Прокурор разъясняет

  • 24 ноября 2023, 11:14
Изменения законодательства в сфере ОПК в условиях актуальной внешнеполитической обстановки
  Текст

 

Текущая внешнеполитическая обстановка обусловила необходимость повышения уровня ответственности и исполнительской дисциплины всех участников кооперации поставок продукции по государственному оборонному заказу, что потребовало изменений федерального законодательства и установления дополнительных мер ответственности.

Настоящий материал публикуется в целях разъяснения основных законоположений в рассматриваемой сфере в связи с поступающими в процессе надзорной деятельности вопросами от исполнителей государственного оборонного заказа.

14.07.2022 Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» был дополнен статьей 26.1, наделившей Правительство Российской Федерации правом принятия специальный мер в сфере экономики в целях обеспечения проведения Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами контртеррористических и иных операций за пределами территории Российской Федерации.

Одним из правовых последствий принятия таких мер стало предусмотренное этим же законом лишение права юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности отказываться от заключения договоров, государственных контрактов (контрактов) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в целях обеспечения проведения контртеррористических и иных операций за пределами территории Российской Федерации.

Практика прокурорского надзора на территории края показывает, что предприятия оборонно-промышленного комплекса региона в процессе закупки сырья, материалов и комплектующих, необходимых для производства образцов вооружения, военной и специальной техники, активно применяют указанные законоположения с целью повлиять на своих контрагентов в вопросах оперативного заключения соответствующих сделок.

Стоит отметить, что эффективность реализация данных норм права (применительно к поставщикам российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов, единственным поставщикам (исполнителям, подрядчикам), определенным законодательными актами Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, поставщикам (исполнителям, подрядчикам), занимающим в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа доминирующее положение) вынужденно гарантирована нормами ответственности за их несоблюдение.

Так, 24.09.2022 Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьями 201.3 и 285.6, установившими уголовную ответственность за отказ или уклонение лиц, отнесенных к вышеуказанным категориям и ранее подвергнутым административному наказанию по части 1 или 2 статьи 7.29.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу либо договора, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа.

Законодатель определил такие преступления к категории тяжких, установив в качестве наиболее сурового наказания – лишение свободы на срок до восьми лет.

Отдельного внимания среди правовых актов, принятых в целях обеспечения бесперебойных поставок продукции оборонного назначения, заслуживает Указ Президента Российской Федерации от 03.03.2023 № 139 «О некоторых вопросах осуществления деятельности хозяйственных обществ, участвующих в выполнении государственного оборонного заказа», которым предусмотрена возможность приостанавливать права участников (акционеров) хозяйственных обществ, являющихся головными исполнителями поставок продукции (выполнения работ, оказания услуг) по государственному оборонному заказу или исполнителями, участвующими в поставках продукции (выполнении работ, оказании услуг) по государственному оборонному заказу, в случае нарушения ими своих обязательств по государственному контракту (контракту), в том числе непринятия мер по обеспечению поставок продукции (выполнения работ, оказания услуг) по государственному оборонному заказу.

Соответствующие решения уполномочена принимать рабочая группа по вопросам деятельности хозяйственных обществ, участвующих в выполнении государственного оборонного заказа, при коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации.

На основании предложений Министерства промышленности и торговли Российской Федерации для таких организаций определяется управляющая организация, которая будет осуществлять полномочия единоличного исполнительного органа такого хозяйственного общества, а также в той мере, в какой это необходимо в целях исполнения обязательств по государственному оборонному заказу, полномочия общего собрания акционеров или совета директоров (наблюдательного совета) общества.

В силу пункта 4 Правил приостановления прав участников (акционеров) хозяйственных обществ, участвующих в выполнении государственного оборонного заказа, и полномочий их органов управления, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2023 № 438 (далее – Правила № 438) в целях реализации вышеприведенного Указа главы государства, основанием для приостановления прав участников (акционеров) хозяйственного общества и полномочий его органов является нарушение таким хозяйственным обществом своих обязательств по государственному контракту (контракту), в том числе непринятие мер по обеспечению поставок продукции (выполнения работ, оказания услуг) по государственному оборонному заказу, которыми признаются:

- неоднократное (2 или более в течение одного года) или длительное (более 30 дней) нарушение хозяйственным обществом сроков исполнения обязательств по государственному контракту (контракту);

- выявленное заказчиком, головным исполнителем (исполнителем) несоответствие качества товаров, работ, услуг, соответственно поставляемых, выполняемых, оказываемых по государственному оборонному заказу;

- непринятие мер по обеспечению поставок продукции (выполнения работ, оказания услуг) по государственному оборонному заказу при наличии достаточных оснований полагать, что это приведет к последствиям, указанным в предыдущих абзацах;

- установление прямого или косвенного контроля над хозяйственными обществами со стороны иностранных лиц, связанных с иностранными государствами, которые совершают в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц недружественные действия;

- отказ или уклонение от заключения государственного контракта (контракта), если его заключение является необходимым для реализации государственного оборонного заказа в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Указанные обстоятельства могут служить основанием для приостановления прав участников (акционеров) хозяйственного общества и полномочий его органов управления при условии, что они имели место в период действия на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военного положения.

В этой связи, принимая во внимание издание Указа Президента Российской Федерации от 19.10.2022 № 756 «О введении военного положения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей», Правила № 438 являются в настоящее время действующим правовым инструментом, позволяющим при необходимости использовать компетенции и производственные мощности недобросовестных исполнителей государственного оборонного заказа (в том числе находящихся полностью в частной собственности) для обеспечения бесперебойных поставок продукции оборонного назначения под управлением государства.

Стоит отметить, что один из первых фактов применения указанного института приостановления прав участников (акционеров) хозяйственного общества и полномочий его органов управления был реализован на территории Алтайского края. Основания к этому были установлены в отношении частной компании по результатам надзорных мероприятий, проведенных прокуратурой края.

Как и в предыдущем случае, помимо возможности приостановления прав участников (акционеров) недобросовестных хозяйственных обществ и полномочий их органов законодатель на сегодняшний день предусмотрел для лиц, подвергнутых ранее административному наказанию по части 1 или части 2.1 статьи 14.55 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уголовную ответственность за нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа, в первую очередь касающихся количества, качества, комплектности поставляемых товаров и сроков их поставки и пр. (статьи 201.2, 285.5 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Таким образом на сегодняшний день в целях консолидации усилий производителей продукции оборонного назначения для успешного решения задач специальной военной операции создана необходимая правовая база.

 

МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВЛЕН АППАРАТОМ ПРОКУРАТУРЫ КРАЯ