Прокурор разъясняет - Прокуратура Республики Саха (Якутия)
Прокурор разъясняет
- 19 октября 2020, 09:52
Великие результаты могут быть достигнуты малыми силами
(Сунь Цзы «Искусство войны»)
Последнее время в мире и в нашей стране возникают протестные настроения, которые реализуются посредством проведения массовых публичных мероприятий.
Это обусловлено тем, что Российская Федерация - демократическое федеративное правовое государство. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1 ст. 1, 32 Конституции Российской Федерации).
Право на участие в публичных мероприятиях предоставлено гражданам Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Согласно п. 1 ст. 2 названного закона публичное мероприятие – это открытая, причём мирная и доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных и религиозных объединений. Целью такого мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Вместе с тем, организация и участие в проведении массовых митингов, демонстраций, шествий и пикетирований – это крайняя мера. Существуют и иные возможности и способы быть услышанными и добиться решения вопросов, имеющих важное общественно-политическое значение.
Прежде всего, граждане имеют иные политические права. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ч. 3 ст. 3 Конституции РФ).
Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на свободной и добровольной основе. Право избирать (активное избирательное право) у граждан России Федерации возникает с 18 лет. Право быть избранным (пассивное избирательное право) зависит от уровня выборов. С 18 лет гражданин вправе быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, с 21 года - депутатом законодательного органа государственной власти, главой муниципального образования, с 30 лет - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (ч.ч. 1, 4, 8 ст.4 Федерального закона от 12.06.2002 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»), с 35 лет - Президентом Российской Федерации (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»).
Помимо выборов волю граждан выражает референдум. Это голосование граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, имеющее обязательное значение для органов государственной власти и органов местного самоуправления. Референдум может быть общефедеральным, региональным и местным. Инициатива проведения референдума и право участвовать в нем возникают с 18 лет.
Права граждан на участие в управлении делами государства установлены не только Конституцией Российской Федерации, но и другими федеральными законами.
Так, на основании ст. 3 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» гражданам предоставлено право создавать общественные объединения и участвовать в них для защиты общих интересов и достижения общих целей. Право граждан на объединение в политические партии в Российской Федерации и участие в них регулируется Федеральным законом от 11.07.2001 95-ФЗ «О политических партиях».
В качестве примера результативности деятельности общественных объединений можно привести обращение Региональной общественной организации по противодействию должностным преступлениям и коррупции в Якутии «БАТАС» в органы прокуратуры о злоупотреблениях в деятельности главы Усть-Майского района. В ходе проверки, проведённой по данному обращению, выявлены многочисленные серьёзные нарушения бюджетного и антикоррупционного законодательства. Межведомственной группой МВД по РС(Я) и СУ СК РФ по РС(Я) во главе с Прокуратурой Республики Саха (Якутия) инициировано возбуждение 8 уголовных дел, в т.ч. в отношении главы МР «Усть-Майский улус» Боярского Ю.Н. (мошенничество, служебный подлог и незаконное участие в предпринимательской деятельности), полномочия которого прекращены, в отношении преступно связанных с ним - депутата районного совета МО «Усть-Майский улус (район)» Головацкого Ф.В. (служебный подлог), депутата Совета МО «Петропавловский наслег» Корбан М.Н. (незаконное участие в предпринимательской деятельности), главы МО «Поселок Усть-Мая» Томтосова Д.В. (получение взятки), индивидуального предпринимателя Красикова Ю.М. (служебный подлог), по которым на сегодня вынесены обвинительные приговоры или примерен судебный штраф, а также сотрудников ГКУ "Управтодор РС(Я)" (получение взятки), дела которых находятся на рассмотрении суда. Таким образом, в результате инициативы общественной организации декриминализирована деятельности органов местного самоуправления, строительной и дорожной отрасли Усть-Майского района.
Статьей 25.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» установлено право на сход граждан, который может проводиться по вопросам изменения границ муниципального образования, его преобразования, по вопросам, связанным с организацией и осуществлением местного самоуправления, по вопросу об упразднении поселения и др.
Согласно ст. 26 названного закона, инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, может выступать с правотворческой инициативой. Проект муниципального правового акта, внесённый в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения. С правотворческой инициативой можно обратиться и в адрес субъектов законодательной инициативы.
Так, по инициативе граждан, озвученной 31.10.2019 на «круглом столе» на тему «О развитии института приёмной семьи в Республике Саха (Якутия)», 18.06.2020 Государственным Собранием (Ил Тумэн) РС(Я) внесены изменения в Закон РС(Я) «О размере и порядке выплаты денежных средств на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся под опекой (попечительством) и в приёмных семьях, и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по осуществлению выплаты денежных средств", которым приёмные семьи приравнены к многодетным и получили соответствующие льготы и гарантии.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 28 названного федерального закона по инициативе населения могут проводиться публичные слушания для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.
