Результаты проведения антикоррупционной экспертизы - Прокуратура Приморского края
Результаты проведения антикоррупционной экспертизы
- 21 июля 2016, 01:30
В первом полугодии 2016 г. органами прокуратуры края изучено на предмет коррупциогенности 5 тыс. 318 нормативных правовых актов, из них почти 2 тыс. (1 тыс. 989) нормативных правовых актов приняты представительными (законодательным) органами власти, 3 тыс. 329 актов – органами исполнительной власти.
По результатам проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов власти и местного самоуправления выявлено 136 актов (132 из них приняты представительными и исполнительными органами местного самоуправления, 4 – исполнительными органами края), содержащих 177 коррупциогенных факторов, предусмотренных Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 (далее - Методика), из них 104 акта противоречили закону.
По результатам проверки принято 139 актов прокурорского реагирования, в том числе, принесено 103 протеста, внесено 34 требования об изменении нормативного правового акта, в суд направлено 2 заявления.
Характерными коррупциогенными факторами, содержащимися в нормативных правовых актах, являются: широта дискреционных полномочий, определение компетенции по формуле «вправе», принятие нормативного правового акта за пределами компетенции, отсутствие или неполнота административных процедур, наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, отказ от конкурсных (аукционных) процедур.
К примеру, Порядком, утвержденным постановлением Администрации Приморского края № 555-па от 31.12.2015, предусматривалось предоставление выделяемых из краевого бюджета субсидий на возмещение затрат, связанных с приобретением топлива, организациям, оказывающим на территории края услуги по теплоснабжению объектов жилищно-коммунального хозяйства, доля оказания услуг по теплоснабжению которой на территории одного муниципального образования края составляет более 35 процентов. Между тем, данным Порядком не были установлены условия и основания для принятия должностными лицами департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края решения о соответствия организаций данному критерию (наличию доли оказания услуг по теплоснабжению на территории одного муниципального образования Приморского края более 35 %), что свидетельствует о необоснованно широких пределах их усмотрения и наличии коррупциогенного фактора, создает условия для злоупотреблений должностными лицами полномочий, необоснованного расходования бюджетных средств, иных проявлений коррупции.
В целях устранения данного коррупциогенного фактора Губернатору Приморского края внесено требование об изменении НПА, которое рассмотрено и удовлетворено, коррупциогенный фактор исключен.
Наибольшее количество нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы, выявлено в сфере предоставления муниципальных услуг, регулирования прав, свобод и обязанностей человека и гражданина - 51 муниципальный нормативный правовой акт, принесено 37 протестов, внесено 15 требований, в суд направлено 2 заявления; в сфере землепользования – 19 нормативных правовых актов, принесено 18 протестов, внесено 1 требование; в сфере законодательства о муниципальной службе – 16 нормативных правовых актов, принесено 5 протестов, внесено 11 требований; в сфере законодательства о государственной и муниципальной собственности - 11 нормативных правовых актов, принесено 11 протестов; в сфере градостроительного законодательства – 9 нормативных правовых актов, принесено 9 протестов; в сфере налогового законодательства - 5 нормативных правовых актов, принесено 5 протестов.
Как правило, при выявлении коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах, регулирующих правоотношения в сфере ЖКХ, государственной и муниципальной собственности, землепользования, природопользования, налогового, градостроительного законодательства они одновременно противоречат федеральному законодательству, в связи с чем органами прокуратуры края на данные нормативные правовые акты принесены протесты.
Например, Уссурийским городским прокурором 30.03.2016 опротестован Порядок расчета, взимания и расходования платы родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях Уссурийского городского округа, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденный постановлением администрации Уссурийского городского округа. Пункт 14 названного Порядка предусматривал право образовательного учреждения в случае наличия задолженности родительской платы без уважительной причины более одного месяца отказать в приеме ребенка в учреждение до полного погашения задолженности, чем противоречил ч. 1 ст. 28, п.п. 1, 2 ст. 30 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», по смыслу которых органам местного самоуправления не предоставлено право нормативно определять порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, а также содержал коррупциогенный фактор, предусмотренный подпунктом «д» пункта 3 Методики (принятие нормативного правового акта за пределами компетенции), поскольку разрешение данных вопросов находится за пределами компетенции администрации Уссурийского городского округа. Кроме того, формулировка «вправе отказать в приеме ребенка в учреждение» содержала коррупциогенные факторы, предусмотренные подпунктами «б», «в» пункта 3 Методики, предоставляющие руководителям детских дошкольных образовательных учреждений возможность диспозитивного установления совершения действий в отношении граждан, а также возможность выборочного изменения объема прав и необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан по усмотрению должностных лиц муниципальных дошкольных образовательных учреждений. 07.06.2016 протест прокурора удовлетворен, норма, содержащая коррупциогенные факторы, исключена.
