Интервью и выступления

Текст выступления прокурора Республики Коми Н.В.Егорова на коллегии 26.07.2022, посвященной подведению итогов работы органов прокуратуры республики по укреплению законности и правопорядка за первое полугодие 2022 года
  Текст

 

Уважаемые участники коллегии.

Выполняя задачи, поставленные перед органами прокуратуры Президентом Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации, прокуратура Республики Коми в первом полугодии 2022 года обеспечила в целом качественное исполнение возложенных функций.

Осуществляя надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина выявлено более 16 тысяч нарушений, по актам прокурорского реагирования почти 2 тысячи человек привлечены к дисциплинарной и административной ответственности. По протестам прокуроров приведен в соответствие федеральному законодательству 1931 правовой акт. Мы продолжали совершенствовать практику организации и осуществления надзора по ряду важнейших направлений прокурорской деятельности, совершенствовали межведомственное взаимодействие с контролирующими и правоохранительными органами, органами власти и местного самоуправления.

***

Обеспечение единого правового пространства в регионе невозможно без проведения совместных с органами власти мероприятий. Достигнутое в этом вопросе взаимопонимание с Главой республики и Государственным Советом позволяет совершенствовать превентивную работу органов прокуратуры в сфере нормотворчества.

В связи с принятием Федерального закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» значительные изменения внесены в Конституцию Республики Коми. Прокуратура активно участвовала в их подготовке и обсуждении. Непосредственно по нашим нормотворческим инициативам изменения внесены в 16 региональных правовых актов, в их числе республиканский закон о перечне предоставляемых гражданам социальных услуг.

В муниципалитетах к реализации приняты 271 предложение прокуроров о приведении нормативных правовых актов в соответствие с изменившимся законодательством, 113 инициативных проектов и 23 проекта модельных правовых акта. На постоянном контроле находилось приведение уставов муниципальных образований.

Более 3,5 тысяч проектов нормативных правовых актов республиканского и муниципального уровня подверглись правовой экспертизе, по ним направлено 287 отрицательных заключений, более чем в двухстах актах выявлены коррупциогенные факторы.

Вместе с тем, принесенные нами в отчетном периоде протесты на республиканские законы и муниципальные правовые акты свидетельствуют о несвоевременном, а зачастую явно запоздалом приведении региональной и муниципальной правовой базы в соответствие с меняющимся федеральным законодательством. Поэтому совместными усилиями эту работу необходимо существенно активизировать.

*****

В условиях неблагоприятных внешнеполитических и экономических факторов, связанных с недружественными действиями ряда государств в отношении российских граждан, предприятий и организаций, мы продолжали мерами прокурорского реагирования восстанавливать нарушенные социальные права жителей республики, защищать экономические интересы государства.

По данным госстатистики, долги по заработной плате на 1 июля достигли 21 млн 273 тысяч рублей. Вся официальная задолженность приходится на банкротов из Усинска – ООО «СтройМонтажТимано-Печора» и ООО «КомиКуэст Интернешнл». Общий размер задолженности, включая нереспондентов, составлял 85 млн рублей на 11 предприятиях, на банкротов приходится 66 млн руб. или 77 % всех долгов.

Прокурорскими проверками сфере оплаты труда выявлено 1 174 нарушения закона, в связи с чем внесено 41 представление, в результате рассмотрения которых 21 должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности. По признакам ст. 5.27 КоАП РФ к административной ответственности привлечены 50 лиц.  В интересах работников в суды направлено 794 заявления, из которых уже удовлетворено 680 на 57 млн рублей. По материалам прокуроров возбуждено 3 уголовных дела. В итоге средствами прокурорского надзора удалось добиться погашения задолженности по заработной плате на сумму 72 млн 493 тыс. рублей перед 816 работниками.

На этом фоне абсолютно неприемлемым считаю ослабление интенсивности надзора в этой сфере в прокуратурах Усинска, Сыктывкара, Троицко-Печорского, Усть-Вымского и Удорского районов.