Общественные (публичные) слушания, обсуждения, мониторинг, проверки и экспертизы также осуществляются гражданами в рамках общественного контроля, предусмотренного ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Это деятельность, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих публичные полномочия, а также в целях проверки, анализа и оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.
В качестве примера результативного общественного контроля можно назвать состоявшееся 9 октября 2019 года заседание Общественного совета предпринимателей при прокуратуре Республики Саха (Якутия), на котором предпринимателями была озвучена проблема неисполнения государственными органами и органами местного самоуправления финансовых обязательств по государственным контрактам. По результатам проверок и мер прокурорского реагирования, принятых по данной информации, погашено более 900 млн. рублей задолженности перед предпринимателями.
Одним из наиболее важных и наиболее доступных для граждан способов участия в делах государства и решения общественных, политических и иных проблем является обращение в адрес органов власти, местного самоуправления, контролирующих, правоохранительных и надзорных органов. Граждане, желающие обратить внимание указанных органов на волнующие их проблемы, могут лично или коллективно обращаться к ним с заявлениями, которые подлежат рассмотрению в установленный законом срок.
Так, например, по результатам рассмотрения 4 поступивших на «горячую линию» обращений о нарушениях законодательства в деятельности ООО «ГазАртСтрой» на Чаяндинском месторождении, приведших к вспышке коронавирусной инфекции, прокуратурой республики организована проверка. В ходе проверки установлены многочисленные нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. По постановлению прокуратуры Ленского района от 08.05.2020 ООО «ГазАртСтрой» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 тыс. руб. На основании материалов прокурорской проверки 14.05.2020 возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 236 УК РФ (нарушение санитарно-эпидемиологических правил), которое находится в стадии расследования. По представлению прокуратуры в адрес руководителя организации, а также мер со стороны органов власти Республики Саха (Якутия) и правоохранительных органов нарушения устранены, что предотвратило проведение массовых митингов и пикетирований со стороны работников организации.
Подводя итог вышесказанному следует также отметить предусмотренную ст. 46 Конституции Российской Федерации государственную гарантию судебной защиты прав и свобод человека и граждан, а также возможность обжалования в суд решений и действий (бездействий) органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц и право на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.
Прокуратура Республики Саха (Якутия)
19 октября 2020, 09:52
Формы участия граждан в управлении государством
Великие результаты могут быть достигнуты малыми силами
(Сунь Цзы «Искусство войны»)
Последнее время в мире и в нашей стране возникают протестные настроения, которые реализуются посредством проведения массовых публичных мероприятий.
Это обусловлено тем, что Российская Федерация - демократическое федеративное правовое государство. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1 ст. 1, 32 Конституции Российской Федерации).
Право на участие в публичных мероприятиях предоставлено гражданам Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Согласно п. 1 ст. 2 названного закона публичное мероприятие – это открытая, причём мирная и доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных и религиозных объединений. Целью такого мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Вместе с тем, организация и участие в проведении массовых митингов, демонстраций, шествий и пикетирований – это крайняя мера. Существуют и иные возможности и способы быть услышанными и добиться решения вопросов, имеющих важное общественно-политическое значение.
Прежде всего, граждане имеют иные политические права. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ч. 3 ст. 3 Конституции РФ).
Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на свободной и добровольной основе. Право избирать (активное избирательное право) у граждан России Федерации возникает с 18 лет. Право быть избранным (пассивное избирательное право) зависит от уровня выборов. С 18 лет гражданин вправе быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, с 21 года - депутатом законодательного органа государственной власти, главой муниципального образования, с 30 лет - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (ч.ч. 1, 4, 8 ст.4 Федерального закона от 12.06.2002 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»), с 35 лет - Президентом Российской Федерации (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»).
Помимо выборов волю граждан выражает референдум. Это голосование граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, имеющее обязательное значение для органов государственной власти и органов местного самоуправления. Референдум может быть общефедеральным, региональным и местным. Инициатива проведения референдума и право участвовать в нем возникают с 18 лет.
Права граждан на участие в управлении делами государства установлены не только Конституцией Российской Федерации, но и другими федеральными законами.
Так, на основании ст. 3 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» гражданам предоставлено право создавать общественные объединения и участвовать в них для защиты общих интересов и достижения общих целей. Право граждан на объединение в политические партии в Российской Федерации и участие в них регулируется Федеральным законом от 11.07.2001 95-ФЗ «О политических партиях».
