Прокурор разъясняет - Прокуратура Республики Саха (Якутия)
Прокурор разъясняет
- 23 октября 2020, 13:07
Предусмотрена ли ответственность за сбор палеонтологических коллекционных материалов мамонтовой фауны без получения соответствующей лицензии?
Да, действующим законодательством в рассматриваемой сфере установлена как административная, так и уголовная ответственность.
Так, за пользование недрами без лицензии (безлицензионный сбор) законодательством РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность по ч. 1 ст. 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, санкция которой предусматривает наложение административного штрафа в размере до 1 млн. руб.
В случае, если в результате безлицензионного сбора палеонтологических материалов получен доход в крупном размере, т.е. на сумму свыше 2 250 тыс. руб., виновное лицо несёт уголовную ответственность по ч. 1 ст. 171 Уголовного кодекса РФ за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии с назначением уголовного наказания вплоть до ареста на 6 месяцев.
Следует отметить, что в действующем законодательстве нет прямой ответственности за самовольное извлечение палеонтологических материалов из недр, почвы либо водных объектов, а равно применение при этом технических средств и устройств, влекущих повреждение или уничтожение почвенного покрова, грунтов либо негативное воздействие на водные объекты. В связи с этим неоднозначна правоприменительная практика при квалификации правонарушений, связанных со сбором палеонтологических материалов.
Например, при сборе палеонтологических материалов, находящихся на поверхности земли либо вымытых в водные объекты естественными процессами, квалифицировать подобные действия по ст. 7.3 КоАП РФ представляется затруднительным ввиду отсутствия факта пользования недрами (преамбула Закона РФ «О недрах»: недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения).
Для поиска бивней мамонта производится размыв грунта береговой полосы водных объектов с использованием высоконапорных мотопомп. Поскольку не применяются какие-либо опасные химические вещества, затруднена правовая оценка причинения существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, земельным ресурсам. При их сборе не эксплуатируются горнодобывающие предприятия или подземные сооружения, в связи с чем не могут быть применены нормы ст. 250 УК РФ (загрязнение вод), ст. 254 УК РФ (порча земель), а равно ст. 255 УК РФ (нарушение правил охраны и использования недр).
По этим же основаниям представляется неточной квалификация самовольного сбора мамонтовой кости и размыва грунтов по ст.ст. 8.6, 8.12, 8.42, 8.45 КоАП РФ.
В рассматриваемых случаях возможно применение ст. 8.13 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления (часть. 1); нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.45 КоАП РФ (часть 4).
Вместе с тем, объектом этого правонарушения является водный объект, тогда как объектом посягательства при сборе мамонтовой кости являются палеонтологические материалы.
Санкция ст. 8.13 КоАП РФ предусматривает наложение на граждан штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей, что не обеспечивает адекватное наказание за деяния подобного рода ввиду их повышенной общественной опасности, санкции не соответствуют извлекаемому доходу от сбора мамонтовой кости.
Действия правонарушителей могут быть квалифицированы также по ст. 7.6 КоАП РФ (самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий) и ст. 8.39 КоАП РФ (нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях).
Вместе с тем, действующим законодательством не предусмотрена прямая административная и уголовная ответственности за незаконную добычу бивней мамонта и других остатков мамонтовой фауны, в том числе с использованием технических средств, предназначенных для размыва грунтов в целях раскопки, поиска таких останков (мотопомпы), в связи с чем необходимо введение специальной нормы в КоАП РФ.
Законодательство РФ об административных правонарушениях в рассматриваемой сфере предусматривает лишь административную ответственность за пользование недрами без лицензии либо с нарушением условий, предусмотренных такой лицензией (ст. 7.3 КоАП РФ).
Какие органы государственной власти осуществляют контроль за соблюдением пользователями недр и иными лицами требований природоохранного законодательства? Кто взыскивает причиненный ими ущерб?
Пунктом 2 Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов, утв. приказом Минприроды РФ от 29.11.2004 № 711, установлено, что сбор геологических коллекционных материалов означает извлечение единичных образцов окаменелых остатков фауны из естественных обнажений (в том числе с поверхности береговых отложений морей, рек и озер) без проведения горных и других видов специальных работ.
На практике извлечение окаменелых останков мамонтовой фауны сопряжено с применением технических средств, предназначенных для размыва грунтов в целях раскопки и поиска таких останков (водяные мотопомпы).
В соответствии с ч. 1.1 ст. 36 Водного кодекса РФ, ч. 1 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» на территории республики Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) и Управление Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия) осуществляют государственный надзор в области использования и охраны водных объектов и особо охраняемых природных территорий.
