Интервью и выступления - Прокуратура Республики Татарстан
Интервью и выступления
- 19 января 2018, 13:19
- Нафиков Илдус Саидович
Доклад прокурора Республики Татарстан И.С. Нафикова
на расширенном заседании коллегии прокуратуры
Республики Татарстан по итогам работы за 2017 год
г. Казань, 19 января 2018 г.
Уважаемый Рустам Нургалиевич! Уважаемые коллеги!
2017-й год подверг серьезной проверке на прочность систему социального и экономического управления республики. Мы столкнулись с многочисленными, разнонаправленными вызовами. Их последствия, несмотря на принятые меры по преодолению негативных явлений, будут ощущаться и в текущем году. Банковский кризис, вопросы преподавания родных и государственных языков, сложное окончание программы ликвидации аварийного жилья, неразрешенные вопросы дольщиков – все это развивалось на фоне растущего запроса населения на законность и справедливость.
Анализ обращений граждан, личного приема, встреч с трудовыми коллективами показывает, что граждане требуют активизации нашей работы, повышения нетерпимости к выявляемым нарушениям законности, принятия решительных мер к лицам, их совершившим и допустившим. Общество обеспокоено отсутствием серьезного продвижения в вопросах противодействия коррупции в республике. Эти замечания абсолютно справедливы – взыскивает не только прокурор, но и с него спрос особый. Прокуратура – это орган, обеспечивающий запрос населения на безопасность, законность и справедливость.
Насколько удаётся отвечать этим задачам?
Прокуратурой проводится значительная работа по обеспечению режима законности во всех сферах экономической и социальной жизни. Выявлено более 48 тыс. нарушений законности, опротестовано и приведено в соответствие 3925 нормативно-правовых актов, к различным видам дисциплинарной и административной ответственности привлечено 2015 нарушителей, в суды республики направлено 19652 уголовных дела, в целях защиты прав потерпевших выявлено и поставлено на учет 1634 ранее незарегистрированных преступления. Мерами прокурорского надзора погашено 520 миллионов рублей задолженности по заработной плате, 255 участников ТФБ-финанс получили юридическую поддержку и по инициированным прокуратурой судебным решениям ими будет получено более 310 миллионов рублей.
В 2018 году особое внимание нами будет уделяться вопросам безопасности граждан, выполнению государственными и муниципальными органами возложенных функций в ее обеспечении.
Свыше 500 человек в прошедшем году стали жертвами преступлений, 425 скончались и 5688 тяжело пострадали в результате дорожно-транспортных происшествий, 105 отравились алкоголем и суррогатами, 141 человек скончался в результате пожара, более 400 покончили жизнь самоубийством. Хотя эти трагические цифры за последнее десятилетие значительно снизились, чувство боли за человеческое горе должно вызывать резкое неприятие безалаберности и адекватное прокурорское реагирование. Каждому факту давать своевременную оценку, незамедлительно пресекать причины и условия повторения подобного!
Особое внимание обратить на безопасность пребывания граждан в жилище. Проводимая реформа контрольно-надзорных органов не должна негативно повлиять на уровень защиты населения. Особую озабоченность вызывает противопожарная защищенность домов и мест массового пребывания граждан. Нацеливаю прокуроров на самую высокую требовательность в этих вопросах. Более 15 тыс. выявленных нарушений органами МЧС и прокуратурой исчерпывающе свидетельствуют, что мы должны применять комплексный и принципиальный подход – оценивать деятельность соответствующих должностных лиц по предотвращению пожаров и ликвидации их последствий. Активнее необходимо использовать право на обращение с исковыми заявлениями в суды о приостановлении эксплуатации объектов, где систематически выявляются нарушения противопожарных норм и правил без динамики по их устранению. Полностью адекватны создавшимся угрозам действия прокуроров Мензелинска и Набережных Челнов, по искам которых приостановлена в истекшем году эксплуатация кинотеатра «Победа» и клуба «Андеграунд».
Крайне остро стоит в настоящее время вопрос по безопасности эксплуатации газового оборудования в жилых помещениях. Еженедельно в средствах массовой информации сообщается о тяжелых несчастных случаях в различных частях России. Не обошла эта беда и нашу республику. 13 декабря в своей квартире в Чистополе в результате неисправности газового оборудования погибли двое мужчин – отец и сын. В Авиастроительном районе 9 января отравилась угарным газом целая семья с двумя малолетними детьми – благодаря своевременной госпитализации трагедии удалось избежать. Всего за прошлый год было 10 несчастных случаев. Причин несколько. Основная – легкомысленное отношение населения к установленному газовому оборудованию, обеспечению его безопасности и работоспособности, наличие пробелов законодательства по проведению принудительных осмотров и понуждению собственников к его надлежащей эксплуатации и обслуживанию. При этом угроза возникает не только недобросовестным владельцам, но и их соседям, всем жителям многоквартирного дома. По инициативе прокуратуры совместно с подразделениями Таттрансгаза и жилищной инспекции проведены комплексные проверки обеспечения безопасности в Чистополе и Бугульме. Выявлены серьезнейшие проблемы, отсутствие должной координации государственных, муниципальных служб, органов управления жилищным фондом. Рустам Нургалиевич! О результатах проверок и наших предложениях мы Вас проинформируем. Считаем проблему достойной комплексного обсуждения на Совете безопасности республики либо расширенном заседании Кабинета министров.
С учетом вызовов и угроз безопасности Российской Федерации считаю необходимым проверить и оценить жизнеспособность систем гражданской обороны и оповещения республики, готовность к ее функционированию в режиме чрезвычайной ситуации. Массу вопросов у населения вызвала оперативность действий соответствующих служб по оповещению и разъяснению причин отключения электроэнергии и водоснабжения в Приволжском районе Казани 15 января. Подобные техногенные происшествия в условиях крупного мегаполиса исключать нельзя, но своевременность оповещения, принятие мер по предотвращению паники должны получить соответствующую оценку.
