Интервью и выступления

  • 18 июня 2019, 13:25
  • Нафиков Илдус Саидович
Илдус Нафиков пообещал жестко наказывать татарстанских чиновников за формальные отписки
  Текст
  1 Изображения
   

ДОКЛАД 
прокурора Республики Татарстан Нафикова И.С.  
на выездном заседании Президиума Государственного Совета Республики Татарстан 
18 июня 2019 года в г. Лаишево 

 

***
  Уважаемый Фарид Хайруллович, уважаемые депутаты, участники совещания! 

Возможность гражданина обратиться с жалобой в органы государственной власти и управления, муниципалитет, получить ее своевременное и полное разрешение, письменный ответ это важнейшее конституционное право гражданина. Государственная защита нарушенных прав и свобод гарантируется Конституциями России и Татарстана. Некачественное и несвоевременное рассмотрение заявления гражданина уполномоченными государственными и муниципальными органами, невозможность попасть на прием к руководителям учреждений и ведомств, не только подрывает авторитет действующей государственной власти, но и создает условия для деструктивного, противоправного поведения, посягает на конституционные основы функционирования нашего государства.

 

Жители Татарстана широко пользуются предоставленными правами на обращения в государственные и муниципальные органы. Например, только в прокуратуру республики за год поступает и рассматривается около 100 тысяч обращений. Среди условных «лидеров» по рассмотрению заявлений граждан также Министерство внутренних дел, Министерства здравоохранения, труда и социальной защиты, Роспотребнадзор, жилищная инспекция, муниципалитеты. Исходя из анализа обращений граждан, поступающих в прокуратуру, можно сказать, что население республики стабильно озабочено вопросами соблюдения трудовых прав, исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, исполнения судебных решений, долевого строительства, переселения из аварийного жилья и законности деятельности правоохранительных органов республики.

 

Прокуратурой республики на постоянной основе обеспечивается надзор за исполнением 59-го федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации» и закона Республики Татарстан от 12.05.2003 № 16 «Об обращениях граждан в Республике Татарстан». Мною, 13 февраля 2018 года подписано указание, в котором четко регламентирован порядок проведения проверок, а подчиненные прокуроры ориентированы на жесткое пресечение нарушений законности, восстановление нарушенных прав граждан и привлечение к ответственности виновных должностных лиц. Ежеквартально, о проделанной работе мы информируем Президента республики. Тесно взаимодействуем и с депутатским корпусом – в прошлом, и в текущем году вопросы рассмотрения обращений граждан рассматривались на расширенном заседании комиссии и комитета Государственного Совета республики. Каждое заявление гражданина, поступившее от депутатов, берется на личный контроль мой и моих заместителей, обеспечивается особый порядок их разрешения и подготовки ответов. За 2018 год – 1 квартал 2019 года поступило 520 таких жалоб и обращений.

 

С сожалением констатирую, что состояние законности в сфере рассмотрения обращений граждан и организации личного приема заявителей в государственных и муниципальных органах, оставляет желать лучшего. Если в 2017 году органами прокуратуры было выявлено 592 нарушения, то в прошлом году их количество составило 930, а только в первом квартале текущего года установлено 287 нарушений федерального и республиканского закона. Ежегодно более 300 должностных лиц органов государственной власти и муниципального управления различного уровня привлекается по требованию прокуроров к дисциплинарной ответственности, более 100 руководителей, допустивших наиболее грубые нарушения, привлечены к административной ответственности. Положение к лучшему меняется медленно, осознание того, что работа с гражданами это важнейшая часть служебных обязанностей должностных лиц нередко приходит только после применения мер реагирования.        

 

Антилидерами по числу выявляемых нарушений законности среди муниципалитетов являются Казань, Набережные Челны, Азнакаево, Альметьевск, Буинск, Мензелинский, Апастовский и Кукморский районы. Среди государственных органов наибольшие нарекания вызывает организация работы с обращениями граждан в министерствах здравоохранения, строительства и ЖКХ, службе судебных приставов и государственной инспекции труда.

 

Анализ результатов надзорной деятельности показал, что наиболее характерными нарушениями в указанной сфере являются:

 

- неполучение гражданином письменного ответа на обращение, особые затруднения вызывает взаимодействие с гражданами при поступлении заявлений через электронную почту или на интернет-сайт ведомства;

 

- нарушение требований закона о 30-дневном сроке рассмотрения обращений, об обязательной регистрации обращения в течение 3-х дней с момента его поступления, о направлении обращений граждан в семидневный срок для рассмотрения по компетенции;

 

- неполнота рассмотрения заявлений, отсутствие ответов на все поставленные заявителем вопросы;

 

- регулярно выявляются нарушения при ведении личного приема граждан, отсутствие руководителей на местах в единый день приема граждан, невозможность граждан попасть на прием непосредственно к руководителям районов и республиканских органов.

 

Особую озабоченность вызывают факты, когда должностные лица, отвечающие за организацию рассмотрения обращений, сами допускают неоднократные грубые нарушения законности. Так, руководитель исполнительного комитета муниципального образования город Елабуга Марданов, в нарушение пункта 4 части 1 статьи 10 федерального закона не дал ответ на 3 обращения граждан, что было выявлено в ходе прокурорской проверки. Указанное должностное лицо привлечено к административной ответственности и назначено наказание в виде штрафа. Как было установлено в ходе недавно проведенной проверки в Елабуге силами аппарата прокуратуры, эти нарушения были не единственными.

