Интервью и выступления - Прокуратура Республики Коми
Интервью и выступления
- 31 июля 2018, 11:02
- Терентьев Дмитрий Владиславович
«Нарушения в сфере сбора и утилизации отходов носят массовый характер»
В последнее время существенные изменения произошли в законодательстве, регулирующем вопросы обращения с отходами производства и потребления. Так, например, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по организации деятельности по сбору твердых коммунальных отходов, их транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению. О том, каковы результаты этой деятельности по итогам прокурорских проверок, «Республике» рассказал прокурор Республики Коми Сергей Бажутов.
— О какой проблеме в сфере оборота твердых коммунальных отходов, на Ваш взгляд, следует сказать в первую очередь?
— Согласно статье 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов подлежат включению в государственный реестр объектов размещения отходов. Эксплуатация объектов, не включенных в этот реестр запрещена. Из 227 эксплуатируемых в республике объектов захоронения отходов 78 предназначены для размещения промышленных отходов и только на 11 возможно вывозить ТКО. Они расположены в девяти муниципальных образованиях: три в Воркуте, по одному в Инте, Усинске, Ухте, Сыктывкаре, Вуктыле, Печоре, Усть-Вымском и Удорском районах. Оставшиеся 138 полигонов являются «исторически сложившимися» местами захоронения бытовых отходов, но включить их в реестр невозможно.
— Почему?
— Причины разные. Например, расположение полигонов на категориях земель, на которых законодательно запрещается их нахождение. Это земли государственного лесного фонда, земли сельскохозяйственного назначения. Другой причиной является отсутствие правоустанавливающих документов на земельные участки, а самое главное – проектной документации на строительство полигонов. Как правило, это оставшиеся с постперестроечных времен свалки, которые возводились стихийно, без разработки проектов и проведения экспертизы. В настоящее время объекты, на которых возможно законное размещение отходов, отсутствуют в Усть-Цилемском, Ижемском, Койгородском, Корткеросском, Усть-Куломском, Сосногорском, Троицко-Печорском, Прилузском, Сысольском, Сыктывдинском районах.
— Чем чревато для граждан отсутствие легальных полигонов в этих районах?
Одним из новых требований закона является создание в субъектах Российской Федерации региональных операторов, отвечающих за вывоз мусора на легальные полигоны. В Республике Коми по итогам проведённого региональным Министерством энергетики, ЖКХ и тарифов конкурса таким оператором определено ООО «Ухтажилфонд». Остается только догадываться, каков будет размер тарифа за утилизацию отходов, для жителей, например, Прилузского района, если мусор придется доставлять на полигон, расположенный за пределами района — в трехстах километрах. Я считаю, что региональным и муниципальным властям стоит активно искать решение этой проблемы, но, к сожалению, они, похоже, предпочитают «не замечать» проблему.
— Но представители муниципалитетов утверждают, что эту проблему решить невозможно — нет ни подходящих земельных участков для строительства полигонов, ни денег для этого.
— Помните, с чего началась наша беседа? Вы сами отметили, что полномочия по организации деятельности по сбору мусора переданы органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Эта норма действует с 1 января 2016 года. Органы местного самоуправления тоже участвуют в этой работе, но в первую очередь – это вопрос региональных властей.
Решение любой проблемы при желании можно найти. Например, ситуацию могла бы заметно улучшить реализация республиканской программы по воспроизводству и использованию природных ресурсов и окружающей среды на 2012-2016 годы. Эта программа предусматривала реконструкцию восьми объектов размещения отходов, создание двадцати двух новых объектов размещения отходов и десяти площадок хранения древесных отходов, ликвидацию и рекультивацию двадцати трех несанкционированных свалок.
За период действия программы на ее реализацию из республиканского бюджета израсходовано более 357 миллионов рублей. Однако целевые показатели программы не достигнуты, вновь построенные объекты размещения отходов в реестр не включены. Причиной такой ситуации явилось отсутствие должного контроля за реализацией программы со стороны Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми.
В итоге реконструирован лишь один из восьми предусмотренных программой полигонов, из десяти площадок накопления древесных отходов введены в эксплуатацию только три. Рекультивированы только шесть из двадцати трех предусмотренных программой несанкционированных свалок. Единственный полигон, полный цикл строительства которого предусматривался программой, возводился с существенными отклонениями от проекта. Это полигон в селе Сторожевск Корткеросского района, на его строительство израсходовано 150 миллионов рублей. Учитывая, что изменения, внесенные в проект в ходе строительства, не прошли государственную экологическую экспертизу, этот объект на сегодняшний день при всем желании невозможно ввести в эксплуатацию и включить в государственный реестр объектов размещения отходов.