Меня как прокурора республики настораживает, что в большинстве случаев мы реагируем уже по факту каких-то происшествий не только в сфере непосредственной безопасности граждан, но и в социально-экономической сфере. Считаю недостаточной и нескоординированной работу по прогнозу и предотвращению негативного развития событий. Комплексная безопасность Республики Татарстан и проживающих на ее территории граждан может быть обеспечена только путем предупреждения возможных рисков по каждой из сфер социально-экономического развития республики. В республике должен действовать единый межведомственный центр прогнозирования социально-экономических рисков, подобный центру кризисных ситуаций МЧС. Прокуроры совместно с сотрудниками компетентных контролирующих органов должны адекватно оценить вероятность наступления негативных последствий и принять исчерпывающие меры реагирования, направленные на их предотвращение.
Особое внимание мы уделяли в 2017 году и продолжим эту работу в 2018 вопросам рассмотрения обращений населения. Доступность власти, оперативность реагирования на запросы наших жителей, справедливость разрешения поднимаемых вопросов – важнейшая гарантия сохранения стабильности и правопорядка. К сожалению, здесь к государственным и муниципальным органам имеются множественные нарекания по соблюдению требований федерального и республиканского законов о порядке приёма граждан и рассмотрения их обращений. В минувшем году выявлено 592 нарушения, 334 лица привлечено к дисциплинарной ответственности, 101 – к административной по ст. 5.59 КоАП РФ с назначением штрафов. Характерными нарушениями в указанной сфере являются ненаправление письменного ответа на обращение, превышение сроков, несоблюдение порядка личного приема граждан. Неоднократно фиксировалась ненадлежащая организация этой работы в Министерстве здравоохранения, Государственной жилищной инспекции, Министерстве культуры, Главном управлении ветеринарии Кабинета Министров Республики Татарстан, муниципалитетах Альметьевска, Бугульмы, Лаишево. Обращаю внимание руководителей республиканских министерств и ведомств на необходимость работы с населением не только в своем кабинете в приемные часы, но и в ходе выездов в районы, встреч с трудовыми коллективами на крупных предприятиях. Эта работа практически не ведется, хотя по таким сферам как ЖКХ, медицина, работа судебных приставов она крайне востребована. Не надо ссылаться на занятость. В прошлом году только на выездных приёмах в 41 муниципальном образовании мною и моими заместителями принято более 900 человек, а с нагрузкой в прокуратуре тоже все в порядке. Проделанная в 2017 году работа принесла определённые результаты - во втором квартале Государственным Советом республики планируется внести соответствующие изменения в Закон республики «Об обращениях граждан», направленные на совершенствование работы с гражданами. Мы будем и далее тесно взаимодействовать с депутатским корпусом республики. Проведём проверки, в том числе с привлечением специалистов управления по работе с обращениями граждан аппарата Президента республики, во всех республиканских министерствах и ведомствах. О работе на этом направлении мы ежеквартально будем информировать Вас, Рустам Нургалиевич.
Продолжалась работа по обеспечению защиты субъектов предпринимательской деятельности. Выявлено более 2 тыс. нарушений, приняты меры по привлечению к различным видам ответственности 1020 лиц, допустивших нарушения закона. Три должностных лица осуждено за незаконное вмешательство в предпринимательскую деятельность. Продолжается работа по внедрению в практику работы контролирующих органов риск-ориентированного подхода. Максимально строго и взыскательно мы подошли к формированию Плана проверок (то же касается и внеплановых) – отсеяно около 40 процентов из предложенных. Активно работала прокуратура с предпринимателями в формате «Бизнес и власть». Совместно с Минэкономики реализуется интернет-проект по обеспечению взаимодействия предпринимателей и контрольно-надзорных органов «Проверенный бизнес». По всем перечисленным направлениям работа будет продолжена.
В области экономики прокуратура продолжит работу по мониторингу расходования бюджетных средств, оценке эффективности трат государственных и муниципальных учреждений. Сложная экономическая ситуация в стране вынуждает муниципалитеты и республику затянуть потуже пояса. В этой ситуации необходимо активизировать поиск дополнительных бюджетных резервов и выявление дополнительной бюджетной экономии. Прокуратура республики совместно с финансовыми и казначейскими органами должна провести масштабную ревизию реализуемых в республике и муниципалитетах бюджетных программ на предмет выявления и исключения необоснованных и неэффективных в условиях экономического кризиса расходов. Мы предлагаем работу не по факту необоснованных расходов, а проверять эффективность до того, как деньги потрачены. Результативность сегодняшних проверок постфактум низкая. Из двух с половиной миллиарда рублей финансовых нарушений, вскрытых актами проверки Счетной палаты и казначейства, уголовно-правовая оценка дана только 50 миллионам (дел единицы), да и то из которых возмещено по результатам следствия менее 10 миллионов. По настоящему ответственных руководителей к уголовной ответственности не привлечено. Республиканские министерства и ведомства обросли многочисленными учреждениями, фондами, предприятиями, осуществляющими финансово-хозяйственную деятельность без контроля и руководства. Серьезную озабоченность у нас вызывает законность расходования бюджетных средств на различные формы поддержки предпринимателей, сельхозпроизводителей, выполнение республиканских и федеральных программ, раздачу различных субсидий.
Неудовлетворительно организована работа по реализации решений УФАС при выявлении нарушений, допущенных государственными и муниципальными органами. Нарушения на миллиарды, а процессуальная оценка действиям ответственных должностных лиц не дается. Регрессные иски к чиновникам, допустившим эти нарушения, не предъявляются. Требую навести в этой сфере порядок и остро реагировать уголовными и гражданско-правовыми мерами на каждый случай нарушения законодательства о закупках. Есть органы, которые вообще не делают выводы из негативных событий. В прошлом году осуждён начальник управления Минкульта за завышение стоимости культурных мероприятий и последующий вывод похищенных денежных средств через заключение контрактов с аффилированными исполнителями. Никаких выводов министр не сделал. Орган с чрезвычайно низкой финансовой дисциплиной! Как установлено прокуратурой республики, за непродолжительный период более 500 миллионов рублей потрачено в обход «Закона о контрактной системе» на проведение различных мероприятий. Деньги на это раздавались в качестве субсидий различным организациям. Нормальный порядок бюджетного расходования и проверок стоимости и смет не соблюдался.