В силу ч. 7.1 ст. 36 Водного кодекса РФ, ч .5 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к отношениям, связанным с осуществлением указанного государственного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 194-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Частью 1 статьи 8.3 указанного Федерального закона № 294-ФЗ установлено, что к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие контролирующего органа с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, отнесены плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий водных объектов в соответствии со статьей 13.2 Федерального закона № 294-ФЗ.
В рамках проведения мероприятий по контролю в силу ч. 1.1 ст. 36 Водного кодекса РФ, ст. 17 Федерального закона № 294-ФЗ, ст. 66 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» должностные лица перечисленных органов экологического надзора наделены полномочиями по предъявлению в суд общей юрисдикции и арбитражный суд в пределах своей компетенции исков о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушений обязательных требований.
Если бивни мамонта были добыты без лицензии, кто в соответствии с действующим законодательством будет являться собственником палеонтологических останков мамонтов?
Что касается собранных в отсутствие лицензии на пользование недрами бивней мамонта, т.е. незаконно, такие палеонтологические материалы мамонтовой фауны подлежат изъятию уполномоченным должностным лицом в рамках применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении как предмет административного правонарушения.
Вопрос о дальнейшей судьбе изъятых бивней мамонта в силу ч. 3 ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях должен быть решен в постановлении по делу об административном правонарушении.
В таком случае собственником палеонтологических материалов мамонтовой фауны будет являться государство в лице Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
Например, в 2018 году по результатам проведения на территории островов Большой и Малый Ляховский, относящихся к территории ресурсного резервата «Лена-Дельта», расположенного в Булунском районе, рейдов были установлены 19 физических лиц, осуществлявших сбор ископаемых мамонтовой фауны в отсутствие разрешительных документов, у которых обнаружено 22 фрагмента мамонтовой фауны, в том числе 8 бивней мамонта.
В этой связи в декабре 2018 года Якутской природоохранной прокуратурой в Якутский городской суд предъявлено 14 исковых заявлений о признании бивней мамонтов бесхозяйными и передаче их в собственность Российской Федерации для последующей реализации, а также 8 заявлений о признании бивней мамонтов бесхозяйными и передаче их в собственность республики в связи с тем, что указанные предметы представляли научную и музейную ценность.
Решениями городского суда исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме.
Заместитель природоохранного прокурора
младший советник юстиции С.Н. Степанов
Прокуратура Республики Саха (Якутия)
23 октября 2020, 13:07
Якутская природоохранная прокуратура разъясняет: требования, предъявляемых к сбору палеонтологических материалов мамонтовой фауны (продолжение)
Предусмотрена ли ответственность за сбор палеонтологических коллекционных материалов мамонтовой фауны без получения соответствующей лицензии?
Да, действующим законодательством в рассматриваемой сфере установлена как административная, так и уголовная ответственность.
Так, за пользование недрами без лицензии (безлицензионный сбор) законодательством РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность по ч. 1 ст. 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, санкция которой предусматривает наложение административного штрафа в размере до 1 млн. руб.
В случае, если в результате безлицензионного сбора палеонтологических материалов получен доход в крупном размере, т.е. на сумму свыше 2 250 тыс. руб., виновное лицо несёт уголовную ответственность по ч. 1 ст. 171 Уголовного кодекса РФ за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии с назначением уголовного наказания вплоть до ареста на 6 месяцев.
Следует отметить, что в действующем законодательстве нет прямой ответственности за самовольное извлечение палеонтологических материалов из недр, почвы либо водных объектов, а равно применение при этом технических средств и устройств, влекущих повреждение или уничтожение почвенного покрова, грунтов либо негативное воздействие на водные объекты. В связи с этим неоднозначна правоприменительная практика при квалификации правонарушений, связанных со сбором палеонтологических материалов.
Например, при сборе палеонтологических материалов, находящихся на поверхности земли либо вымытых в водные объекты естественными процессами, квалифицировать подобные действия по ст. 7.3 КоАП РФ представляется затруднительным ввиду отсутствия факта пользования недрами (преамбула Закона РФ «О недрах»: недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения).
Для поиска бивней мамонта производится размыв грунта береговой полосы водных объектов с использованием высоконапорных мотопомп. Поскольку не применяются какие-либо опасные химические вещества, затруднена правовая оценка причинения существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, земельным ресурсам. При их сборе не эксплуатируются горнодобывающие предприятия или подземные сооружения, в связи с чем не могут быть применены нормы ст. 250 УК РФ (загрязнение вод), ст. 254 УК РФ (порча земель), а равно ст. 255 УК РФ (нарушение правил охраны и использования недр).
По этим же основаниям представляется неточной квалификация самовольного сбора мамонтовой кости и размыва грунтов по ст.ст. 8.6, 8.12, 8.42, 8.45 КоАП РФ.
