Прокурор разъясняет - Прокуратура Республики Коми
Прокурор разъясняет
- 29 сентября 2022, 15:35
При осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ).
Правительством Российской Федерации в отношении иностранных товаров (работ, услуг) установлены запреты (постановления от 16.11.2015 № 1236 и от 30.04.2020 № 616) и ограничения (постановления от 05.02.2015 № 102, от 30.11.2015 № 1289, от 22.08.2016 № 832, от 10.07.2019 № 878 и от 30.04.2020 № 617) на допуск к закупкам, приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 № 126н определены условия их допуска.
В случае осуществления таких закупок информация о применении запретов (ограничений) должны быть указаны в извещении (при проведении электронного конкурса, аукциона или запроса котировок) либо приглашении и документации (при закупке закрытым способом), в частности в документах закупки необходимо описать как её участник должен подтвердить соответствие предлагаемого товара (работы, услуги) установленным запретам и ограничениям, а также каким образом будут рассмотрены представленные участниками закупки заявки.
Данные запреты и ограничения необходимо применять также и при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Однако бывают исключения, к примеру, когда товар не производится в Российской Федерации и государствах – странах Евразийского экономического союза. При неприменении запрета в документах закупки необходимо это обосновать.
При установлении соответствующих запретов или ограничений необходимо руководствоваться в совокупности как кодом в соответствии с ОКПД2, так и наименованием вида товара.
Федеральным законом от 31.07.2020 № 249-ФЗ Федеральный закон № 44-ФЗ дополнен ст. 30.1, обязывающей заказчика соблюдать минимальную долю закупок российских товаров, составить и разместить в Единой информационной системе в сфере закупок отчет об объеме таких закупок, а при её недостижении включить в данный отчет обоснование невозможности её достижения, которое оценивает Министерство промышленности и торговли Российской Федерации как специально уполномоченный орган. Размеры долей в процентном соотношении к объему закупок товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) соответствующего вида, осуществленных заказчиком в отчетном году, и перечень таких товаров установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2020 № 2014. Отчет должен быть размещен заказчиком до 1 апреля года, следующего за отчетным. Первый отчет составляется за 2021 год.
За нарушение порядка осуществления таких закупок заказчик может быть привлечен к административной ответственности по ч. 4 (установление порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений участников закупки, требований к участникам закупки, не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а также требования о представлении участниками закупки в составе заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок информации и документов) либо по ч. 4.1 (включение в описание объекта закупки требований и указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки) ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Размер штрафа для должностных лиц составит 1 процент начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 5 и не более 30 тыс. рублей в первом случае и не менее 10 и не более 50 ты. – во втором. За неразмещение отчета об объеме закупок российских товаров ответственному должностному лицу заказчика может быть назначен штраф в размере 15 тыс. рублей, а заказчику (юридическому лицу) – 50 тыс. рублей по ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок).
Управление по надзору за исполнением федерального законодательства
Прокуратура Республики Коми
29 сентября 2022, 15:35
Особенности применения национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
При осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ).
Правительством Российской Федерации в отношении иностранных товаров (работ, услуг) установлены запреты (постановления от 16.11.2015 № 1236 и от 30.04.2020 № 616) и ограничения (постановления от 05.02.2015 № 102, от 30.11.2015 № 1289, от 22.08.2016 № 832, от 10.07.2019 № 878 и от 30.04.2020 № 617) на допуск к закупкам, приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 № 126н определены условия их допуска.
В случае осуществления таких закупок информация о применении запретов (ограничений) должны быть указаны в извещении (при проведении электронного конкурса, аукциона или запроса котировок) либо приглашении и документации (при закупке закрытым способом), в частности в документах закупки необходимо описать как её участник должен подтвердить соответствие предлагаемого товара (работы, услуги) установленным запретам и ограничениям, а также каким образом будут рассмотрены представленные участниками закупки заявки.
Данные запреты и ограничения необходимо применять также и при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Однако бывают исключения, к примеру, когда товар не производится в Российской Федерации и государствах – странах Евразийского экономического союза. При неприменении запрета в документах закупки необходимо это обосновать.
При установлении соответствующих запретов или ограничений необходимо руководствоваться в совокупности как кодом в соответствии с ОКПД2, так и наименованием вида товара.
Федеральным законом от 31.07.2020 № 249-ФЗ Федеральный закон № 44-ФЗ дополнен ст. 30.1, обязывающей заказчика соблюдать минимальную долю закупок российских товаров, составить и разместить в Единой информационной системе в сфере закупок отчет об объеме таких закупок, а при её недостижении включить в данный отчет обоснование невозможности её достижения, которое оценивает Министерство промышленности и торговли Российской Федерации как специально уполномоченный орган. Размеры долей в процентном соотношении к объему закупок товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) соответствующего вида, осуществленных заказчиком в отчетном году, и перечень таких товаров установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2020 № 2014. Отчет должен быть размещен заказчиком до 1 апреля года, следующего за отчетным. Первый отчет составляется за 2021 год.
За нарушение порядка осуществления таких закупок заказчик может быть привлечен к административной ответственности по ч. 4 (установление порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений участников закупки, требований к участникам закупки, не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а также требования о представлении участниками закупки в составе заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок информации и документов) либо по ч. 4.1 (включение в описание объекта закупки требований и указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки) ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Размер штрафа для должностных лиц составит 1 процент начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 5 и не более 30 тыс. рублей в первом случае и не менее 10 и не более 50 ты. – во втором. За неразмещение отчета об объеме закупок российских товаров ответственному должностному лицу заказчика может быть назначен штраф в размере 15 тыс. рублей, а заказчику (юридическому лицу) – 50 тыс. рублей по ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок).
Управление по надзору за исполнением федерального законодательства
Все права защищены