Задача прокурорам – повысить глубину и качество карательного воздействия на бюджетные нарушения, вплоть до первых руководителей! Они не должны отделываться только выговорами и штрафами!
Будет продолжаться работа в сфере обеспечения законности в земельных правоотношениях, градостроительной деятельности, ЖКХ, водоохранных зонах, выполнения государственного оборонного заказа и, особенно, по расследованию уголовных дел в сфере оборонно-промышленного комплекса. Остаются актуальными проблемы долевого строительства: из 22 проблемных домов 4 вообще не строятся. Проблемы в Казани и Челнах. Прокуроры активно работали в области предупреждения нарушений в области долевого строительства, сопровождая каждый заложенный объект до сдачи в эксплуатацию. Далее спрос будет только усилен - на каждый дом будет заведён паспорт объекта, где будут учтены все аспекты соблюдения законности при строительстве от выделения земли до использования иностранной рабочей силы и действий должностных лиц.
Приоритет – борьбе с коррупцией. Прокурорами выявлено более двух с половиной тысяч нарушений. Около трети связаны с предоставлением сведений о доходах. Вместе с тем недостаточно эффективна деятельность по выявлению имущества, в отношении которого не предоставлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы. Активизации требует работа по возмещению вреда от коррупционных преступлений, ущерб от которых составил более 690 миллионов рублей, а возмещен только лишь на 17 процентов.
Закон основной упор делает на принципиальную позицию кадровых и иных уполномоченных подразделений, осуществляющих ведомственный контроль. В зале присутствуют руководители государственных органов. Напоминаю о Вашей персональной ответственности! Исполняйте сами и требуйте от подчиненных! Мы не будем мириться, когда одни и те же государственные служащие, в том числе «первые лица», нарушают закон ежегодно и неоднократно. Всех предупреждаю – будем ставить вопрос об освобождении от занимаемых должностей, а если потребуется – и об уголовной ответственности! От прокуроров требую перейти от наказания «стрелочников» к высшему звену! Здесь мы все вместе недорабатываем, не учитываем общероссийские тенденции и важность федеральной задачи.
Задача номер один – искоренение экстремизма и терроризма! Прокурорами выявлено более 6 тыс. нарушений законов, принято свыше трёх с половиной тыс. актов прокурорского реагирования. Направлены в суды 28 дел по преступлениям указанного характера, осуждено 61 лицо. Прокурорами для блокировки доступа к запрещенному интернет-контенту направлено свыше 2 тыс. информаций. В настоящий момент выполняется комплекс профилактических мероприятий, в том числе связанных с обеспечением безопасности и антитеррористической защищенности объектов проведения общественно-политических, спортивных, культурных мероприятий, а также объектов транспортной инфраструктуры в связи с предстоящим Чемпионатом мира.
Из актуальных угроз мы видим попытки раскачать ситуацию сторонниками националистических и экстремистских организаций, искажённо воспринявших проводимую работу по приведению в соответствие с законом процессов в системе образования. Особую озабоченность вызывает, что их деятельность «подогревается» отдельными государственными и муниципальными служащими, некоторыми деятелями культуры и искусства. Предупреждаю – это путь в никуда, экстремистских действий мы не допустим, не только пресечем, но и накажем, действовать будем решительно и гласно!
Думая о будущем, мы обязаны защитить права несовершеннолетних. Благодаря вмешательству прокуратуры восстановлены права и законные интересы значительного числа детей и молодёжи. Прежде всего, в сфере охраны их жизни и здоровья, соблюдения их имущественных и жилищных прав. Принятыми мерами удалось минимизировать случаи вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность. Вместе с тем нам не удалось выстроить эффективную систему защиты детей от преступного произвола. Каждый случай совершения преступлений против несовершеннолетних должен получать принципиальную оценку не только по отношению к непосредственным участникам преступных деяний, но и в части действий соответствующих должностных лиц! Персональную ответственность за проведение данной работы возлагаю лично на прокуроров городов и районов республики!
В прошедшем году на территории Республики Татарстан продолжилась тенденция к снижению регистрируемой преступности (на 4%), в том числе убийств, разбоев, грабежей. Во многом это стало возможным в результате исполнения намеченных ранее скоординированных совместных профилактических мероприятий. Принимались определенные меры по уменьшению доли рецидивной и «пьяной» преступности. На этом положительном фоне должен отметить, что потенциал прокурорского вмешательства на криминогенную обстановку реализован не полностью. Требую обеспечить исполнение требований нового федерального закона «О профилактике преступности», новые возможности мы неоднократно обсуждали, они нам известны, пора их задействовать!
Вынужден констатировать, что вопреки общероссийским тенденциям каждое четвертое преступление, совершенное в 2017 году, отнесено к категории тяжких или особо тяжких. Не поменяла своего вектора динамика преступлений, совершенных на бытовой почве. Половина убийств совершена при совместном употреблении спиртных напитков обвиняемым и потерпевшим. При аналогичных обстоятельствах совершено большинство иных особо тяжких преступлений против личности и здоровья граждан.
Всего прокурорами на досудебной стадии уголовного судопроизводства в текущем году выявлено и пресечено более 50 тысяч нарушений закона. Поставлено на учет более 1600 преступлений, остававшихся без должного реагирования. В 600 случаях обеспечена защита от незаконного уголовного преследования путем отмены постановлений о возбуждении уголовных дел.
Должен обратить внимание на следующий факт – в республике имели место нарушения прав граждан, допущенные при осуществлении следствия и дознания и носящие уголовно наказуемый характер. Проведены соответствующие прокурорские проверки, возбуждены и расследуются уголовные дела. Перестроены алгоритмы надзорной деятельности и ведомственного контроля. Приняты в том числе и кадровые решения. В то же время считаю категорически недопустимым огульное охаивание сотрудников правоохранительных органов, формирование презумпции их виновности. Каждое процессуальное решение о возбуждении дела должно быть взвешенным, продуманным, факты проверенными. Недопустимо формирование негативного имиджа важнейших звеньев правоохранительной системы на основе субъективного подхода, от кого бы это не исходило!