В Ухте, Инте и Усинске снижена активность в сфере охраны труда. Ряд прокуроров недостаточно внимания уделили вопросам занятости населения. В ближайшее время поводами для прокурорской оценки должны стать сведения о заявленном высвобождении работников, наиболее массово в Ухте (779 человек), Сыктывкаре (503), а также Воркуте, Печоре, Инте, Сосногорске.

*****

Осуществлялся надзор за полнотой и своевременностью реализации прав граждан на охрану здоровья, в том числе на получение медицинской помощи и обеспечение лекарственными препаратами.

 Сегодня право на бесплатное обеспечение лекарствами более 104 тысяч человек. По данным Министерства здравоохранения Республики Коми в 2021 году значительно увеличилось количество отсроченных рецептов, максимальный уровень которых достигал почти 31 тысячи. То есть почти каждый третий льготник оставался без жизненно необходимого ему лекарства. В начале этого года ситуация почти не изменилась.

Наши проверки показывают, что помимо объективных причин не обеспечения рецептов, к сожалению, есть и субъективные. И все они являются следствием некачественного исполнения своих обязанностей уполномоченными на решение этих вопросов должностными лицами.

Благодаря целенаправленной работе прокуроров удалось сломить негативную тенденцию роста отсроченных рецептов, количество которых на сегодня составляет около 2800, и эта цифра продолжает ежедневно уменьшаться. А отсроченные рецепты для граждан, имеющих редкие орфанные заболевания, сведены к нулю.

Кроме того, в связи с изменениями в федеральном законодательстве нами согласован новый порядок для министерства здравоохранения региона по закупке лекарств у единственного поставщика, который позволит значительно сократить сроки закупки и упрощает их процедуру.

*****

Продолжена работа по защите прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних. Проверками охвачены практически все сферы их жизнедеятельности.  

В связи с трагическими инцидентами в 2021 году в Казани и Перми усилен надзор за антитеррористической защищённостью образовательных учреждений.  Вместе с тем, устранение выявленных прокурорами многочисленных нарушений, в том числе организации пропускного режима, охраны и видеонаблюдения, требует финансирования со стороны органов государственной власти и местного самоуправления.

Сейчас по всей территории республики организован ремонт дорог, задействованных в движении школьных автобусов, на что выделено более 2 миллиардов бюджетных средств. Обращаю внимание прокуроров на необходимость обеспечения сопровождающего надзора за их расходованием и достижением поставленных целей.

Рост преступности несовершеннолетних на 58% свидетельствует об ослаблении профилактической работы органов системы профилактики. Отдельными органами местного самоуправления не организуется трудовая занятость несовершеннолетних, а в большинстве районов не созданы безопасные условия для отдыха детей, в том числе у воды, что уже привело к гибели 7 детей.

На конец полугодия подлежат обеспечению жилыми помещениями 1222 лица из числа детей-сирот, однако имеющееся финансирование позволит обеспечить жильем только каждого пятого нуждающегося, что явно диктует необходимость   дополнительного финансирования принятой по нашей инициативе меры поддержки в виде сертификата на приобретение жилого помещения за счет средств республиканского бюджета, которая уже показала свою эффективность. К примеру, гражданка Карманова, мать одиночка, имеющая инвалидность, многие годы проживала с детьми у дальних родственников в Усть-Куломском районе. Жилищный сертификат позволил ей купить благоустроенную двухкомнатную квартиру в Эжве. В Удорском районе сирота при помощи денежных средств, выделенных по сертификату, смогла купить четырехкомнатную благоустроенную квартиру.

*****

Одним из приоритетных направлений нашей работы является системное надзорное сопровождение национальных проектов.

Слаженная работа профильных министерств и постоянный прокурорский надзор позволили набрать хорошие темпы реализации национальных проектов «Экология» (88,7 %), «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (81,5 %), «Цифровая экономика» (70 %). В текущем году удалось завершить строительство школы в с. Помоздино Усть-Куломского района, а также в целом нарастить темпы возведения социальных объектов, предусмотренных национальными проектами.

Вместе с тем, основной проблемой здесь остается рассогласованность в решении вопросов при строительстве основных и вспомогательных объектов. Имеются ввиду подъездные пути. Приведу пару примеров.