Отсутствию должного контроля за расходованием бюджетных средств приходится давать уголовно-правовую оценку. Так, Следственным управлением МВД по Республике Коми продолжается расследование возбужденных по материалам прокурорских проверок уголовных дел в отношении руководителей ООО «Стройлес». По данным следствия, они похитили более 9,6 миллиона рублей, не выполнив предусмотренные муниципальными контрактами работы по строительству полигона в селе Объячево, а также ликвидации и рекультивации свалок в деревнях Керос, Запольская и селе Ношуль Прилузского района. В отношении должностных лиц администрации Прилузского района, злоупотребивших своими полномочиями при подписании документов о приемке и оплате невыполненных работ, также возбуждены уголовные дела.
— За захоронение бытовых отходов на нелегальных полигонах тоже предусмотрено наказание — вплоть до возбуждения уголовного дела. Сколько человек в Коми привлечены к уголовной ответственности за совершение преступлений в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами?
— За последние годы — двое граждан: глава поселения городского типа Седкыркещ Юрий Пелевин и руководитель управляющей компании «ЖЭК» Александр Виноградов. Эта компания незаконно размещала твердые бытовые отходы на несанкционированных свалках в Седкыркеще. Глава администрации поселка знал об этом и не пытался решить проблему вывоза и захоронения твердых бытовых отходов. Более того, он договаривался о предоставлении бульдозера для того, чтобы с его помощью закапывать в траншеи мусор. Итогом стало возбуждение уголовного дела в 2015 году, в 2016 году дело было направлено в суд, в прошлом году вынесен приговор: оба фигуранта уголовного дела наказаны штрафом в 150 тысяч рублей каждому. Пелевин штраф заплатил, его сообщнику предоставлена рассрочка на год. Кроме того, Сыктывкарская природоохранная прокуратура направила в суд иск о взыскании с виновных лиц причиненного преступлением ущерба. Кстати, это уголовное дело – один из примеров странной реакции общественности, когда в некоторых СМИ появляются точки зрения о невиновности и непричастности подсудимых к тому, в чем их обвиняют, о неком заказе и поиске «крайних».
Другой пример – в октябре 2017 года следственным отделом по Печоре СУ СКР по Коми по результатам рассмотрения материалов, направленных Печорским природоохранным межрайонным прокурором, возбуждено уголовное дело по факту обнаружения в черте города свалки использованных люминесцентных ламп. В ходе расследования лицо, совершившее преступление, не установлено, в связи с этим в декабре следствие было приостановлено. По причине неустановления виновного лица также приостановлено уголовное дело, возбужденное в связи с обнаружением свалки отработанных люминесцентных ламп в Воркуте возле автодороги «ПСК «Оленевод» - шахта № 33». Всего приостановлено расследование трех уголовных дел из пяти возбужденных в 2017 году, два уголовных дела до настоящего времени находятся в производстве.
На первый взгляд, статданные по уголовным делам этой категории в нашей республике небольшие. Однако Генеральный прокурор РФ Юрий Яковлевич Чайка на состоявшейся в июне текущего года в Иркутске коллегии отметил, что за два последних года в стране расследовано всего 154 уголовных дела в сфере незаконного оборота отходов, из них до суда дошло только каждое четвертое – 40 дел. Среди этих дел и наши.
— А как реализуют контрольно-надзорную деятельность в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами сотрудники органов исполнительной власти?
— В этом направлении выявлены серьезные недоработки. В целом государственный надзор в области обращения с отходами осуществляет Минприроды Коми — как непосредственно, так и через территориальные органы. Этот орган выявляет не одну сотню несанкционированных свалок в год, к примеру, за 2016-2018 гг. – 511 общей площадью 102 гектара. Специалисты этого органа находят виновников их возникновения (за 2016-2018 гг. – 116 физических и юридических лиц) и даже налагают на них административные штрафы (за 2016-2018 гг. на сумму 1,3 млн рублей), однако дальше подобной констатации фактов дело не идет. Прокурорские проверки, проведенные в подведомственных Минприроды Республики Коми горрайкомитетах по охране окружающей среды, показали, что вопреки требованиям закона к виновникам возникновения стихийных свалок не принимаются дальнейшие меры: на них не возлагается обязанность по сбору и вывозу мусора, не рассчитывается размер причиненного природе ущерба и не предъявляются требования по его возмещению.