Актуальной задачей, стоящей перед органами прокуратуры, является повышение эффективности надзора за процессуальной деятельностью Следственного комитета. В прошедшем году прокурорами пресечена попытка незаконного возбуждения 51 уголовного дела, выявлено более 240 фактов вынесения необоснованных постановлений об их отказе. При этом значительное количество уголовных дел, прекращенных производством, а также число лиц, оправданных судом, свидетельствуют о необходимости повышения прокурорами требований к вопросам разрешения и рассмотрения следователями Следственного комитета сообщений о преступлениях. Необходимо стать заслоном, предотвратить негативные последствия в виде незаконного привлечения граждан к уголовной ответственности, особенно по делам в отношении субъектов предпринимательской деятельности.
В 2017 году при координирующей роли прокуратуры доведен до логического завершения ряд резонансных уголовных дел, в том числе связанных с мошенническими действиями в отношении участников долевого строительства. Разобщены и преданы суду преступные группы, действовавшие на территории Казани и крупных городов республики. Пресечено существование ряда преступных сообществ, созданных для торговли наркотиков. Вопросы противодействия организованным формам преступности с учетом региональной специфики не теряют своей актуальности, а в последнее время еще и обостряются. Подходит время, когда часть участников преступных сообществ освободится из мест лишения свободы. За 2016-2017 годы уже освобождены из колоний 11 лиц, ранее осужденных по ст.209-210 УК РФ, еще 9 человек освобождаются в этом году. Нам всем предстоит немало потрудиться, чтобы эти люди не вернулись к прошлой жизни, не стали центрами кристаллизации новых «бригад» и сообществ.
Одним из важнейших направлений прокурорской деятельности является государственное обвинение. Задача повышения качества работы прокуроров в этом направлении в целом выполняется. Вместе с тем государственные обвинители несколько ослабили выявление и реагирование на допущенные судами нарушения закона, что повлекло увеличение доли отменённых и изменённых в апелляционном порядке по жалобам стороны защиты приговоров до 34 процентов. Отдельные нарекания к соглашательству прокуроров и низкому качеству государственного обвинения при рассмотрении судами дел в особом (упрощённом) порядке. Это не только существенно снижает планку максимально возможного наказания, но и не исключает судебных ошибок в условиях судебного разбирательства без исследования доказательств.
Особое внимание обращаю на институт условно-досрочного освобождения, который должен применяться разумно и с большой осторожностью, особенно, когда речь идет об убийствах, изнасилованиях, наркотиках и других преступлениях, имеющих повышенный общественный резонанс.
Пристальное внимание и впредь будет уделяться вопросам повышения гарантий прав обвиняемых, содержащихся под стражей, и осуждённых к лишению свободы. Мы повысили спрос с должностных лиц системы УФСИН – только в прошлом году к уголовной ответственности привлечено 7 сотрудников, в основном из числа руководящего состава. Остро стоит вопрос о нехватке площадей следственных изоляторов для содержания следственно-арестованных, в чём мы значительно уступаем всем регионам Приволжского федерального округа с сопоставимой преступностью. Перелимит в течение года составлял до 300 человек, что предельно осложняет оперативную обстановку, нарушается санитарно-гигиенический режим. Содержание с нарушением норм трактуется Европейским судом по правам человека как пытки и истязания.
Прокурорам потребовать от правоохранительных органов взвешеннее подходить к вопросу избрания меры пресечения, предельно ограничить арест лиц, обвиняемых в совершении преступлений небольшой и средней тяжести, ускорить расследование, обеспечить скорейшее рассмотрение дел во всех судебных инстанциях по делам с содержанием обвиняемых под стражей.
Важным направлением остается работа с кадрами. Прокурорский корпус республики значительно меняется и омолаживается. В истекшем году сменилось 8 городских и районных прокуроров, в этом предельного 10 - летнего срока нахождения в занимаемой должности достигли еще 8 человек. Перемены коснутся таких крупных и значимых городов, как Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск. В этих условиях мы особое внимание уделяем подбору руководящих кадров, совершенствованию работы с резервом как на руководящие, так и на рядовые должности. В ближайшее время прокуратуре предстоит работать в новых условиях и на качественно ином уровне. В прошедшем году утверждена Концепция цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры до 2025 года. При создании единой защищенной сети передачи данных органов и организаций прокуратуры Российской Федерации будет обеспечен как дистанционный надзор за законностью деятельности госорганов, так и системный цифровой надзор за соблюдением правовых норм в информационно-телекоммуникационных сетях с целью выявления и пресечения фактов распространения противоправной информации и противодействия киберугрозам. Борьба с киберпреступностью становится одной из приоритетных задач правоохранительных органов. Хищения электронных денежных средств, активизация многочисленных финансовых пирамид, спекуляции с криптовалютами, теневые электронные платежи без уплаты налогов – все это новые экономические реалии сетевой преступности. Прокуратура должна обеспечить эффективную защиту прав граждан и интересов государства в сфере информационных технологий, жёстко пресекать и блокировать противоправную деятельность нарушителей. Все это требует от нас изменения управленческих, кадровых подходов, обеспечения динамичного развития прокуратуры республики в новых условиях.
18 марта состоятся выборы Президента Российской Федерации. В задачи прокуроров входит обеспечить безопасное и законное голосование. Соответствующее обучение проведено, ответственные назначены, информационные материалы в районы направлены. Ни тени сомнения в добровольности волеизъявления граждан не должно возникнуть. Решительно пресекайте провокации, способные дискредитировать голосование и подсчет, обеспечьте постоянное рабочее взаимодействие с избирательными комиссиями, другими правоохранительными органами, судами.
Уважаемые коллеги! Завершая доклад, отмечу, сила прокурора – в справедливости, нравственной убеждённости и стойкости духа! Вы видите, как остро реагирует общество на неуважение к закону, попрание морали, равнодушие и казенную черствость. В нашей компетенции - детально и глубоко разобраться в каждом случае. За возникшим делом или вопросом мы должны видеть конкретного человека. Он ждёт помощи и защиты, прокуратура для него – последний оплот в поисках правды. Доверие людей нужно оправдывать каждый день и каждый час. Выкладываться не на 100, а на 200 процентов!
Спасибо за внимание!