Так, вопрос обустройства дороги к строящейся школе в микрорайоне Емваль Эжвинского района, срок ввода которой в эксплуатацию – декабрь 2023 года, планируется в рамках реализации отдельного инвестиционного проекта администрации Сыктывкара. Стоимость строительства составляет 87 млн. рублей, а этих денег в местном бюджете нет.

Или другой пример – школа в с. Помоздино, о которой я уже сказал. В сентябре ей принимать первых учащихся, однако от уличной сети села до школы до сих пор нет ни автодороги, ни тротуаров. Подобные недостатки мы отмечаем практически по всем объектам.

Отсутствие согласованности действий всех участников реализации мероприятий национальных проектов повлекли и существенное затягивание сроков ввода в эксплуатацию объектов здравоохранения. Так, ни один из уполномоченных органов не обратил внимания на изменившееся с января текущего года законодательство, предусматривающее обязательное обустройство на каждом фельдшерском акушерском пункте автономного источника водоснабжения, что не позволило ввести в эксплуатацию уже построенные ФАПы. Мы вынуждены были буквально в ручном режиме усаживать за стол переговоров республиканские министерства и решать проблему лицензирования. В итоге сегодня 11 из 19 ФАПов введены в эксплуатацию, 4 – функционируют, строительство 3 объектов ожидается к ноябрю 2022 года.

Прокуроры обязаны обеспечить в этой сфере сопровождающий надзор на всех этапах реализации нацпроектов.

Серьезные опасения и риск срыва федерального проекта «Чистая вода» в рамках нацпроекта «Экология» вызывает затягивание срока строительства станции водоочистки в поселке Пожня-Ель в Ухте. Несмотря на принимаемые меры реагирования, республиканский Минстрой и администрация Ухты длительное время не принимали мер к расторжению контракта с недобросовестным подрядчиком. В результате объект готов лишь на 17,5% при плановом показателе 73%, в то врем как жители Ухты уже заждались качественную питьевую воду, отвечающую санитарным нормам, что позволила бы обеспечить эта станция водоочистки.

В целях недопущения подобных нарушений Правительству республики необходимо наладить эффективное взаимодействие заказчиков, подрядных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, учитывать все замечания органов контроля (надзора), поступающих в период выделения земельных участков, разработки проектной документации и строительства, обеспечить формирование земельных участков параллельно с разработкой проектной документации.

*****

Акцентным направлением в вопросах соблюдения требований законодательства по вопросам защиты прав граждан и организаций в сфере жилищно-коммунального хозяйства, электроснабжения и газоснабжения, является подготовка к отопительному сезону.

На сегодняшний день в республике подготовлено только 25% жилищного фонда. Темпы работ по замене ветхих тепловых сетей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизились на 8%, причём в Усинске, Вуктыле, Сосногорске, Корткеросском и Усть-Куломском районах они даже ещё не начаты.

Введенные ограничения на проведение в 2022 году контрольных проверок не позволят Печорскому управлению Ростехнадзора обеспечивать контроль за деятельностью теплоснабжающих и теплосетевых организаций, что повышает риски возникновения аварийных ситуаций и ставит под сомнение качество подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в период зимнего максимума нагрузок.

В этой связи прокурорам следует обратить особое внимание на объективность оценки готовности этих организаций к отопительному периоду муниципальными межведомственными комиссиями, обеспечить постоянный и упреждающий характер надзора за их деятельностью, своевременно принимать меры реагирования в целях обеспечения безопасного и безаварийного прохождения отопительного сезона 2022–2023 годов.

*****

Реализуются надзорные мероприятия по укреплению законности в области заготовки и оборота древесины, охраны лесов от пожаров.

Серьезным вызовом для нашей республики в этом году оказалось прохождение летнего пожароопасного периода. Жаркая и сухая погода с большим количеством «сухих» гроз повлекли возникновение 297 лесных пожаров. Площадь, пройденная огнем, превысила 12 тысяч гектар. При этом основная масса возгораний пришлась на несколько дней июля, в день возникало до 80 новых пожаров. На сегодняшний день можно констатировать, что республика выдержала это испытание и ситуация стабилизировалась. Вместе с тем, далеко не все мероприятия, направленные на защиту населенных пунктов и объектов экономики от природных пожаров выполнены.