 

В Кукморском районе при проведении проверки в марте текущего года было установлено, что обращения граждан длительное время находились без какого либо движения, ответы своевременно не направлялись, фактически заявления 12 жителей района были проигнорированы. Все они касались насущных, жизненных проблем жителей. По выявленным нарушениям закона к административной ответственности привлечен начальник отдела инфраструктурного развития исполкома района Хакимуллин и руководитель исполкома Гарифуллин.

 

С учетом характера и неоднократности выявляемых нарушений мною дано поручение прокурорам районов и аппарату прокуратуры республики при повторном выявлении в деятельности ответственных должностных лиц признаков грубого нарушения закона о работе с обращениями граждан ставить вопрос о соответствии этих руководителей занимаемой должности. Считаю, что в этом случае имеет место грубое нарушения обязанностей, предусмотренных трудовыми контрактами ответственных должностных лиц.

 

Обращаюсь к прокурорам на местах: неукоснительно и жестко реагировать на нарушения закона, а в случае личной заинтересованности в волоките и ненадлежащем рассмотрении, ставить вопрос и об уголовной ответственности виновных лиц.

 

Растет правовая грамотность населения. Все чаще, при обращении граждан в прокуратуру они прямо ставят вопрос о наличии в действиях лиц, рассматривавших их обращения признаков административного правонарушения, предусмотренного ст.5.59 КоАП РФ. Так, если в прошлом году сотрудниками аппарата прокуратуры было вынесено 40 постановлений и определений в отношении работников республиканских министерств и ведомств, то по состоянию на вчерашний день их уже 150. Закон требует, чтобы должностным лицом, действия которого обжалуются, были своевременно и полно предоставлены доказательства надлежащей работы с обращениями граждан. Действующее законодательство и судебная практика устанавливает презумпцию виновности должностных лиц, не сумевших доказать факт добросовестного исполнения требований закона. Здесь распространенной проблемой является отсутствие документов, подтверждающих факт направления ответов заявителю электронной почтой. Прокуратура обратилась к Премьер-министру республики с предложением о принятии министерствами и ведомствами локальных актов, обязывающих сохранять доказательства направления ответов заявителям. Соответствующая работа на республиканском уровне проведена. Считаю необходимой провести подобные мероприятия и в муниципалитетах. Выявлен ряд фактов, когда ответы заявителям подготовлены вовремя, но в результате несвоевременной почтовой отправки поступили им со значительным запозданием, что повлекло обращения граждан, исчислявших сроки по дате отправки на конверте. Этой проблеме также следует уделить серьезное внимание.

 

Имеют место случаи, когда недостатки при использовании современных технологий влекут нарушения при рассмотрении обращений граждан. Так, при проверке республиканского Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ установлено, что в результате технических сбоев настроек системы ГИС ЖКХ более 2 месяцев поступающие в Министерство посредством данной системы обращения в программе не отображались, к рассмотрению ответственным должностным лицам не передавались. Лишь после нашего вмешательства они были из системы извлечены и приняты министерством к рассмотрению.

 

С июня текущего года прокуроры получили доступ к системе «Народный контроль», что позволит нам в режиме реального времени отслеживать поступление и рассмотрение жалоб и будет способствовать укреплению режима законности в данной сфере.

 

Недовольство граждан работой по рассмотрению их заявлений не ограничивается обращением в органы прокуратуры. Растет число административных исков. В прошлом году граждане направили более 1000 исков об оспаривании решений, действий и бездействия органов госвласти, удовлетворено каждое третье и 485 исков по муниципалитетам, удовлетворено каждое второе. Больше 70 % от всех исков касалось работы с обращениями. Каждый случай судебной констатации ненадлежащего исполнения служебных обязанностей государственными или муниципальными служащими должен влечь для него негативные последствия. Между тем, работа по проведению служебных проверок, привлечению виновных к дисциплинарной ответственности ни в одном органе и муниципалитете на системной основе не организована. Жалобы граждан - не тот случай, где надо заботиться о чистоте мундира! Безнаказанность создает новые нарушения.    

 

Что касается приема граждан, отмечу, что руководители наших республиканских ведомств, за исключением Минтруда, исключительно редко практикуют выездные приемы населения, не выходят на крупные предприятия, не общаются с народом вне своих служебных кабинетов. При этом руководители всех федеральных правоохранительных ведомств – прокуратуры, следственного комитета, МВД. Службы судебных приставов не реже 3-4 раз в год, а заместители еще чаще, практикуют выездные приемы. При этом, прием граждан на местах показывает, что граждане остро ощущают потребность встречи непосредственно в городе или районе с Министрами здравоохранения, образования, транспорта, строительства и ЖКХ, руководством пенсионного фонда и фонда социального страхования, либо с заместителями руководства указанных ведомств. Необходимо в каждом ведомстве анализировать поступающие обращения, выбрать проблемные регионы, выезжать туда, снимать социальную напряженность, да и самим руководителям будет полезно знать, что думает народ о работе возглавляемых ими ведомств не в кабинете, куда так просто и не попадешь, а на местах. В органах местного самоуправления, на предприятиях. Конечно ездим мы, много ездит Ринат Закиевич, Сария Харисовна, Гузель Любисовна, но при обращении населения всплывает масса специализированных вопросов, показывающих острую необходимость такой работы со стороны республиканских министерств и ведомств.      

 

Работа по надзору за исполнением законодательства о рассмотрении обращений граждан и далее будет находиться в центре внимания прокуратуры.

 

Спасибо за внимание.

​​​​​​​

Распечатать