В рассматриваемых случаях возможно применение ст. 8.13 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления (часть. 1); нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.45 КоАП РФ (часть 4).
Вместе с тем, объектом этого правонарушения является водный объект, тогда как объектом посягательства при сборе мамонтовой кости являются палеонтологические материалы.
Санкция ст. 8.13 КоАП РФ предусматривает наложение на граждан штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей, что не обеспечивает адекватное наказание за деяния подобного рода ввиду их повышенной общественной опасности, санкции не соответствуют извлекаемому доходу от сбора мамонтовой кости.
Действия правонарушителей могут быть квалифицированы также по ст. 7.6 КоАП РФ (самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий) и ст. 8.39 КоАП РФ (нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях).
Вместе с тем, действующим законодательством не предусмотрена прямая административная и уголовная ответственности за незаконную добычу бивней мамонта и других остатков мамонтовой фауны, в том числе с использованием технических средств, предназначенных для размыва грунтов в целях раскопки, поиска таких останков (мотопомпы), в связи с чем необходимо введение специальной нормы в КоАП РФ.
Законодательство РФ об административных правонарушениях в рассматриваемой сфере предусматривает лишь административную ответственность за пользование недрами без лицензии либо с нарушением условий, предусмотренных такой лицензией (ст. 7.3 КоАП РФ).
Какие органы государственной власти осуществляют контроль за соблюдением пользователями недр и иными лицами требований природоохранного законодательства? Кто взыскивает причиненный ими ущерб?
Пунктом 2 Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов, утв. приказом Минприроды РФ от 29.11.2004 № 711, установлено, что сбор геологических коллекционных материалов означает извлечение единичных образцов окаменелых остатков фауны из естественных обнажений (в том числе с поверхности береговых отложений морей, рек и озер) без проведения горных и других видов специальных работ.
На практике извлечение окаменелых останков мамонтовой фауны сопряжено с применением технических средств, предназначенных для размыва грунтов в целях раскопки и поиска таких останков (водяные мотопомпы).
В соответствии с ч. 1.1 ст. 36 Водного кодекса РФ, ч. 1 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» на территории республики Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) и Управление Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия) осуществляют государственный надзор в области использования и охраны водных объектов и особо охраняемых природных территорий.
В силу ч. 7.1 ст. 36 Водного кодекса РФ, ч .5 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к отношениям, связанным с осуществлением указанного государственного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 194-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Частью 1 статьи 8.3 указанного Федерального закона № 294-ФЗ установлено, что к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие контролирующего органа с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, отнесены плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий водных объектов в соответствии со статьей 13.2 Федерального закона № 294-ФЗ.
В рамках проведения мероприятий по контролю в силу ч. 1.1 ст. 36 Водного кодекса РФ, ст. 17 Федерального закона № 294-ФЗ, ст. 66 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» должностные лица перечисленных органов экологического надзора наделены полномочиями по предъявлению в суд общей юрисдикции и арбитражный суд в пределах своей компетенции исков о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушений обязательных требований.
Если бивни мамонта были добыты без лицензии, кто в соответствии с действующим законодательством будет являться собственником палеонтологических останков мамонтов?
Что касается собранных в отсутствие лицензии на пользование недрами бивней мамонта, т.е. незаконно, такие палеонтологические материалы мамонтовой фауны подлежат изъятию уполномоченным должностным лицом в рамках применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении как предмет административного правонарушения.
Вопрос о дальнейшей судьбе изъятых бивней мамонта в силу ч. 3 ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях должен быть решен в постановлении по делу об административном правонарушении.
В таком случае собственником палеонтологических материалов мамонтовой фауны будет являться государство в лице Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
Например, в 2018 году по результатам проведения на территории островов Большой и Малый Ляховский, относящихся к территории ресурсного резервата «Лена-Дельта», расположенного в Булунском районе, рейдов были установлены 19 физических лиц, осуществлявших сбор ископаемых мамонтовой фауны в отсутствие разрешительных документов, у которых обнаружено 22 фрагмента мамонтовой фауны, в том числе 8 бивней мамонта.
В этой связи в декабре 2018 года Якутской природоохранной прокуратурой в Якутский городской суд предъявлено 14 исковых заявлений о признании бивней мамонтов бесхозяйными и передаче их в собственность Российской Федерации для последующей реализации, а также 8 заявлений о признании бивней мамонтов бесхозяйными и передаче их в собственность республики в связи с тем, что указанные предметы представляли научную и музейную ценность.
Решениями городского суда исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме.
Заместитель природоохранного прокурора
младший советник юстиции С.Н. Степанов
Все права защищены