Совершенно неприемлемых значений достигло число выявляемых в лесах мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления. Так, на конец полугодия на территории гослесфонда зафиксировано 227 свалок общей площадью более 130 гектаров. Полагаю, никому не нужно объяснять, что такие свалки представляют не только экологическую и санитарную угрозу для человека и окружающей среды, но и являются очагами лесных пожаров.

Всего за 6 месяцев 2022 года прокуратурой республики в сфере охраны лесов от пожаров выявлено 185 нарушений закона, внесено 31 представление, в суд направлено 21 исковое заявление об обеспечении пожарными водоемами и противопожарными разрывами между населенными пунктами и участками леса, из которых 15 уже рассмотрены и удовлетворены.  

*****

В условиях санкционного давления на российскую экономику прокуратурой решались поставленные Президентом Российской Федерации задачи по созданию надлежащих условий для бизнеса, снижению давления контролирующих органов.

Исполняя указания и поручения Генерального прокурора Российской Федерации, нами полностью переформатирована реализация прокурорских полномочий в контрольно-надзорной сфере. Теперь решения о согласовании всех проверок бизнеса, как плановых, так и внеплановых, принимается исключительно руководством прокуратуры республики. Реализуя мораторий на проведение плановых проверок, аппаратом прокуратуры обеспечено исключение 91% или более 3,5 тысяч запланированных мероприятий.

В складывающихся экономических реалиях бизнес вправе рассчитывать на своевременное получение доступной государственной и муниципальной поддержки. На реализацию мероприятий национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в текущем году из бюджетов всех уровней выделено более 142 млн рублей. Законность их распределения и своевременность доведения до получателей в числе приоритетных задач.

Особого внимания на этом направлении требует формирование надлежащей нормативно-правовой базы по вопросам предоставления финансовой и имущественной поддержи. Так, по протестам прокурора в Ижемском районе в соответствие с законом приведены 11 правовых актов, предусматривавших предоставление субъектам малого предпринимательства в аренду муниципального имущества без проведения конкурса.

Вмешательства прокуратуры республики потребовали неправомерные отказы в предоставлении финансовой поддержки со стороны республиканских Министерства экономики – хозяйствующим субъектам, пострадавшим от распространения коронавирусной инфекции и введенных ограничений, а также Министерства сельского хозяйства – по гранту «Агростартап».

Складывающаяся обстановка в очередной раз подчеркнула значимость взаимного доверия и обратной связи государства и бизнеса. Для этого мы делаем все возможное. Прокуратура республики открыта для диалога и живого общения. Только в рамках Всероссийского дня приема предпринимателей ко мне и подчиненным прокурорам с различными проблемами обратились 78 руководителей коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей. Востребованность общения с прокурором продемонстрировали заседания Общественного совета при прокуратуре по поддержке малого и среднего предпринимательства, встреча с бизнес-сообществом в Ухте. Мероприятия в таком формате будут проводиться мной регулярно.

Вынужден констатировать полную неэффективность мер, принимаемых в республике для разрешения ежегодно повторяющейся ситуации с задолженностью учреждений здравоохранения по исполненным государственным контрактам.

Основной объем долгов на 1 июля – 145,5 млн рублей накопили государственные учреждения здравоохранения. При этом по сравнению с началом года наблюдается отрицательная динамика, задолженность перед бизнесом увеличилась на 103 млн рублей. Наибольшие долги – в Удорской и Печорской ЦРБ (по 16 млн рублей), также в должниках – Республиканская детская больница, Вуктыльская, Койгородская, Корткеросская, Ижемская, Сосногорская, Сысольская, Сыктывдинская, Троицко-Печорская, Усть-Куломская райбольницы, Сыктывкарская и Интинская горбольницы, Ухтинский роддом, Ухтинская детская больница, Воркутинская больница скорой помощи.

Полагаю, нам уже пора дать уголовно-правовую оценку действиям и бездействию главных врачей медицинских учреждений и чиновников республиканского Минздрава, повлекших образование и накопление долгов по исполненным контрактам.

