к 7 годам 6 месяцам лишения свободы со штрафом в размере 1 млн рублей, с ограничением свободы на срок 2 года, осужден Беседин Д.В. по ч. 2 ст. 210, п. «а» ч. 2 ст. 215.3, п. «а», «б» ч. 4 ст. 158, п. «а», «б» ч. 4 ст. 174.1, п. «а», «б» ч. 2 ст. 165 УК РФ, который, действуя в составе организованной группы, в 2016 году легализовал путем реализации неустановленным лицам похищенную у ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» нефть общей массой 22 222 тонны и стоимостью 292 180 264 рубля.

Управление по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью​​​​​