Нафиков Илдус Саидович
19 января 2018, 13:19
Доклад прокурора Республики Татарстан И.С. Нафикова на расширенном заседании коллегии прокуратуры Республики Татарстан по итогам работы за 2017 год
Доклад прокурора Республики Татарстан И.С. Нафикова
на расширенном заседании коллегии прокуратуры
Республики Татарстан по итогам работы за 2017 год
г. Казань, 19 января 2018 г.
Уважаемый Рустам Нургалиевич! Уважаемые коллеги!
2017-й год подверг серьезной проверке на прочность систему социального и экономического управления республики. Мы столкнулись с многочисленными, разнонаправленными вызовами. Их последствия, несмотря на принятые меры по преодолению негативных явлений, будут ощущаться и в текущем году. Банковский кризис, вопросы преподавания родных и государственных языков, сложное окончание программы ликвидации аварийного жилья, неразрешенные вопросы дольщиков – все это развивалось на фоне растущего запроса населения на законность и справедливость.
Анализ обращений граждан, личного приема, встреч с трудовыми коллективами показывает, что граждане требуют активизации нашей работы, повышения нетерпимости к выявляемым нарушениям законности, принятия решительных мер к лицам, их совершившим и допустившим. Общество обеспокоено отсутствием серьезного продвижения в вопросах противодействия коррупции в республике. Эти замечания абсолютно справедливы – взыскивает не только прокурор, но и с него спрос особый. Прокуратура – это орган, обеспечивающий запрос населения на безопасность, законность и справедливость.
Насколько удаётся отвечать этим задачам?
Прокуратурой проводится значительная работа по обеспечению режима законности во всех сферах экономической и социальной жизни. Выявлено более 48 тыс. нарушений законности, опротестовано и приведено в соответствие 3925 нормативно-правовых актов, к различным видам дисциплинарной и административной ответственности привлечено 2015 нарушителей, в суды республики направлено 19652 уголовных дела, в целях защиты прав потерпевших выявлено и поставлено на учет 1634 ранее незарегистрированных преступления. Мерами прокурорского надзора погашено 520 миллионов рублей задолженности по заработной плате, 255 участников ТФБ-финанс получили юридическую поддержку и по инициированным прокуратурой судебным решениям ими будет получено более 310 миллионов рублей.
В 2018 году особое внимание нами будет уделяться вопросам безопасности граждан, выполнению государственными и муниципальными органами возложенных функций в ее обеспечении.
Свыше 500 человек в прошедшем году стали жертвами преступлений, 425 скончались и 5688 тяжело пострадали в результате дорожно-транспортных происшествий, 105 отравились алкоголем и суррогатами, 141 человек скончался в результате пожара, более 400 покончили жизнь самоубийством. Хотя эти трагические цифры за последнее десятилетие значительно снизились, чувство боли за человеческое горе должно вызывать резкое неприятие безалаберности и адекватное прокурорское реагирование. Каждому факту давать своевременную оценку, незамедлительно пресекать причины и условия повторения подобного!
Особое внимание обратить на безопасность пребывания граждан в жилище. Проводимая реформа контрольно-надзорных органов не должна негативно повлиять на уровень защиты населения. Особую озабоченность вызывает противопожарная защищенность домов и мест массового пребывания граждан. Нацеливаю прокуроров на самую высокую требовательность в этих вопросах. Более 15 тыс. выявленных нарушений органами МЧС и прокуратурой исчерпывающе свидетельствуют, что мы должны применять комплексный и принципиальный подход – оценивать деятельность соответствующих должностных лиц по предотвращению пожаров и ликвидации их последствий. Активнее необходимо использовать право на обращение с исковыми заявлениями в суды о приостановлении эксплуатации объектов, где систематически выявляются нарушения противопожарных норм и правил без динамики по их устранению. Полностью адекватны создавшимся угрозам действия прокуроров Мензелинска и Набережных Челнов, по искам которых приостановлена в истекшем году эксплуатация кинотеатра «Победа» и клуба «Андеграунд».
Крайне остро стоит в настоящее время вопрос по безопасности эксплуатации газового оборудования в жилых помещениях. Еженедельно в средствах массовой информации сообщается о тяжелых несчастных случаях в различных частях России. Не обошла эта беда и нашу республику. 13 декабря в своей квартире в Чистополе в результате неисправности газового оборудования погибли двое мужчин – отец и сын. В Авиастроительном районе 9 января отравилась угарным газом целая семья с двумя малолетними детьми – благодаря своевременной госпитализации трагедии удалось избежать. Всего за прошлый год было 10 несчастных случаев. Причин несколько. Основная – легкомысленное отношение населения к установленному газовому оборудованию, обеспечению его безопасности и работоспособности, наличие пробелов законодательства по проведению принудительных осмотров и понуждению собственников к его надлежащей эксплуатации и обслуживанию. При этом угроза возникает не только недобросовестным владельцам, но и их соседям, всем жителям многоквартирного дома. По инициативе прокуратуры совместно с подразделениями Таттрансгаза и жилищной инспекции проведены комплексные проверки обеспечения безопасности в Чистополе и Бугульме. Выявлены серьезнейшие проблемы, отсутствие должной координации государственных, муниципальных служб, органов управления жилищным фондом. Рустам Нургалиевич! О результатах проверок и наших предложениях мы Вас проинформируем. Считаем проблему достойной комплексного обсуждения на Совете безопасности республики либо расширенном заседании Кабинета министров.
С учетом вызовов и угроз безопасности Российской Федерации считаю необходимым проверить и оценить жизнеспособность систем гражданской обороны и оповещения республики, готовность к ее функционированию в режиме чрезвычайной ситуации. Массу вопросов у населения вызвала оперативность действий соответствующих служб по оповещению и разъяснению причин отключения электроэнергии и водоснабжения в Приволжском районе Казани 15 января. Подобные техногенные происшествия в условиях крупного мегаполиса исключать нельзя, но своевременность оповещения, принятие мер по предотвращению паники должны получить соответствующую оценку.
