Прокурор разъясняет

  • 31 мая 2021, 10:02
Новое в законодательстве об административных правонарушениях
  Текст

В соответствии со ст. 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Основные правоотношения в рассматриваемой сфере регулируются Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее – Федеральный закон № 54-ФЗ), ответственность за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования установлена ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 17.05.2021 № 19-П «По делу о проверке конституционности части 1.1 статьи 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и части 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки И.А. Никифоровой» взаимосвязанные положения ч. 1.1 ст. 7 Федерального закона № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 30.12.2020 № 497-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях») и ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 15 (часть 2), 19 (часть 1), 31 и 55 (часть 3), в той мере, в какой они по смыслу, приданному им судебным толкованием в решениях по конкретному делу, допускают возможность признания совокупности актов пикетирования, осуществляемого одним участником, объединенных единым замыслом и общей организацией, одним публичным мероприятием в случае, когда такие акты пикетирования организуются одним и тем же лицом и осуществляются в течение нескольких дней посредством ежедневного участия в них не более одного гражданина, и привлечения их организатора к административной ответственности за проведение такого пикетирования без подачи в установленном порядке уведомления.

С 10.01.2021 вступили в силу изменения, внесенные Федеральным  законом от 30.12.2020 № 497-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»                               в ч. 5 ст. 6 Федерального закона № 54-ФЗ, которыми установлены дополнительные условия для обеспечения прав представителей средств массовой информации при освещении ими публичных мероприятий: обязанность по использованию журналистом, присутствующим на публичном мероприятии, ясно видимого отличительного знака (признака) представителя средства массовой информации, вид и описание которого устанавливается МВД России по согласованию с Роскомнадзором и Союзом журналистов России.

В мае текущего года введена административная ответственность за нарушение данного требования.

 Так, Федеральным законом от 30.04.2021 № 102-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» ст. 20.2 КоАП РФ дополнена ч. 6.2, которой установлена административная ответственность за использование в ходе публичного мероприятия отличительного знака (признака) представителя средства массовой информации, предусмотренного ч. 5 ст. 6 Федерального закона  № 54-ФЗ, лицом, не имеющим права на его использование, в виде административного штрафа в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Данным Федеральным законом также установлена административная ответственность в виде административного штрафа для граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей, для должностных лиц – от четырех тысяч до пяти тысяч рублей, для  юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей за распространение в средствах массовой информации и в сообщениях и материалах средств массовой информации в информационно-телекоммуникационных сетях сообщений и (или) материалов иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) российского юридического лица, включенного в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, без указания на то, что эти сообщения и (или) материалы созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, включенным в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.

Федеральный закон от 30.04.2021 № 102-ФЗ вступил в силу с 11.05.2021.

 

 

Управление по надзору за исполнением

федерального законодательства