Кроме того, по информации Минприроды Коми, на территории республики расположено 166 не включенных в реестр «исторически сложившихся свалок», на которые систематически осуществляется вывоз отходов. Из них 66 расположены в границах земель государственного лесного фонда. Однако указанные свалки должностные лица Минприроды Коми не обследовали, лиц, виновных в несанкционированном размещении отходов, к административной ответственности не привлекали, предписания и представления в их адрес не вносили, исковые заявления в суды не направляли. Вместе с тем, за 2016-2018 гг. прокурорами Прилузского и Сысольского районов, Сыктывкарским природоохранным прокурором обследовано 42 таких объекта, после чего в целях их ликвидации и рекультивации земель под ними в суды направлен 21 иск, из которых 20 удовлетворено и 1 находится на рассмотрении. Таким образом, эта работа вполне осуществима, однако, строго говоря, выполнять ее должны городские и районные комитеты по охране окружающей среды.
По всем этим фактам первому заместителю председателя Правительства Республики Коми внесено представление.
— Во многих странах мира и даже в некоторых регионах России действуют правила о раздельном сборе отходов. Это считается практичным и экологичным. А как с этим обстоит дело у нас в республике?
— Одним из требований действующего федерального законодательства в целях уменьшения количества образуемых отходов является условие о раздельном их сборе, транспортировании и максимальном извлечении из отходов материально-сырьевых ресурсов. Концепция проста и понятна: в наш век потребления необходимо извлекать из мусора максимум пригодного для вторичного использования, поскольку если не идти этим путем, то никаких полигонов для его захоронения не хватит.
В Республике Коми постановлением Правительства от 15.06.2017 № 302 утвержден Порядок сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора).
К сожалению, на сегодняшний день наш регион не располагает необходимой инфраструктурой для решения этой задачи, поскольку ни муниципальные власти ранее, ни региональные власти после 1 января 2016 г. этим вопросом не озадачивались.
Во-первых, для потребителей должны быть обустроены контейнерные площадки, приспособленные для раздельного сбора отходов (бумаги, пластика, стекла и остальных отходов). Однако таких площадок недостаточно. По данным Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с ТКО (утверждена приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми от 21.03.2018 № 592) из 12,5 тысяч площадок только 136 предназначены для раздельного сбора бумаги и пластика. Реализация этой концепции может принести пользу всем: и потребителям, и тем, кто мусор вывозит. Уже сейчас существуют компании, готовые бесплатно вывозить отсортированные бумагу, пластик, стекло, ветошь. Компании зарабатывают на дальнейшей их сдаче во вторсырье, а потребитель экономит на вывозе остального мусора. Поверьте, после исключения из мусорного ведра бумаги и пластика вес и объем оставшихся в нем отходов значительно уменьшается, что положительно сказывается на стоимости его вывоза. Жильцы многоквартирных домов и владельцы офисов могут таким образом экономить и помогать природе. Кстати, в прокуратуре республики именно так вывозится макулатура, в планах – раздельный сбор пластика.
Во-вторых, ни один из действующих в республике официальных объектов размещения ТКО не предназначен для сортировки отходов в целях их последующей утилизации, в том числе вторичного использования. Все 11 действующих полигонов предназначены исключительно для захоронения всего привезенного из мусорных баков и заполнены эти полигоны уже на 80%. При этом в Корткеросском районе с 2015 года простаивает без дела мусоросортировочный комплекс, приобретенный за бюджетные 14 млн. рублей. Поставка этого дорогостоящего объекта была сопряжена с получением первым заместителем руководителя администрации Корткеросского района взятки в особо крупном размере от гендиректора фирмы-поставщика из Твери, которому чиновник пообещал за вознаграждение в 2 млн. рублей оказать содействие в победе на торгах. 31 июля 2018 г. в отношении этого должностного лица возбуждено уголовное дело по ч. 6 ст. 290 УК РФ.
В-третьих, при обеспечении раздельного сбора, накопления ТКО должны быть определены пути их сбыта в целях вторичного использования. К сожалению, компаний по рециклингу вторсырья у нас мало, хотя технологий повторной переработки и выделения полезных компонентов из бытовых и промышленных отходов достаточно. Будем надеяться, что ситуация изменится, и бизнес заметит экономическую прибыль, которую может дать возвращение в оборот ценных компонентов отходов, а государство активнее будет поддерживать такие инициативы, в том числе посредством программ поддержки малого и среднего бизнеса.