Меня как прокурора республики настораживает, что в большинстве случаев мы реагируем уже по факту каких-то происшествий не только в сфере непосредственной безопасности граждан, но и в социально-экономической сфере. Считаю недостаточной и нескоординированной работу по прогнозу и предотвращению негативного развития событий. Комплексная безопасность Республики Татарстан и проживающих на ее территории граждан может быть обеспечена только путем предупреждения возможных рисков по каждой из сфер социально-экономического развития республики. В республике должен действовать единый межведомственный центр прогнозирования социально-экономических рисков, подобный центру кризисных ситуаций МЧС. Прокуроры совместно с сотрудниками компетентных контролирующих органов должны адекватно оценить вероятность наступления негативных последствий и принять исчерпывающие меры реагирования, направленные на их предотвращение.
Особое внимание мы уделяли в 2017 году и продолжим эту работу в 2018 вопросам рассмотрения обращений населения. Доступность власти, оперативность реагирования на запросы наших жителей, справедливость разрешения поднимаемых вопросов – важнейшая гарантия сохранения стабильности и правопорядка. К сожалению, здесь к государственным и муниципальным органам имеются множественные нарекания по соблюдению требований федерального и республиканского законов о порядке приёма граждан и рассмотрения их обращений. В минувшем году выявлено 592 нарушения, 334 лица привлечено к дисциплинарной ответственности, 101 – к административной по ст. 5.59 КоАП РФ с назначением штрафов. Характерными нарушениями в указанной сфере являются ненаправление письменного ответа на обращение, превышение сроков, несоблюдение порядка личного приема граждан. Неоднократно фиксировалась ненадлежащая организация этой работы в Министерстве здравоохранения, Государственной жилищной инспекции, Министерстве культуры, Главном управлении ветеринарии Кабинета Министров Республики Татарстан, муниципалитетах Альметьевска, Бугульмы, Лаишево. Обращаю внимание руководителей республиканских министерств и ведомств на необходимость работы с населением не только в своем кабинете в приемные часы, но и в ходе выездов в районы, встреч с трудовыми коллективами на крупных предприятиях. Эта работа практически не ведется, хотя по таким сферам как ЖКХ, медицина, работа судебных приставов она крайне востребована. Не надо ссылаться на занятость. В прошлом году только на выездных приёмах в 41 муниципальном образовании мною и моими заместителями принято более 900 человек, а с нагрузкой в прокуратуре тоже все в порядке. Проделанная в 2017 году работа принесла определённые результаты - во втором квартале Государственным Советом республики планируется внести соответствующие изменения в Закон республики «Об обращениях граждан», направленные на совершенствование работы с гражданами. Мы будем и далее тесно взаимодействовать с депутатским корпусом республики. Проведём проверки, в том числе с привлечением специалистов управления по работе с обращениями граждан аппарата Президента республики, во всех республиканских министерствах и ведомствах. О работе на этом направлении мы ежеквартально будем информировать Вас, Рустам Нургалиевич.
Продолжалась работа по обеспечению защиты субъектов предпринимательской деятельности. Выявлено более 2 тыс. нарушений, приняты меры по привлечению к различным видам ответственности 1020 лиц, допустивших нарушения закона. Три должностных лица осуждено за незаконное вмешательство в предпринимательскую деятельность. Продолжается работа по внедрению в практику работы контролирующих органов риск-ориентированного подхода. Максимально строго и взыскательно мы подошли к формированию Плана проверок (то же касается и внеплановых) – отсеяно около 40 процентов из предложенных. Активно работала прокуратура с предпринимателями в формате «Бизнес и власть». Совместно с Минэкономики реализуется интернет-проект по обеспечению взаимодействия предпринимателей и контрольно-надзорных органов «Проверенный бизнес». По всем перечисленным направлениям работа будет продолжена.
В области экономики прокуратура продолжит работу по мониторингу расходования бюджетных средств, оценке эффективности трат государственных и муниципальных учреждений. Сложная экономическая ситуация в стране вынуждает муниципалитеты и республику затянуть потуже пояса. В этой ситуации необходимо активизировать поиск дополнительных бюджетных резервов и выявление дополнительной бюджетной экономии. Прокуратура республики совместно с финансовыми и казначейскими органами должна провести масштабную ревизию реализуемых в республике и муниципалитетах бюджетных программ на предмет выявления и исключения необоснованных и неэффективных в условиях экономического кризиса расходов. Мы предлагаем работу не по факту необоснованных расходов, а проверять эффективность до того, как деньги потрачены. Результативность сегодняшних проверок постфактум низкая. Из двух с половиной миллиарда рублей финансовых нарушений, вскрытых актами проверки Счетной палаты и казначейства, уголовно-правовая оценка дана только 50 миллионам (дел единицы), да и то из которых возмещено по результатам следствия менее 10 миллионов. По настоящему ответственных руководителей к уголовной ответственности не привлечено. Республиканские министерства и ведомства обросли многочисленными учреждениями, фондами, предприятиями, осуществляющими финансово-хозяйственную деятельность без контроля и руководства. Серьезную озабоченность у нас вызывает законность расходования бюджетных средств на различные формы поддержки предпринимателей, сельхозпроизводителей, выполнение республиканских и федеральных программ, раздачу различных субсидий.
Неудовлетворительно организована работа по реализации решений УФАС при выявлении нарушений, допущенных государственными и муниципальными органами. Нарушения на миллиарды, а процессуальная оценка действиям ответственных должностных лиц не дается. Регрессные иски к чиновникам, допустившим эти нарушения, не предъявляются. Требую навести в этой сфере порядок и остро реагировать уголовными и гражданско-правовыми мерами на каждый случай нарушения законодательства о закупках. Есть органы, которые вообще не делают выводы из негативных событий. В прошлом году осуждён начальник управления Минкульта за завышение стоимости культурных мероприятий и последующий вывод похищенных денежных средств через заключение контрактов с аффилированными исполнителями. Никаких выводов министр не сделал. Орган с чрезвычайно низкой финансовой дисциплиной! Как установлено прокуратурой республики, за непродолжительный период более 500 миллионов рублей потрачено в обход «Закона о контрактной системе» на проведение различных мероприятий. Деньги на это раздавались в качестве субсидий различным организациям. Нормальный порядок бюджетного расходования и проверок стоимости и смет не соблюдался.
Задача прокурорам – повысить глубину и качество карательного воздействия на бюджетные нарушения, вплоть до первых руководителей! Они не должны отделываться только выговорами и штрафами!