*****

Реализуя полномочия по обеспечению участия прокуроров в гражданском, административном и арбитражном судопроизводстве в суды направлено 2 тысячи заявлений, которые удовлетворены на сумму более 126 миллионов рублей. 

В минувшем полугодии по заданию Генеральной прокуратуры нами проведена проверка соблюдения требований закона при исполнении решений судов, в том числе в пользу социально уязвимых категорий граждан. И как показывают её результаты, наличие судебного решения далеко не всегда приводит к фактическому восстановлению нарушенных прав граждан, в том числе на обеспечение лекарствами, средствами реабилитации, жилыми помещениями, на взыскание заработной платы, алиментов. К слову, к концу полугодия сумма совокупной задолженности по алиментам превысила 3 млрд рублей почти по 15 тысячам исполнительных производств, однако к административной и уголовной ответственности должники зачастую не привлекаются.

Одной из причин длительного неисполнения решений является неэффективная реализация своих полномочий судебными приставами. Напомню, что год назад с этой трибуны я обращался к присутствующему здесь руководителю Управления ФССП и призывал «в кратчайшие сроки провести ревизию исполпроизводств по длительно не исполняющимся решениям и принять необходимые меры по их исполнению».  Что мы видим сейчас? Ситуация только усугубляется. Эта тема станет предметом отдельного разговора с руководством Управления, тем более нам на исполнение поступило решение коллегии Генеральной прокуратуры по этим вопросам, где поставлена задача «решительно пресекать факты бездействия и волокиты» со стороны судебных приставов. Но есть и другие причины.

Сейчас на принудительном исполнении находится более 700 решений судов по искам прокуроров, связанных с возложением на органы государственной власти республики и местного самоуправления обязанности произвести ремонт автомобильных дорог и придомовых территорий, ликвидировать несанкционированные свалки, предоставить жилье нуждающимся. Из них 330 не исполняются уже более 3 лет, а 175 – более 5 лет, что абсолютно недопустимо. Особенно плачевная ситуация складывается в Сыктывкаре, Воркуте, Усинске, Печоре, Ижемском и Княжпогостском районах.

Решить эту проблему без изменения подхода органов госвласти местного самоуправления к реализации своих полномочий невозможно. Факты неэффективного расходования бюджетных средств, непринятия ими действенных и своевременных мер по финансированию работ, связанных с исполнением решений судов, неоднократно становились основанием для прокурорского вмешательства. К сожалению, слишком много примеров, когда из бюджета муниципального образования на оплату наложенных судебными приставами штрафных санкций тратятся суммы, которые были бы достаточны для исполнения самого решения суда.

К примеру, администрация Сыктывкара на протяжении 7 лет не может исполнить решение суда об обязании организовать для жителей двух жилых домов сбор бытовых отходов и мусора. За что совокупно назначены штрафные санкции на сумму 2 миллиона 170 тысяч рублей. Согласитесь, контейнерная площадка обошлась бы гораздо дешевле.

Администрацией Сосногорского района с 2017 года не исполнялось 4 решения суда о разработке паспортов на автомобильные дороги и проекта организации дорожного движения. В итоге, после возбуждения в 2021 году исполпроизводства к 230 (двумстам тридцати) тысячам рублей, необходимым на исполнение, прибавилось 360 тысяч штрафа. И таких примеров множество.

В рамках исполнения решения коллегии Генеральной прокуратуры мы продолжим проведение надзорных мероприятий в этой сфере. 

*****

В сфере противодействия коррупции установлено 834 нарушения закона, в целях устранения которых внесено 130 представлений. По протестам прокурора приведены в соответствие закону 54 правовых акта. По нашим требованиям к дисциплинарной и административной ответственности привлечены 156 лиц. В суды предъявлены 25 исков, по постановлениям прокуроров возбуждено 6 уголовных дел.

Треть всех выявленных нарушений связано с несоблюдением государственными и муниципальными служащими установленных ограничений, запретов и обязанностей. Процедуры контроля за расходами инициированы по актам прокурорского реагирования в отношении 29 государственных служащих. Правда настойчивость в этом направлении проявили только прокуроры Сыктывкара, Инты, Усинска и Сыктывдинского района. Остальным прокурорам при осуществлении таких проверок следует акцентировать внимание на обоснованность увеличения должностными лицами своего имущественного положения законностью своих доходов.   

