Интервью и выступления

Интервью прокурора Республики Мордовия Сергея Лапина газете «Известия Мордовии»
  Текст
  1 Изображения
   

Основная задача государственного обвинителя – справедливый и законный приговор

Поддержание государственного обвинения – особая задача прокуратуры. Гособвинитель должен быть мастером своего дела, уметь грамотно говорить, свободно владеть материалами уголовного дела, эффективно отстаивать свою позицию, быть максимально убедительным. Ведь в зависимости от того, как он представит суду доказательства и насколько обоснованными будут его доводы, зависит результат по уголовному делу. В сегодняшнем разговоре с прокурором республики обсуждаем тему государственного обвинения, ситуацию с «алиментщиками» в республике, конфискацию транспортных средств, отмену оправдательных приговоров и другое.

 

- Сергей Юрьевич, расскажите, пожалуйста, существуют ли какие-то критерии эффективности работы государственных обвинителей?

На Ваш вопрос отвечу так: основная задача государственного обвинителя – справедливый и законный приговор. Других критериев не назову. Если говорить о профессионализме гособвинителя, то ключевым показателем считается признание судебного решения законным апелляционной и кассационной инстанцией.

 

- Как же цифровые показатели?

Если интересует статистика, то в этом году государственными обвинителями прокуратуры республики поддержано обвинение по 1655 уголовным делам. С вынесением приговора рассмотрено 1283 уголовных дела. Но хочу подчеркнуть, что цифровые показатели в нашей работе никогда не были в приоритете.

 

- Совсем недавно страна и наша республика широко отметили День отца - относительно молодой праздник, в регионе чествовали тех, кто показывает достойный пример отцовства. Но, к сожалению, есть и совсем другие примеры – «алиментщики», как их называют «в народе», то есть те, кто не участвует в жизни своих собственных детей ни морально, ни материально. Можете рассказать, сколько таких нерадивых родителей понесли наказание?

Начну с того, что по состоянию на 1 октября 2024 года сумма задолженности по исполнительным производствам по алиментам составляет более 668 млн рублей. В этом году по материалам прокурорских проверок в отношении 14 таких лиц возбуждены уголовные дела. За 9 месяцев текущего года судами республики рассмотрено более 260 уголовных дел по вопросам невыплаты алиментов. Осуждено более 250 человек, 64 из которых уже имели судимость за совершение аналогичного преступления. Ввиду погашения подсудимыми задолженности по алиментам судами в отношении 5 человек дела прекращены. Общая сумма погашенной задолженности составила более 1,1 млн. рублей. В подавляющем большинстве случаев осужденным лицам за впервые совершенное преступление назначается наказание в виде исправительных работ. Вместе с этим имеются случаи назначения более строгих видов наказания, как правило, лицам, уже имевшим судимость за совершение аналогичного преступления.

 

- А можно привести цифры? Как строго наказывают «алиментщиков»?

Конечно. Лишение свободы реально назначено 15 осужденным, на сроки от 4 до 11 месяцев, лишение свободы условно – 11 лицам, на сроки от 2 месяцев до 10 месяцев, принудительные работы – 29 лицам, на сроки от 4 месяцев до 1 года.

 

- Есть ли среди них нерадивые матери?

Да, к огромному сожалению, есть… и такие случаи далеко не единичны, больше десятка. Вот совсем недавно вынесен обвинительный приговор 37-летней жительнице Саранска. Суд за неуплату алиментов назначил ей 6 месяцев лишения свободы. Женщина больше года умышленно, без уважительных причин, не выплачивала алименты на содержание несовершеннолетних детей, общий размер задолженности превысил 340 тыс. рублей.

Добавлю, что по 14 уголовным делам обвиняемыми приняты меры к частичному возмещению задолженности по алиментам. Общая сумма такого возмещения составила более 570 тыс. рублей.

 

- Печально, конечно.

Соглашусь… Как прокурор скажу, безответственные родители должны понимать одну простую истину: не будешь платить алименты – можешь попасть в тюрьму. А как отец я никогда не понимал и не пойму родителей, которые бросают своих детей, безучастно относятся к их воспитанию. Такое явление, конечно же, должно быть искоренено в обществе, здесь крайне важно подключить моральную сторону вопроса.