Беседовала Людмила ВЛАСОВА
Терентьев Дмитрий Владиславович
31 июля 2018, 11:02
Текст интервью прокурора республики Коми С.А. Бажутова газете «Республика»
«Нарушения в сфере сбора и утилизации отходов носят массовый характер»
В последнее время существенные изменения произошли в законодательстве, регулирующем вопросы обращения с отходами производства и потребления. Так, например, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по организации деятельности по сбору твердых коммунальных отходов, их транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению. О том, каковы результаты этой деятельности по итогам прокурорских проверок, «Республике» рассказал прокурор Республики Коми Сергей Бажутов.
— О какой проблеме в сфере оборота твердых коммунальных отходов, на Ваш взгляд, следует сказать в первую очередь?
— Согласно статье 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов подлежат включению в государственный реестр объектов размещения отходов. Эксплуатация объектов, не включенных в этот реестр запрещена. Из 227 эксплуатируемых в республике объектов захоронения отходов 78 предназначены для размещения промышленных отходов и только на 11 возможно вывозить ТКО. Они расположены в девяти муниципальных образованиях: три в Воркуте, по одному в Инте, Усинске, Ухте, Сыктывкаре, Вуктыле, Печоре, Усть-Вымском и Удорском районах. Оставшиеся 138 полигонов являются «исторически сложившимися» местами захоронения бытовых отходов, но включить их в реестр невозможно.
— Почему?
— Причины разные. Например, расположение полигонов на категориях земель, на которых законодательно запрещается их нахождение. Это земли государственного лесного фонда, земли сельскохозяйственного назначения. Другой причиной является отсутствие правоустанавливающих документов на земельные участки, а самое главное – проектной документации на строительство полигонов. Как правило, это оставшиеся с постперестроечных времен свалки, которые возводились стихийно, без разработки проектов и проведения экспертизы. В настоящее время объекты, на которых возможно законное размещение отходов, отсутствуют в Усть-Цилемском, Ижемском, Койгородском, Корткеросском, Усть-Куломском, Сосногорском, Троицко-Печорском, Прилузском, Сысольском, Сыктывдинском районах.
— Чем чревато для граждан отсутствие легальных полигонов в этих районах?
Одним из новых требований закона является создание в субъектах Российской Федерации региональных операторов, отвечающих за вывоз мусора на легальные полигоны. В Республике Коми по итогам проведённого региональным Министерством энергетики, ЖКХ и тарифов конкурса таким оператором определено ООО «Ухтажилфонд». Остается только догадываться, каков будет размер тарифа за утилизацию отходов, для жителей, например, Прилузского района, если мусор придется доставлять на полигон, расположенный за пределами района — в трехстах километрах. Я считаю, что региональным и муниципальным властям стоит активно искать решение этой проблемы, но, к сожалению, они, похоже, предпочитают «не замечать» проблему.
— Но представители муниципалитетов утверждают, что эту проблему решить невозможно — нет ни подходящих земельных участков для строительства полигонов, ни денег для этого.
— Помните, с чего началась наша беседа? Вы сами отметили, что полномочия по организации деятельности по сбору мусора переданы органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Эта норма действует с 1 января 2016 года. Органы местного самоуправления тоже участвуют в этой работе, но в первую очередь – это вопрос региональных властей.
Решение любой проблемы при желании можно найти. Например, ситуацию могла бы заметно улучшить реализация республиканской программы по воспроизводству и использованию природных ресурсов и окружающей среды на 2012-2016 годы. Эта программа предусматривала реконструкцию восьми объектов размещения отходов, создание двадцати двух новых объектов размещения отходов и десяти площадок хранения древесных отходов, ликвидацию и рекультивацию двадцати трех несанкционированных свалок.
За период действия программы на ее реализацию из республиканского бюджета израсходовано более 357 миллионов рублей. Однако целевые показатели программы не достигнуты, вновь построенные объекты размещения отходов в реестр не включены. Причиной такой ситуации явилось отсутствие должного контроля за реализацией программы со стороны Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми.
В итоге реконструирован лишь один из восьми предусмотренных программой полигонов, из десяти площадок накопления древесных отходов введены в эксплуатацию только три. Рекультивированы только шесть из двадцати трех предусмотренных программой несанкционированных свалок. Единственный полигон, полный цикл строительства которого предусматривался программой, возводился с существенными отклонениями от проекта. Это полигон в селе Сторожевск Корткеросского района, на его строительство израсходовано 150 миллионов рублей. Учитывая, что изменения, внесенные в проект в ходе строительства, не прошли государственную экологическую экспертизу, этот объект на сегодняшний день при всем желании невозможно ввести в эксплуатацию и включить в государственный реестр объектов размещения отходов.