Значимым результатом нашей работы является наступление гражданско-правовой ответственности в связи с несоответствием понесенных чиновником расходов его доходам. Так, в мае текущего года удовлетворен иск прокурора республики об обращении в доход государства имущества стоимостью почти 8 миллионов рублей, приобретенного бывшим министром внутренних дел региона на неподтвержденные доходы.

Во втором полугодии прокурорам и профильному отделу надлежит обеспечить контроль за исполнением судебных постановлений, а при возбуждении новых административных дел принимать исчерпывающие обеспечительные меры в целях наложения ареста на имущество юридических лиц. Особое внимание обращаю на необходимость активизации надзора за оперативно-розыскной деятельностью правоохранительных органов по выявлению наиболее тяжких фактов взяточничества.

*****

Переходя к вопросам состояния преступности следует отметить, что по итогам работы за 2021 год мы констатировали самый низкий как минимум за последние 20 лет уровень преступности, который снизился на 12,7%. В первом полугодии текущего года количество зарегистрированных преступлений осталось на невысоком уровне, соответствующем аналогичному показателю прошлого года, и составило 7 407.

Вместе с тем в структуре преступности отмечается ряд негативных тенденций. Так, на треть возросло количество особо тяжких преступлений, в том числе наиболее опасных, таких как убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего, незаконный сбыт наркотических средств, а также против половой неприкосновенности несовершеннолетних.

С отрицательной стороны оценивается состояние противодействия преступлениям, совершенным с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, удельный вес которых достиг 29,9%, при этом более 70% из них остались нераскрытыми.

Ещё одной проблемой, требующей усиления работы по профилактике правонарушений, является так называемая «повторная преступность». Доля преступлений, совершенных лицами, ранее совершавшими преступления, составляет 68%, что существенно выше общероссийского показателя.

В целях обеспечения эффективного взаимодействия и активизации усилий правоохранительных органов по предупреждению и пресечению преступлений, а также искоренению причин и условий, способствующих нарушению закона, на второе полугодие запланированы мероприятия по координации работы органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

*****

В минувшем полугодии прокурорами в целом качественно обеспечено поддержание государственного обвинения по 3541 уголовному делу в отношении 3785 лиц. Отмечается снижение числа вынесенных судами реабилитирующих решений ­– с 16 в первом полугодии 2021 года до 11 решений в отношении 11 лиц в текущем году.

Проблемным вопросом является рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей, которыми в текущем году вынесено 3 оправдательных вердикта по причине неубедительности доказательств стороны обвинения, в связи с чем управлению по надзору за следствием, дознанием и оперативно-разыскной деятельностью, уголовно-судебному управлению во взаимодействии со следственным управлением Следственного комитета  России по Республике Коми со стадии предварительного расследования уголовного дела необходимо давать принципиальную оценку квалификации преступного деяния, убедительности собранных доказательств для доведения их до сведения присяжных, а также обеспечивать наличие достаточных оснований для направления уголовного дела в суд.

Для обеспечения качества предварительного расследования предпринимаются меры для исключения фактов направления в суд уголовных дел с недостатками, препятствующими их рассмотрению по существу, в связи с чем в текущем году почти 200 уголовных дел возвращены прокурорами для проведения дополнительного расследования.  Но надо признать, что не все нарушения своевременно выявляются на стадии утверждения обвинительного заключения (акта, постановления), из-за чего, в связи с некачественным изучением уголовных дел суды возвратили прокурорам в порядке ст. 237 УПК РФ 64 уголовных дела. Судом апелляционной инстанции отменено 11 таких постановлений.

Продолжает остро стоять вопрос соблюдения требований ст. 6.1 УПК РФ о разумном сроке уголовного судопроизводства, при этом случаи обращения государственных обвинителей к председателям судов с заявлением об ускорении рассмотрения дела в порядке ч. 5 ст. 6.1 УПК носят единичный характер.

*****

Одним из приоритетных направлений прокурорской деятельности является работа с обращениями.

