Результаты проведения антикоррупционной экспертизы - Прокуратура Республики Татарстан
Результаты проведения антикоррупционной экспертизы
- 9 января 2017, 16:46
Прокуратурой Республики Татарстан реализация полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы, возложенных на органы прокуратуры Федеральным законом от 17.07.2009 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и ст. 9.1. Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» осуществляется в соответствии с требованиями, изложенными в приказе Генерального прокурора РФ от 28.12.2009 №400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов».
При выявлении в нормативно-правовых актах коррупционных факторов прокуратурой республики незамедлительно принимаются соответствующие меры реагирования. При направлении мер в государственные и муниципальные органы в обязательном порядке ставится вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности. Кроме этого, горрайпрокуроры с целью исключения коррупциогенных факторов активно участвуют в подготовке муниципальных нормативных правовых актов. С этой целью заблаговременно, до их принятия, изучаются их проекты, составляются заключения, содержащие их правовой анализ. Прокуроры систематически участвуют в работе комитетов, комиссий и рабочих групп представительных органов местного самоуправления, обсуждающих проекты нормативных правовых актов, по результатам чего составляются справки. В случае выявления нарушений законодательства в проектах решений органов местного самоуправления прокурорами направляются заключения.
За 6 месяцев 2016 года прокуратурой республики проведена антикоррупционная экспертиза 12675 нормативных правовых актов (АППГ-13643) и 12300 проектов (АППГ-12575). В общей сложности 662 нормативных правовых акта и их проекта содержали коррупциогенные факторы (АППГ-525).
Наиболее распространенными являются коррупциогенные факторы, предусмотренные п.п. «а», «в», «ж» п.3 Методики, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»:
«а» широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения;
«в» выборочное изменение объема прав, то есть возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц);
«ж» отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка.
Не являются исключением попытки органов местного самоуправления принять нормативный правовой акт вне установленных федеральным и республиканским законодательством пределов компетенции.
Так, предусмотренный проектом решения Чистопольского городского Совета «О дополнительных основаниях признания безнадежными к взысканию недоимки по местным налогам, задолженности по пеням и штрафам» перечень обстоятельств, необходимых для признания безнадежными к взысканию недоимки по местным налогам и сборам, задолженности по пеням и штрафам, числящихся за налогоплательщиками, не только противоречит требованиям ст. 59 Налогового кодекса РФ, но и содержит коррупциогенный фактор.
В нарушение определенной ст. 59 Налогового кодекса РФ компетенции представительного органа муниципального образования редакцией проекта НПА предусматривалось утверждение порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам, признанным безнадежными к взысканию, тогда как вопросы нормативного регулирования данной сферы отношений отнесены Налоговым кодексом РФ к предметам ведения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов. Данные полномочия Федеральной налоговой службой реализованы путем издания приказов от 12 мая 2015 г. N ММВ-7-8/190 и от 14 декабря 2011 г. N ММВ-7-8/923. Таким образом, нормативное регулирование представительным муниципальным органом вопросов, не отнесенных законодательством к предметам ведения органов местного самоуправления, создает предпосылки к возникновению коррупциогенного фактора, выражающегося в принятии нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов.
Исключение по инициативе прокуратуры коррупциогенных факторов из нормативных правовых актов и их проектов позволило предотвратить возникновение коррупциогенных рисков при их правоприменении в следующем случае.
Прокуратурой Кукморского района проведена проверка законности решения совета сельского поселения от 29.05.2014 №24 «О единовременном денежном поощрении лиц, замещающих муниципальные должности, в связи с выходом на пенсию и муниципальных служащих в связи с выходом на пенсию за выслугу лет» (далее по тексту – Решение). Решение противоречило изменениям, внесенным Федеральным законом № 446-ФЗ от 30.12.2015.
Так, ч.5.1 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что в уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Такие гарантии, предусматривающие расходование средств местных бюджетов, устанавливаются только в отношении лиц, осуществлявших полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, и не применяются в случае прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым части 16 статьи 35, пунктами 2.1, 3, 6 - 9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5 - 8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 настоящего Федерального закона.
Решением утверждено Положение, в котором установлен порядок и условия выплаты единовременного поощрения в связи с выходом на муниципальную пенсию за выслугу лет. Однако ограничения, указанные в ч. 5.1 ст.40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», своего отражения в положении не нашли. Кроме несоответствия федеральному законодательству в муниципальном правовом акте усмотрен коррупциогенный фактор.
По результатам проверки прокуратурой района в адрес совета сельского поселения принесен протест, который рассмотрен и удовлетворен, в муниципальный правовой акт внесены требуемые изменения путем дополнения правовых норм соответствующими ограничениями, чем также исключен коррупциогенный фактор.
В целях исключения из нормативных правовых актов коррупциогенных факторов в истекшем периоде прокуратурой республики принесено 326 протестов (АППГ-336), внесено 49 представлений (АППГ-25), требования не вносились (АППГ – 1). Случаев отклонения актов прокурорского реагирования в отчетном периоде не имеется.
Необходимо также отметить, что с целью привлечения институтов гражданского общества, независимых экспертов к проведению антикоррупционной экспертизы прокуратурой республики принимается постоянное участие в круглых столах и семинарах по данным вопросам. В практике используется раздел электронного портала правительства республики, где размещаются принятые нормативные правовые акты (их проекты) для проведения независимой антикоррупционной экспертизы.
