Доклады, обзоры, статистическая информация

  • 10 августа 2020, 10:24
О результатах работы органов прокуратуры края по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов
  Текст

За 1 полугодие 2020 года органами прокуратуры края на коррупциогенность проверено  15 008 (АППГ 15 750) нормативных правовых актов и 15 581 (АППГ 16 031) проектов нормативных правовых актов органов государственной власти края и местного самоуправления.

В результате выявлено 1846 (АППГ 1715) нормативных правовых актов, содержавших 2201 (АППГ 2382) коррупциогенный фактор, принесено 1729 (АППГ 1596) протестов, внесено 85 (АППГ 65) требований об изменении нормативных правовых актов. Всего в результате вмешательства органов прокуратуры на конец отчетного периода из 1064 (АППГ 989) нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления края исключено 1259 (АППГ 1356) коррупциогенных факторов.

Обобщение результатов надзорной деятельности по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов государственной власти края и местного самоуправления показало, что, по-прежнему, наиболее часто выявляются коррупциогенные факторы, связанные с принятием нормативного правового акта за пределами компетенции (577), отсутствием или неполнотой административных процедур (537), выборочным изменением объема прав (390), широтой дискреционных полномочий (294), позволяющие должностным лицам действовать по собственному усмотрению.

Существенная работа по исключению коррупционных норм из нормативных правовых актов органов местного самоуправления проведена прокурорами городов и районов края.

Как и в предшествующие периоды значительное число коррупциогенных факторов выявляется горрайпрокурорами в административных регламентах предоставления государственных и муниципальных услуг.

Помимо этого, прокурорами городов и районов края выявлены муниципальные нормативные правовые акты, принятые за пределами компетенции.

Наибольшее число коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах выявлено в сфере законодательства о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина (875), о государственной и муниципальной службе (356), а также в сфере бюджетного законодательства (163).

В результате анализа причин включения коррупциогенных норм в нормативные правовые акты органов государственной власти края и местного самоуправления и их проекты, установлено, что наличие коррупциогенных факторов, в основном, связано с недостатками при проведении правовой и антикоррупционной экспертизы должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления, недостаточной методической и экспертной поддержкой органов местного самоуправления. Фактов умышленного включения коррупционных норм в нормативные правовые акты в отчетном периоде не установлено.

В целях устранения указанных причин прокуратурой края проводится информационно-методическая работа, в том числе посредством направления информационных писем горрайпрокурорам с указанием положительных примеров и недостатков при осуществлении надзора, проведения лекций-семинаров в кадровом центре Администрации Губернатора края для глав муниципальных образований, государственных и муниципальных служащих, опубликования результатов работы органов прокуратуры края по проведению антикоррупционной экспертизы на сайте прокуратуры края.

Значительная работа проведена органами прокуратуры края по  исключению коррупционных норм из проектов нормативных правовых актов, в органы государственной власти края и местного самоуправления направлено 750 (АППГ 586) писем с замечаниями об исключении 1042 (АППГ 902) коррупциогенных факторов, в результате вмешательства органов прокуратуры края на конец отчетного периода из 639 (АППГ 406) проектов нормативных правовых актов исключено 834 (АППГ 603) коррупциогенных факторов.

Органами прокуратуры края налажено взаимодействие с Управлением Министерства юстиции России по краю и иными субъектами антикоррупционной экспертизы, достигнуты соглашения об обмене интересующей информацией.

В прокуратуре края проводятся рабочие совещания по вопросу проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления края, а также их проектов, в которых принимают участие представители Администрации Губернатора края, Министерства юстиции России по краю, Уполномоченного по защите прав предпринимателей края, Центрально-Сибирской торгово-промышленной палаты, а также независимые эксперты, аккредитованные Министерством юстиции России на проведение экспертизы нормативных правовых актов и проверки их проектов на коррупциогенность.

Помимо этого, прокуратурой края независимым экспертам и в общественные объединения направлялась информация о результатах работы органов прокуратуры края по проведению антикоррупционной экспертизы и предложения о проведении экспертиз по различным сферам законодательства.

В 1 полугодии 2020 года в органы прокуратуры края поступило 6 заключений экспертов, уполномоченных Министерством юстиции Российской Федерации на проведение независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

Результаты эффективного проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов переоценить сложно, поскольку своевременное выявление коррупционных норм на стадии принятия нормативных актов позволяет не только восстановить уже нарушенные права граждан (что является основной целью прокурорской деятельности), но и не допустить их нарушения.

В этой связи проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов рассматривается органами прокуратуры как одна из основных мер предупреждения коррупции, работа на этом направлении будет продолжена.