Отсутствию должного контроля за расходованием бюджетных средств приходится давать уголовно-правовую оценку. Так, Следственным управлением МВД по Республике Коми продолжается расследование возбужденных по материалам прокурорских проверок уголовных дел в отношении руководителей ООО «Стройлес». По данным следствия, они похитили более 9,6 миллиона рублей, не выполнив предусмотренные муниципальными контрактами работы по строительству полигона в селе Объячево, а также ликвидации и рекультивации свалок в деревнях Керос, Запольская и селе Ношуль Прилузского района. В отношении должностных лиц администрации Прилузского района, злоупотребивших своими полномочиями при подписании документов о приемке и оплате невыполненных работ, также возбуждены уголовные дела.
— За захоронение бытовых отходов на нелегальных полигонах тоже предусмотрено наказание — вплоть до возбуждения уголовного дела. Сколько человек в Коми привлечены к уголовной ответственности за совершение преступлений в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами?
— За последние годы — двое граждан: глава поселения городского типа Седкыркещ Юрий Пелевин и руководитель управляющей компании «ЖЭК» Александр Виноградов. Эта компания незаконно размещала твердые бытовые отходы на несанкционированных свалках в Седкыркеще. Глава администрации поселка знал об этом и не пытался решить проблему вывоза и захоронения твердых бытовых отходов. Более того, он договаривался о предоставлении бульдозера для того, чтобы с его помощью закапывать в траншеи мусор. Итогом стало возбуждение уголовного дела в 2015 году, в 2016 году дело было направлено в суд, в прошлом году вынесен приговор: оба фигуранта уголовного дела наказаны штрафом в 150 тысяч рублей каждому. Пелевин штраф заплатил, его сообщнику предоставлена рассрочка на год. Кроме того, Сыктывкарская природоохранная прокуратура направила в суд иск о взыскании с виновных лиц причиненного преступлением ущерба. Кстати, это уголовное дело – один из примеров странной реакции общественности, когда в некоторых СМИ появляются точки зрения о невиновности и непричастности подсудимых к тому, в чем их обвиняют, о неком заказе и поиске «крайних».
Другой пример – в октябре 2017 года следственным отделом по Печоре СУ СКР по Коми по результатам рассмотрения материалов, направленных Печорским природоохранным межрайонным прокурором, возбуждено уголовное дело по факту обнаружения в черте города свалки использованных люминесцентных ламп. В ходе расследования лицо, совершившее преступление, не установлено, в связи с этим в декабре следствие было приостановлено. По причине неустановления виновного лица также приостановлено уголовное дело, возбужденное в связи с обнаружением свалки отработанных люминесцентных ламп в Воркуте возле автодороги «ПСК «Оленевод» - шахта № 33». Всего приостановлено расследование трех уголовных дел из пяти возбужденных в 2017 году, два уголовных дела до настоящего времени находятся в производстве.
На первый взгляд, статданные по уголовным делам этой категории в нашей республике небольшие. Однако Генеральный прокурор РФ Юрий Яковлевич Чайка на состоявшейся в июне текущего года в Иркутске коллегии отметил, что за два последних года в стране расследовано всего 154 уголовных дела в сфере незаконного оборота отходов, из них до суда дошло только каждое четвертое – 40 дел. Среди этих дел и наши.
— А как реализуют контрольно-надзорную деятельность в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами сотрудники органов исполнительной власти?
— В этом направлении выявлены серьезные недоработки. В целом государственный надзор в области обращения с отходами осуществляет Минприроды Коми — как непосредственно, так и через территориальные органы. Этот орган выявляет не одну сотню несанкционированных свалок в год, к примеру, за 2016-2018 гг. – 511 общей площадью 102 гектара. Специалисты этого органа находят виновников их возникновения (за 2016-2018 гг. – 116 физических и юридических лиц) и даже налагают на них административные штрафы (за 2016-2018 гг. на сумму 1,3 млн рублей), однако дальше подобной констатации фактов дело не идет. Прокурорские проверки, проведенные в подведомственных Минприроды Республики Коми горрайкомитетах по охране окружающей среды, показали, что вопреки требованиям закона к виновникам возникновения стихийных свалок не принимаются дальнейшие меры: на них не возлагается обязанность по сбору и вывозу мусора, не рассчитывается размер причиненного природе ущерба и не предъявляются требования по его возмещению.