Начальник отдела по надзору
за исполнением законодательства
о противодействии коррупции
старший советник юстиции Р.Н. Латыпов
Прокуратура Республики Татарстан
9 января 2017, 16:46
Анализ работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов за 6 месяцев 2016 года
Прокуратурой Республики Татарстан реализация полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы, возложенных на органы прокуратуры Федеральным законом от 17.07.2009 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и ст. 9.1. Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» осуществляется в соответствии с требованиями, изложенными в приказе Генерального прокурора РФ от 28.12.2009 №400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов».
При выявлении в нормативно-правовых актах коррупционных факторов прокуратурой республики незамедлительно принимаются соответствующие меры реагирования. При направлении мер в государственные и муниципальные органы в обязательном порядке ставится вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности. Кроме этого, горрайпрокуроры с целью исключения коррупциогенных факторов активно участвуют в подготовке муниципальных нормативных правовых актов. С этой целью заблаговременно, до их принятия, изучаются их проекты, составляются заключения, содержащие их правовой анализ. Прокуроры систематически участвуют в работе комитетов, комиссий и рабочих групп представительных органов местного самоуправления, обсуждающих проекты нормативных правовых актов, по результатам чего составляются справки. В случае выявления нарушений законодательства в проектах решений органов местного самоуправления прокурорами направляются заключения.
За 6 месяцев 2016 года прокуратурой республики проведена антикоррупционная экспертиза 12675 нормативных правовых актов (АППГ-13643) и 12300 проектов (АППГ-12575). В общей сложности 662 нормативных правовых акта и их проекта содержали коррупциогенные факторы (АППГ-525).
Наиболее распространенными являются коррупциогенные факторы, предусмотренные п.п. «а», «в», «ж» п.3 Методики, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»:
«а» широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения;
«в» выборочное изменение объема прав, то есть возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц);
«ж» отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка.
Не являются исключением попытки органов местного самоуправления принять нормативный правовой акт вне установленных федеральным и республиканским законодательством пределов компетенции.
Так, предусмотренный проектом решения Чистопольского городского Совета «О дополнительных основаниях признания безнадежными к взысканию недоимки по местным налогам, задолженности по пеням и штрафам» перечень обстоятельств, необходимых для признания безнадежными к взысканию недоимки по местным налогам и сборам, задолженности по пеням и штрафам, числящихся за налогоплательщиками, не только противоречит требованиям ст. 59 Налогового кодекса РФ, но и содержит коррупциогенный фактор.
В нарушение определенной ст. 59 Налогового кодекса РФ компетенции представительного органа муниципального образования редакцией проекта НПА предусматривалось утверждение порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам, признанным безнадежными к взысканию, тогда как вопросы нормативного регулирования данной сферы отношений отнесены Налоговым кодексом РФ к предметам ведения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов. Данные полномочия Федеральной налоговой службой реализованы путем издания приказов от 12 мая 2015 г. N ММВ-7-8/190 и от 14 декабря 2011 г. N ММВ-7-8/923. Таким образом, нормативное регулирование представительным муниципальным органом вопросов, не отнесенных законодательством к предметам ведения органов местного самоуправления, создает предпосылки к возникновению коррупциогенного фактора, выражающегося в принятии нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов.
Исключение по инициативе прокуратуры коррупциогенных факторов из нормативных правовых актов и их проектов позволило предотвратить возникновение коррупциогенных рисков при их правоприменении в следующем случае.
Прокуратурой Кукморского района проведена проверка законности решения совета сельского поселения от 29.05.2014 №24 «О единовременном денежном поощрении лиц, замещающих муниципальные должности, в связи с выходом на пенсию и муниципальных служащих в связи с выходом на пенсию за выслугу лет» (далее по тексту – Решение). Решение противоречило изменениям, внесенным Федеральным законом № 446-ФЗ от 30.12.2015.
Так, ч.5.1 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что в уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Такие гарантии, предусматривающие расходование средств местных бюджетов, устанавливаются только в отношении лиц, осуществлявших полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, и не применяются в случае прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым части 16 статьи 35, пунктами 2.1, 3, 6 - 9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5 - 8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 настоящего Федерального закона.
Решением утверждено Положение, в котором установлен порядок и условия выплаты единовременного поощрения в связи с выходом на муниципальную пенсию за выслугу лет. Однако ограничения, указанные в ч. 5.1 ст.40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», своего отражения в положении не нашли. Кроме несоответствия федеральному законодательству в муниципальном правовом акте усмотрен коррупциогенный фактор.
По результатам проверки прокуратурой района в адрес совета сельского поселения принесен протест, который рассмотрен и удовлетворен, в муниципальный правовой акт внесены требуемые изменения путем дополнения правовых норм соответствующими ограничениями, чем также исключен коррупциогенный фактор.
В целях исключения из нормативных правовых актов коррупциогенных факторов в истекшем периоде прокуратурой республики принесено 326 протестов (АППГ-336), внесено 49 представлений (АППГ-25), требования не вносились (АППГ – 1). Случаев отклонения актов прокурорского реагирования в отчетном периоде не имеется.
Необходимо также отметить, что с целью привлечения институтов гражданского общества, независимых экспертов к проведению антикоррупционной экспертизы прокуратурой республики принимается постоянное участие в круглых столах и семинарах по данным вопросам. В практике используется раздел электронного портала правительства республики, где размещаются принятые нормативные правовые акты (их проекты) для проведения независимой антикоррупционной экспертизы.
Начальник отдела по надзору
за исполнением законодательства
о противодействии коррупции
старший советник юстиции Р.Н. Латыпов
Все права защищены
Телефон: +7 (843) 291-18-81
Телефон: +7 (843) 291-19-25
Телефон: +7 (843) 291-18-96