Будет продолжаться работа в сфере обеспечения законности в земельных правоотношениях, градостроительной деятельности, ЖКХ, водоохранных зонах, выполнения государственного оборонного заказа и, особенно, по расследованию уголовных дел в сфере оборонно-промышленного комплекса. Остаются актуальными проблемы долевого строительства: из 22 проблемных домов 4 вообще не строятся. Проблемы в Казани и Челнах. Прокуроры активно работали в области предупреждения нарушений в области долевого строительства, сопровождая каждый заложенный объект до сдачи в эксплуатацию. Далее спрос будет только усилен - на каждый дом будет заведён паспорт объекта, где будут учтены все аспекты соблюдения законности при строительстве от выделения земли до использования иностранной рабочей силы и действий должностных лиц.
Приоритет – борьбе с коррупцией. Прокурорами выявлено более двух с половиной тысяч нарушений. Около трети связаны с предоставлением сведений о доходах. Вместе с тем недостаточно эффективна деятельность по выявлению имущества, в отношении которого не предоставлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы. Активизации требует работа по возмещению вреда от коррупционных преступлений, ущерб от которых составил более 690 миллионов рублей, а возмещен только лишь на 17 процентов.
Закон основной упор делает на принципиальную позицию кадровых и иных уполномоченных подразделений, осуществляющих ведомственный контроль. В зале присутствуют руководители государственных органов. Напоминаю о Вашей персональной ответственности! Исполняйте сами и требуйте от подчиненных! Мы не будем мириться, когда одни и те же государственные служащие, в том числе «первые лица», нарушают закон ежегодно и неоднократно. Всех предупреждаю – будем ставить вопрос об освобождении от занимаемых должностей, а если потребуется – и об уголовной ответственности! От прокуроров требую перейти от наказания «стрелочников» к высшему звену! Здесь мы все вместе недорабатываем, не учитываем общероссийские тенденции и важность федеральной задачи.
Задача номер один – искоренение экстремизма и терроризма! Прокурорами выявлено более 6 тыс. нарушений законов, принято свыше трёх с половиной тыс. актов прокурорского реагирования. Направлены в суды 28 дел по преступлениям указанного характера, осуждено 61 лицо. Прокурорами для блокировки доступа к запрещенному интернет-контенту направлено свыше 2 тыс. информаций. В настоящий момент выполняется комплекс профилактических мероприятий, в том числе связанных с обеспечением безопасности и антитеррористической защищенности объектов проведения общественно-политических, спортивных, культурных мероприятий, а также объектов транспортной инфраструктуры в связи с предстоящим Чемпионатом мира.
Из актуальных угроз мы видим попытки раскачать ситуацию сторонниками националистических и экстремистских организаций, искажённо воспринявших проводимую работу по приведению в соответствие с законом процессов в системе образования. Особую озабоченность вызывает, что их деятельность «подогревается» отдельными государственными и муниципальными служащими, некоторыми деятелями культуры и искусства. Предупреждаю – это путь в никуда, экстремистских действий мы не допустим, не только пресечем, но и накажем, действовать будем решительно и гласно!
Думая о будущем, мы обязаны защитить права несовершеннолетних. Благодаря вмешательству прокуратуры восстановлены права и законные интересы значительного числа детей и молодёжи. Прежде всего, в сфере охраны их жизни и здоровья, соблюдения их имущественных и жилищных прав. Принятыми мерами удалось минимизировать случаи вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность. Вместе с тем нам не удалось выстроить эффективную систему защиты детей от преступного произвола. Каждый случай совершения преступлений против несовершеннолетних должен получать принципиальную оценку не только по отношению к непосредственным участникам преступных деяний, но и в части действий соответствующих должностных лиц! Персональную ответственность за проведение данной работы возлагаю лично на прокуроров городов и районов республики!
В прошедшем году на территории Республики Татарстан продолжилась тенденция к снижению регистрируемой преступности (на 4%), в том числе убийств, разбоев, грабежей. Во многом это стало возможным в результате исполнения намеченных ранее скоординированных совместных профилактических мероприятий. Принимались определенные меры по уменьшению доли рецидивной и «пьяной» преступности. На этом положительном фоне должен отметить, что потенциал прокурорского вмешательства на криминогенную обстановку реализован не полностью. Требую обеспечить исполнение требований нового федерального закона «О профилактике преступности», новые возможности мы неоднократно обсуждали, они нам известны, пора их задействовать!
Вынужден констатировать, что вопреки общероссийским тенденциям каждое четвертое преступление, совершенное в 2017 году, отнесено к категории тяжких или особо тяжких. Не поменяла своего вектора динамика преступлений, совершенных на бытовой почве. Половина убийств совершена при совместном употреблении спиртных напитков обвиняемым и потерпевшим. При аналогичных обстоятельствах совершено большинство иных особо тяжких преступлений против личности и здоровья граждан.
Всего прокурорами на досудебной стадии уголовного судопроизводства в текущем году выявлено и пресечено более 50 тысяч нарушений закона. Поставлено на учет более 1600 преступлений, остававшихся без должного реагирования. В 600 случаях обеспечена защита от незаконного уголовного преследования путем отмены постановлений о возбуждении уголовных дел.
Должен обратить внимание на следующий факт – в республике имели место нарушения прав граждан, допущенные при осуществлении следствия и дознания и носящие уголовно наказуемый характер. Проведены соответствующие прокурорские проверки, возбуждены и расследуются уголовные дела. Перестроены алгоритмы надзорной деятельности и ведомственного контроля. Приняты в том числе и кадровые решения. В то же время считаю категорически недопустимым огульное охаивание сотрудников правоохранительных органов, формирование презумпции их виновности. Каждое процессуальное решение о возбуждении дела должно быть взвешенным, продуманным, факты проверенными. Недопустимо формирование негативного имиджа важнейших звеньев правоохранительной системы на основе субъективного подхода, от кого бы это не исходило!
