Новости

Результаты работы прокуратуры Республики Хакасия по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов
  Текст

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов в целях исключения содержащихся в них коррупциогенных факторов является одним из основных направлений деятельности органов прокуратуры. В ходе этой работы реализуется правозащитная функция прокуратуры, поскольку особое внимание уделяется актам, регулирующим правоотношения в социальной сфере, затрагивающим права  граждан.

В 2018 г. органами прокуратуры республики на предмет коррупциогенности изучено почти 9 тыс. нормативных правовых актов и их проектов, в 394 выявлены коррупциогенные факторы. С целью их устранения принесено 288 протестов, внесено 10 представлений и 19 требований об изменении нормативных правовых актов, в суд направлено одно заявление и 79 информаций в органы государственной власти и местного самоуправления. В результате прокурорского вмешательства из нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов исключено 459 факторов, способствующих формированию коррупционных проявлений.

По-прежнему значительное количество коррупциогенных факторов выявляется в нормативных правовых актах, касающихся прав, свобод человека и гражданина, в сферах государственной и муниципальной собственности, бюджетной сфере, государственной и муниципальной службы.

К примеру, по требованию прокурора г. Саяногорска исключен коррупциогенный фактор из Порядка определения размера арендной платы за пользование объектами, находящимися в муниципальной собственности в муниципальном образовании г. Саяногорск. Нормативными положениями  было определено, что по действующим договорам аренды принятие решения об уменьшении арендной платы на двадцать процентов на следующий финансовый год осуществлялось не позднее 1 ноября текущего финансового года, в исключительных случаях допускалось принятие решения не менее чем за 1 месяц до принятия бюджета на планируемый период. Между тем перечень таких случаев муниципальным нормативным правовым актом не определен. В качестве негативного последствия коррупциогенный фактор предоставлял возможность должностным лицам произвольно принимать решения о снижении арендной платы, что могло повлечь злоупотребления со стороны чиновников.

В ряде случаев прокуроры использовали судебное понуждения для исключения коррупциогенных факторов из нормативных правовых актов. Так, в феврале 2018 г. прокуратурой республики принесен протест на отдельные положения Закона Республики Хакасия № 39-ЗРХ «О муниципальной службе в Республике Хакасия». По результатам антикоррупционной экспертизы нормативно-правового акта установлено, что приложение 4 к Закону, которым определен Порядок заключения договора между органом местного самоуправления и гражданином о целевом обучении с обязательством последующего прохождения муниципальной службы, содержит такой коррупциогенный фактор, как широта дискреционных полномочий, поскольку в нем не определены сроки отбора конкурсной комиссией претендентов и критерии их оценки. Протест прокуроры был отклонен, в связи с чем прокуратурой республики в суд предъявлено административное исковое заявление. Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 04.06.2018, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, требования прокурора удовлетворены.  

Прокурорами выявлялись коррупциогенные факторы в нормативно-правовых актах, регламентирующих бюджетную сферу. К примеру, по протестам прокурора Усть-Абаканского района приведены в соответствие с действующим законодательством 8 Порядков формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания. В оспоренных актах  отсутствовали такие обязательные условия, установленные ст. 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, как порядок возврата субсидии в объеме, соответствующем показателям муниципального задания, которые не были достигнуты, в случае, если муниципальное задание является невыполненным, а также правила осуществления органами местного самоуправления, осуществляющими функции и полномочия учредителя, контроля за выполнением муниципального задания муниципальным учреждением. Отсутствие порядка совершения органом местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка является коррупциогенным фактором и может способствовать возникновению коррупционных проявлений со стороны муниципальных служащих, повлечь нарушение прав и законных интересов получателей субсидий.

Работа на данном направлении надзорной деятельности продолжается.

Распечатать Архив новостей