Кроме того, по информации Минприроды Коми, на территории республики расположено 166 не включенных в реестр «исторически сложившихся свалок», на которые систематически осуществляется вывоз отходов. Из них 66 расположены в границах земель государственного лесного фонда. Однако указанные свалки должностные лица Минприроды Коми не обследовали, лиц, виновных в несанкционированном размещении отходов, к административной ответственности не привлекали, предписания и представления в их адрес не вносили, исковые заявления в суды не направляли. Вместе с тем, за 2016-2018 гг. прокурорами Прилузского и Сысольского районов, Сыктывкарским природоохранным прокурором обследовано 42 таких объекта, после чего в целях их ликвидации и рекультивации земель под ними в суды направлен 21 иск, из которых 20 удовлетворено и 1 находится на рассмотрении. Таким образом, эта работа вполне осуществима, однако, строго говоря, выполнять ее должны городские и районные комитеты по охране окружающей среды.
По всем этим фактам первому заместителю председателя Правительства Республики Коми внесено представление.
— Во многих странах мира и даже в некоторых регионах России действуют правила о раздельном сборе отходов. Это считается практичным и экологичным. А как с этим обстоит дело у нас в республике?
— Одним из требований действующего федерального законодательства в целях уменьшения количества образуемых отходов является условие о раздельном их сборе, транспортировании и максимальном извлечении из отходов материально-сырьевых ресурсов. Концепция проста и понятна: в наш век потребления необходимо извлекать из мусора максимум пригодного для вторичного использования, поскольку если не идти этим путем, то никаких полигонов для его захоронения не хватит.
В Республике Коми постановлением Правительства от 15.06.2017 № 302 утвержден Порядок сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора).
К сожалению, на сегодняшний день наш регион не располагает необходимой инфраструктурой для решения этой задачи, поскольку ни муниципальные власти ранее, ни региональные власти после 1 января 2016 г. этим вопросом не озадачивались.
Во-первых, для потребителей должны быть обустроены контейнерные площадки, приспособленные для раздельного сбора отходов (бумаги, пластика, стекла и остальных отходов). Однако таких площадок недостаточно. По данным Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с ТКО (утверждена приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми от 21.03.2018 № 592) из 12,5 тысяч площадок только 136 предназначены для раздельного сбора бумаги и пластика. Реализация этой концепции может принести пользу всем: и потребителям, и тем, кто мусор вывозит. Уже сейчас существуют компании, готовые бесплатно вывозить отсортированные бумагу, пластик, стекло, ветошь. Компании зарабатывают на дальнейшей их сдаче во вторсырье, а потребитель экономит на вывозе остального мусора. Поверьте, после исключения из мусорного ведра бумаги и пластика вес и объем оставшихся в нем отходов значительно уменьшается, что положительно сказывается на стоимости его вывоза. Жильцы многоквартирных домов и владельцы офисов могут таким образом экономить и помогать природе. Кстати, в прокуратуре республики именно так вывозится макулатура, в планах – раздельный сбор пластика.
Во-вторых, ни один из действующих в республике официальных объектов размещения ТКО не предназначен для сортировки отходов в целях их последующей утилизации, в том числе вторичного использования. Все 11 действующих полигонов предназначены исключительно для захоронения всего привезенного из мусорных баков и заполнены эти полигоны уже на 80%. При этом в Корткеросском районе с 2015 года простаивает без дела мусоросортировочный комплекс, приобретенный за бюджетные 14 млн. рублей. Поставка этого дорогостоящего объекта была сопряжена с получением первым заместителем руководителя администрации Корткеросского района взятки в особо крупном размере от гендиректора фирмы-поставщика из Твери, которому чиновник пообещал за вознаграждение в 2 млн. рублей оказать содействие в победе на торгах. 31 июля 2018 г. в отношении этого должностного лица возбуждено уголовное дело по ч. 6 ст. 290 УК РФ.
В-третьих, при обеспечении раздельного сбора, накопления ТКО должны быть определены пути их сбыта в целях вторичного использования. К сожалению, компаний по рециклингу вторсырья у нас мало, хотя технологий повторной переработки и выделения полезных компонентов из бытовых и промышленных отходов достаточно. Будем надеяться, что ситуация изменится, и бизнес заметит экономическую прибыль, которую может дать возвращение в оборот ценных компонентов отходов, а государство активнее будет поддерживать такие инициативы, в том числе посредством программ поддержки малого и среднего бизнеса.
Беседовала Людмила ВЛАСОВА
Все права защищены