Актуальной задачей, стоящей перед органами прокуратуры, является повышение эффективности надзора за процессуальной деятельностью Следственного комитета. В прошедшем году прокурорами пресечена попытка незаконного возбуждения 51 уголовного дела, выявлено более 240 фактов вынесения необоснованных постановлений об их отказе. При этом значительное количество уголовных дел, прекращенных производством, а также число лиц, оправданных судом, свидетельствуют о необходимости повышения прокурорами требований к вопросам разрешения и рассмотрения следователями Следственного комитета сообщений о преступлениях. Необходимо стать заслоном, предотвратить негативные последствия в виде незаконного привлечения граждан к уголовной ответственности, особенно по делам в отношении субъектов предпринимательской деятельности.
В 2017 году при координирующей роли прокуратуры доведен до логического завершения ряд резонансных уголовных дел, в том числе связанных с мошенническими действиями в отношении участников долевого строительства. Разобщены и преданы суду преступные группы, действовавшие на территории Казани и крупных городов республики. Пресечено существование ряда преступных сообществ, созданных для торговли наркотиков. Вопросы противодействия организованным формам преступности с учетом региональной специфики не теряют своей актуальности, а в последнее время еще и обостряются. Подходит время, когда часть участников преступных сообществ освободится из мест лишения свободы. За 2016-2017 годы уже освобождены из колоний 11 лиц, ранее осужденных по ст.209-210 УК РФ, еще 9 человек освобождаются в этом году. Нам всем предстоит немало потрудиться, чтобы эти люди не вернулись к прошлой жизни, не стали центрами кристаллизации новых «бригад» и сообществ.
Одним из важнейших направлений прокурорской деятельности является государственное обвинение. Задача повышения качества работы прокуроров в этом направлении в целом выполняется. Вместе с тем государственные обвинители несколько ослабили выявление и реагирование на допущенные судами нарушения закона, что повлекло увеличение доли отменённых и изменённых в апелляционном порядке по жалобам стороны защиты приговоров до 34 процентов. Отдельные нарекания к соглашательству прокуроров и низкому качеству государственного обвинения при рассмотрении судами дел в особом (упрощённом) порядке. Это не только существенно снижает планку максимально возможного наказания, но и не исключает судебных ошибок в условиях судебного разбирательства без исследования доказательств.
Особое внимание обращаю на институт условно-досрочного освобождения, который должен применяться разумно и с большой осторожностью, особенно, когда речь идет об убийствах, изнасилованиях, наркотиках и других преступлениях, имеющих повышенный общественный резонанс.
Пристальное внимание и впредь будет уделяться вопросам повышения гарантий прав обвиняемых, содержащихся под стражей, и осуждённых к лишению свободы. Мы повысили спрос с должностных лиц системы УФСИН – только в прошлом году к уголовной ответственности привлечено 7 сотрудников, в основном из числа руководящего состава. Остро стоит вопрос о нехватке площадей следственных изоляторов для содержания следственно-арестованных, в чём мы значительно уступаем всем регионам Приволжского федерального округа с сопоставимой преступностью. Перелимит в течение года составлял до 300 человек, что предельно осложняет оперативную обстановку, нарушается санитарно-гигиенический режим. Содержание с нарушением норм трактуется Европейским судом по правам человека как пытки и истязания.
Прокурорам потребовать от правоохранительных органов взвешеннее подходить к вопросу избрания меры пресечения, предельно ограничить арест лиц, обвиняемых в совершении преступлений небольшой и средней тяжести, ускорить расследование, обеспечить скорейшее рассмотрение дел во всех судебных инстанциях по делам с содержанием обвиняемых под стражей.
Важным направлением остается работа с кадрами. Прокурорский корпус республики значительно меняется и омолаживается. В истекшем году сменилось 8 городских и районных прокуроров, в этом предельного 10 - летнего срока нахождения в занимаемой должности достигли еще 8 человек. Перемены коснутся таких крупных и значимых городов, как Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск. В этих условиях мы особое внимание уделяем подбору руководящих кадров, совершенствованию работы с резервом как на руководящие, так и на рядовые должности. В ближайшее время прокуратуре предстоит работать в новых условиях и на качественно ином уровне. В прошедшем году утверждена Концепция цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры до 2025 года. При создании единой защищенной сети передачи данных органов и организаций прокуратуры Российской Федерации будет обеспечен как дистанционный надзор за законностью деятельности госорганов, так и системный цифровой надзор за соблюдением правовых норм в информационно-телекоммуникационных сетях с целью выявления и пресечения фактов распространения противоправной информации и противодействия киберугрозам. Борьба с киберпреступностью становится одной из приоритетных задач правоохранительных органов. Хищения электронных денежных средств, активизация многочисленных финансовых пирамид, спекуляции с криптовалютами, теневые электронные платежи без уплаты налогов – все это новые экономические реалии сетевой преступности. Прокуратура должна обеспечить эффективную защиту прав граждан и интересов государства в сфере информационных технологий, жёстко пресекать и блокировать противоправную деятельность нарушителей. Все это требует от нас изменения управленческих, кадровых подходов, обеспечения динамичного развития прокуратуры республики в новых условиях.
18 марта состоятся выборы Президента Российской Федерации. В задачи прокуроров входит обеспечить безопасное и законное голосование. Соответствующее обучение проведено, ответственные назначены, информационные материалы в районы направлены. Ни тени сомнения в добровольности волеизъявления граждан не должно возникнуть. Решительно пресекайте провокации, способные дискредитировать голосование и подсчет, обеспечьте постоянное рабочее взаимодействие с избирательными комиссиями, другими правоохранительными органами, судами.
Уважаемые коллеги! Завершая доклад, отмечу, сила прокурора – в справедливости, нравственной убеждённости и стойкости духа! Вы видите, как остро реагирует общество на неуважение к закону, попрание морали, равнодушие и казенную черствость. В нашей компетенции - детально и глубоко разобраться в каждом случае. За возникшим делом или вопросом мы должны видеть конкретного человека. Он ждёт помощи и защиты, прокуратура для него – последний оплот в поисках правды. Доверие людей нужно оправдывать каждый день и каждый час. Выкладываться не на 100, а на 200 процентов!
Спасибо за внимание!
Все права защищены
Телефон: +7 (843) 291-18-81
Телефон: +7 (843) 291-19-25
Телефон: +7 (843) 291-18-96