В 1 полугодии 2022 года прокурорам поступило свыше 20 тысяч жалоб, из которых непосредственно разрешено более 11 тысяч. Каждая пятая признана обоснованной и удовлетворена, обеспечена защита и восстановление трудовых и жилищных прав, права на обеспечение лекарствами и иных прав граждан во всех основных сферах жизнедеятельности.

Одним из самых ярких примеров я считаю завершение в минувшем полугодии решения проблемы, повлекшей массовые обращения граждан-участников долевого строительства многоквартирного дома по ул. Стахановской в Сыктывкаре. Благодаря скоординированной работе прокуратуры республики, органов исполнительной власти и администрации Сыктывкара уже с 15 августа дольщики смогут обратиться в Фонд развития территорий за получением компенсаций на приобретение жилья.  

На этом фоне отдельного внимания требует разрешение обращений, взятых под личный контроль руководством Генеральной прокуратуры Российской Федерации и лично Генеральным прокурором. К сожалению, в Ухте, Койгородском, Сыктывдинском и Усть-Цилемском районах есть негативные примеры, когда проблемы заявителей, обратившихся на такой высокий уровень, не находят окончательного решения годами. От прокуроров перечисленных территорий ожидаю позитивных сдвигов в этом направлении в наступившем полугодии.

*****

Обращает на себя внимание продолжающийся рост жалоб от лиц, содержащихся под стражей и отбывающих уголовные наказания, особенно поступающих к нам от депутатов Государственной Думы. Эти тревожные тенденции стали поводом к проведению в ноябре прошлого года совместного заседания коллегий прокуратуры и Управления ФСИН по вопросам работы с обращениями, однако ситуация не только не меняется, но еще и усугубляется. Осуждённые жалуются на неудовлетворительное материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, ненадлежащие условия содержания и применение незаконных мер взыскания, некорректное и невежливое обращение администрации исправительных учреждений.

Высокий показатель числа удовлетворённых обращений из 1497 разрешенных удовлетворено – 173, или каждое восьмое, свидетельствует о наличии системных просчётов в реализации предусмотренного статьей 21 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации ведомственного контроля за деятельностью территориальных учреждений со стороны Управления ФСИН России по Республике Коми, а также непринятие упреждающих мер специализированными прокурорами.

*****

В минувшем полугодии особое внимание прокуроров было направлено на соблюдение прав граждан, прибывших в Республику Коми с территории Донецкой и Луганской народных республик и оказание им необходимой правовой помощи. На сегодняшний день к нам приехали 478 человек, в числе которых 122 пенсионера, 1 инвалид, 161 несовершеннолетний. Большинство граждан разместились у родственников. В центрах временного размещения из 530 созданных республикой мест пока занято только 22.

Все эти люди нуждаются в нашей особой помощи и поддержке, в связи с чем прокуратурой республики проведены необходимые проверки, в том числе в сфере образования, жилья, трудоустройства, здравоохранения, оказания мер социальной поддержки и пенсионного обеспечения. Мы ориентировали прокуроров на проведение встреч с каждым прибывшим, оказание всемерной поддержки в решении их бытовых и юридических проблем. Эту работу следует продолжить. Обращаю внимание на обеспечение неукоснительного выполнения указания Генерального прокурора Российской Федерации от 11.03.2022 № 140/20 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав граждан в связи с принимаемыми в Российской Федерации мерами по поддержке экономики и социальной сферы, а также в связи с введением отдельных ограничений на осуществление финансово-хозяйственной и иной деятельности».  

*****

 

Уважаемые приглашенные, коллеги.

Безусловно, в своём выступлении я обратил внимание не на все направления прокурорской деятельности, а остановился лишь на основных «болевых» точках и существующих проблемах.

Хочу отметить, что в целом весь комплекс мер, принимаемых прокуратурой во взаимодействии с правоохранительными органами, органами власти и общественностью оказывает положительное воздействие на состояние законности в республике. Поэтому я хотел бы поблагодарить всех вас за совместную конструктивную работу.

Вместе с тем, решить все существующие проблемы одномоментно невозможно. Концентрировать свои усилия мы должны на базисных направлениях, от которых зависят благосостояние людей, безопасность и интересы государства.

Спасибо за внимание.

 

Распечатать