 

- Сергей Юрьевич, с июля 2022 года применяется конфискация транспортных средств у тех, кто сел за руль в нетрезвом виде. Прокуроры при поддержании государственного обвинения в каждом таком случае требуют конфискацию автомобиля?

Действительно, считаю, что конфискация автомобиля за нетрезвое вождение является эффективной мерой профилактики преступлений и иных правонарушений на дорогах. Она лишает виновных средств для совершения преступлений в будущем и служит хорошим профилактическим воздействием на других лиц. Об этом прямо говорит и статистика. Например, в этом году за 9 месяцев в результате уголовно-наказуемых ДТП в республике погибло 17 человек, а за такой же период прошлого года – 29. Наблюдается положительная тенденция к снижению на 40 %.

Замечу, что прокуроры в судах занимают принципиальную позицию по подобным уголовным делам. Только в 2024 году с учетом позиции государственных обвинителей конфисковано 70 транспортных средств, принадлежащих на праве собственности пьяным водителям. Сложнее с этим вопросом бывает в случаях, когда осужденные управляли автомобилями, принадлежащими другому лицу. Сейчас в судах нарабатывается практика конфискации совместной собственности супругов.

 

- Как часто гособвинители не соглашаются с приговором суда из-за его мягкости?

В этом году государственные обвинители, не согласившись с видом либо размером назначенного наказания ввиду чрезмерной мягкости, добились его усиления 10 осужденным. При этом отмечу, что такой результат достигнут прокурорами в большинстве случаев оспаривания судебных актов по указанному основанию – в 10 из 14.

 

- Есть ли примеры?

Да, такие примеры есть и их немало. Приведу один из недавних. Суд апелляционной инстанции согласился с доводами государственного обвинителя о несправедливости наказания, назначенного Рузаевским районным судом жителю республики за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст.314.1 УК РФ (самовольное оставление места жительства лицом, в отношении которого установлен административный надзор) в виде 1 года исправительных работ с удержанием ежемесячно из заработной платы 10 % в доход государства. Осужденному, несмотря на наличие рецидива преступлений, суд первой инстанции вопреки требованиям закона назначил менее строгое наказание: исправительные работы вместо предусмотренного санкцией статьи лишения свободы. Судебная коллегия Верховного Суда республики признала доводы прокурора обоснованными и изменила приговор, назначив подсудимому наказание в виде 6 месяцев лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.

 

- Как прокуроры реагируют на оправдательные приговоры?

По результатам проверки таких решений в случае несогласия с изложенными в них выводами принимаются меры к оспариванию в вышестоящие судебные инстанции.

В 2024 году государственными обвинителями обжалованы все 5 вынесенных судами оправдательных приговоров. Три таких приговора по представлениям государственных обвинителей уже отменены, остальные пока пересматриваются, но мы ожидаем такой же результат.

К примеру, по представлению государственного обвинителя отменен оправдательный приговор, вынесенный в Октябрьском районном суде г. Саранска в отношении местного жителя, который обвинялся в публичных призывах к осуществлению экстремистской деятельности в интернете.

 

- Есть и нашумевшие дела, о которых мы знаем…

Догадываюсь, что вы имеете в виду. Рузаевский районный суд в апреле месяце оправдал бывшего главу Рузаевского муниципального района ввиду отсутствия состава преступления, предусмотренного по ч. 2 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий). По версии обвинения, в 2016-2020 годы обвиняемый, занимая указанную должность, в нарушение требований законодательства предоставил коммерческой организации в безвозмездное пользование наружные сети электроснабжения, протяженностью более 11 км, и силовой трансформатор. В результате в бюджет не поступили денежные средства в виде арендных платежей на сумму более 8,3 млн рублей. Государственный обвинитель, не согласившись с решением суда, обжаловал его. Суд апелляционной инстанции, установив обоснованность доводов государственного обвинителя о вынесении оправдательного приговора с процессуальными ошибками, отменил его и вернул уголовное дело на новое рассмотрение.

В завершение хочу подчеркнуть, поддержание государственного обвинения – непростое и очень ответственное направление в нашей работе. Прокуроры должны прикладывать максимум усилий, чтобы преступники не уходили от наказания. Но даже более важным считаю восстановление прав потерпевших от преступлений. От того, как мы сработаем и зависит, насколько справедливо будут наказаны одни и защищены другие.

 

Распечатать