Прокурор разъясняет

  • 30 марта 2021, 17:14
Об изменениях, внесенных в Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
  Текст

10.01.2021 вступили в действие изменения, внесённые Федеральными законами № 497-ФЗ от 30.12.2020, № 541-ФЗот 30.12.2020 в Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Нововведениями внесены изменения в нормы регламентирующие права и обязанности организатора публичного мероприятия.

Так, организатор публичного мероприятия имеет право проводить предварительную агитацию в поддержку указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия целей публичного мероприятия через средства массовой информации, путем распространения листовок, изготовления плакатов, транспарантов, лозунгов и в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

Часть 4 ст. 5 ФЗ дополнена пунктом 2.1, из которой следует, что в случае изменения в одностороннем порядке целей, формы публичного мероприятия и (или) заявленного количества его участников организатор публичного мероприятия обязан подать не позднее дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) новое уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона. При этом ранее направленное организатору публичного мероприятия согласование его проведения считается отозванным.

Нововведениями регламентированы права и запреты для журналистов, присутствующих на публичном мероприятии в целях осуществления своей профессиональной деятельности.

Так, на журналиста, присутствующего на публичном мероприятии в целях осуществления своей профессиональной деятельности, распространены обязанности и запреты, предусмотренные для участников публичных мероприятий Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Также такой журналист не вправе осуществлять, в том числе следующие действия:

- проводить агитацию в поддержку или против целей публичного мероприятия путем распространения листовок, использования плакатов, транспарантов, лозунгов и в иных формах, в том числе использовать при проведении публичного мероприятия различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, а также средства агитации;

- организовывать сбор добровольных пожертвований, подписей под резолюциями, требованиями и другими обращениями граждан;

- принимать непосредственное участие в обсуждении и принятии решений, иных коллективных действиях в соответствии с целями публичного мероприятия;

- скрывать отличительный знак (признак) представителя СМИ.

Вид и описание знака (признака) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, по согласованию с иными федеральными органами исполнительной власти и общероссийскими общественными объединениями журналистов.

Необходимо отметить и внесенные изменения в ч. 4 ст. 6 ФЗ, которая была дополнена пунктом 4 запрещающей участникам публичных мероприятий использовать отличительный знак (признак) представителя средства массовой информации.

Внесены также поправки в Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», направленные, в том числе на совершенствование порядка проведения публичных мероприятий.

Ранее Законом было установлено, что совокупность актов пикетирования, осуществляемого одним участником, объединенных единым замыслом и общей организацией, может быть признана решением суда по конкретному гражданскому, административному или уголовному делу одним публичным мероприятием. С 10.01.2021 указанная норма уточнена в части участия нескольких лиц в таких актах «одиночного» пикетирования поочередно.

Кроме этого, ст. 7 ФЗ дополнена п. 1.2 из которого следует, что решением суда по конкретному гражданскому, административному или уголовному делу публичным мероприятием может быть признано объединенное единым замыслом и (или) общей организацией массовое одновременное пребывание и (или) передвижение граждан в общественных местах, направленные на выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Регламентирован порядок перечисления, сбора, возврата, расходования денежных средств на организацию и проведение публичного мероприятия, а также расширен перечень сведений, которые указываются в уведомлении о проведении публичного мероприятия.

Так, в случае, если предполагаемое количество участников публичного мероприятия превышает 500 человек, денежные средства перечисляются только в безналичном порядке на банковский счет, открытый в российском банке, который должен быть указан в уведомлении о проведении публичного мероприятия. Использование для этих целей иных банковских счетов, а также прием наличных денежных средств не допускается.

Собранные организатором публичного мероприятия денежные средства могут использоваться только на покрытие расходов, связанных с организацией и проведением указанного в уведомлении публичного мероприятия. После проведения публичного мероприятия его организатор обязан в течении 10 дней возвратить гражданам и организациям неизрасходованных денежных средств пропорционально вложенным средствам.

При этом, необходимо отметить, что в целях организации и проведения публичного мероприятия запрещается перечисление и/или получение денежных средств, а также передача и/или получение иного имущества, в том числе от:

- иностранных государств или иностранных организаций;

- международных организаций или международных общественных движений;

- иностранных граждан или лиц без гражданства (за исключением лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории РФ);

- некоммерческих организаций, незарегистрированных общественных объединений или физических лиц, выполняющих функции иностранного агента;

- граждан РФ, не достигших возраста 16 лет на день перечисления (передачи) денежных средств и/или иного имущества;

- анонимных жертвователей.

Если денежные средства и (или) иное имущество внесены ненадлежащим жертвователем, они подлежат возврату в полном объеме с указанием причины возврата. Пожертвование, внесенное анонимным жертвователем, подлежит перечислению в доход федерального бюджета.