В качестве примера результативности деятельности общественных объединений можно привести обращение Региональной общественной организации по противодействию должностным преступлениям и коррупции в Якутии «БАТАС» в органы прокуратуры о злоупотреблениях в деятельности главы Усть-Майского района. В ходе проверки, проведённой по данному обращению, выявлены многочисленные серьёзные нарушения бюджетного и антикоррупционного законодательства. Межведомственной группой МВД по РС(Я) и СУ СК РФ по РС(Я) во главе с Прокуратурой Республики Саха (Якутия) инициировано возбуждение 8 уголовных дел, в т.ч. в отношении главы МР «Усть-Майский улус» Боярского Ю.Н. (мошенничество, служебный подлог и незаконное участие в предпринимательской деятельности), полномочия которого прекращены, в отношении преступно связанных с ним - депутата районного совета МО «Усть-Майский улус (район)» Головацкого Ф.В. (служебный подлог), депутата Совета МО «Петропавловский наслег» Корбан М.Н. (незаконное участие в предпринимательской деятельности), главы МО «Поселок Усть-Мая» Томтосова Д.В. (получение взятки), индивидуального предпринимателя Красикова Ю.М. (служебный подлог), по которым на сегодня вынесены обвинительные приговоры или примерен судебный штраф, а также сотрудников ГКУ "Управтодор РС(Я)" (получение взятки), дела которых находятся на рассмотрении суда. Таким образом, в результате инициативы общественной организации декриминализирована деятельности органов местного самоуправления, строительной и дорожной отрасли Усть-Майского района.
Статьей 25.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» установлено право на сход граждан, который может проводиться по вопросам изменения границ муниципального образования, его преобразования, по вопросам, связанным с организацией и осуществлением местного самоуправления, по вопросу об упразднении поселения и др.
Согласно ст. 26 названного закона, инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, может выступать с правотворческой инициативой. Проект муниципального правового акта, внесённый в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения. С правотворческой инициативой можно обратиться и в адрес субъектов законодательной инициативы.
Так, по инициативе граждан, озвученной 31.10.2019 на «круглом столе» на тему «О развитии института приёмной семьи в Республике Саха (Якутия)», 18.06.2020 Государственным Собранием (Ил Тумэн) РС(Я) внесены изменения в Закон РС(Я) «О размере и порядке выплаты денежных средств на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся под опекой (попечительством) и в приёмных семьях, и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по осуществлению выплаты денежных средств", которым приёмные семьи приравнены к многодетным и получили соответствующие льготы и гарантии.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 28 названного федерального закона по инициативе населения могут проводиться публичные слушания для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.
Общественные (публичные) слушания, обсуждения, мониторинг, проверки и экспертизы также осуществляются гражданами в рамках общественного контроля, предусмотренного ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Это деятельность, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих публичные полномочия, а также в целях проверки, анализа и оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.
В качестве примера результативного общественного контроля можно назвать состоявшееся 9 октября 2019 года заседание Общественного совета предпринимателей при прокуратуре Республики Саха (Якутия), на котором предпринимателями была озвучена проблема неисполнения государственными органами и органами местного самоуправления финансовых обязательств по государственным контрактам. По результатам проверок и мер прокурорского реагирования, принятых по данной информации, погашено более 900 млн. рублей задолженности перед предпринимателями.
Одним из наиболее важных и наиболее доступных для граждан способов участия в делах государства и решения общественных, политических и иных проблем является обращение в адрес органов власти, местного самоуправления, контролирующих, правоохранительных и надзорных органов. Граждане, желающие обратить внимание указанных органов на волнующие их проблемы, могут лично или коллективно обращаться к ним с заявлениями, которые подлежат рассмотрению в установленный законом срок.
Так, например, по результатам рассмотрения 4 поступивших на «горячую линию» обращений о нарушениях законодательства в деятельности ООО «ГазАртСтрой» на Чаяндинском месторождении, приведших к вспышке коронавирусной инфекции, прокуратурой республики организована проверка. В ходе проверки установлены многочисленные нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. По постановлению прокуратуры Ленского района от 08.05.2020 ООО «ГазАртСтрой» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 тыс. руб. На основании материалов прокурорской проверки 14.05.2020 возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 236 УК РФ (нарушение санитарно-эпидемиологических правил), которое находится в стадии расследования. По представлению прокуратуры в адрес руководителя организации, а также мер со стороны органов власти Республики Саха (Якутия) и правоохранительных органов нарушения устранены, что предотвратило проведение массовых митингов и пикетирований со стороны работников организации.
Подводя итог вышесказанному следует также отметить предусмотренную ст. 46 Конституции Российской Федерации государственную гарантию судебной защиты прав и свобод человека и граждан, а также возможность обжалования в суд решений и действий (бездействий) органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц и право на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.
Все права защищены