Органами прокуратуры края также выявлены коррупциогенные факторы (30 факторов) при осуществлении антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных актов, регулирующих правоотношения, связанные с землепользованием, в том числе, порядком осуществления муниципального земельного контроля. В целях устранения выявленных коррупциогенных факторов принесено 18 протестов, внесено 1 требование.
К примеру, 12.04.2016 прокурором Пограничного района принесены протесты на утвержденные постановлением администрации Сергеевского сельского поселения от 04.04.2016 № 31 и постановлением администрации Жариковского сельского поселения от 04.04.2016 № 19 административные регламенты по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в ведении и (или) собственности сельского поселения, без проведения торгов». Указанными административными регламентами в нарушение требований статей 39.17, 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации на заявителей возложена обязанность по представлению документа, не предусмотренного законом - схемы расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, что свидетельствует об установлении обременительных требований к гражданам и является коррупциогенным фактором. Протесты прокурора удовлетворены, коррупциогенные факторы исключены.
Коррупциогенные факторы (19 факторов) выявлены в 16 нормативных правовых актах органов местного самоуправления, принятых в сфере муниципальной службы, для устранения которых органами прокуратуры края принесено 5 протестов, внесено 11 требований.
Например, антикоррупционной экспертизой муниципального правового акта Думы города Владивостока от 26.07.2010 № 245-МПА «Положение о конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы Владивостокского городского округа» установлено наличие в нем коррупциогенных факторов, связанных с широтой дискреционных полномочий, чрезмерной свободой подзаконного нормотворчества, выразившихся в неопределении условий, при которых принимается решение о проведении повторного конкурса, а также в признании конкурса несостоявшимся при наличии 3 кандидатов на должность и самостоятельном определении лица, принимаемого на должность. Кроме того, руководителям органа местного самоуправления Владивостокского городского округа, Владивостокской городской муниципальной избирательной комиссии предоставлено право самостоятельно утверждать перечень должностей муниципальной службы, замещение которых осуществляется по результатам конкурса. 27.06.2016 прокурором г. Владивостока в Думу г. Владивостока внесено требование об изменении муниципального правового акта, которое находится на рассмотрении.
Анализ работы органов прокуратуры края в данном направлении свидетельствует о наметившейся с 2015 г. тенденции снижения выявляемых органами прокуратуры нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы, их проектов (в 1-м полугодии 2016 г. выявлено 136 НПА (АППГ - 193), содержащих 177 коррупциогенных факторов (АППГ - 266), 116 проектов (АППГ - 170), содержащих 169 коррупциогенных факторов (АППГ - 283), что обусловлено принятием органами местного самоуправления ряда мер по устранению нарушений, связанных с ненадлежащей организацией работы по проведению антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, их проектов в соответствии с п. 3 ч. 1, ч. 4 ст. 3 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», по результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования. Так, в целях устранения таких нарушений закона в 2015 г. горрайспецпрокурорами края было внесено 78 представлений, в 1-м полугодии 2016 г. – 6.
Вместе с тем, органами прокуратуры края принимаются дополнительные меры к активизации участия независимых экспертов, институтов гражданского общества в данном направлении деятельности.
Согласно сведениям Управления Минюста России по краю в Приморском крае аккредитовано Минюстом России 20 независимых экспертов (в том числе 3 юридических лица).
С целью привлечения и активизации участия экспертов в данной работе для осуществления независимой антикоррупционной экспертизы направлено 48 муниципальных нормативных актов, их проектов. По состоянию на 01.07.2016 г. от экспертов заключения о результатах проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов, в которых отражены сведения об отсутствии в них коррупциогенных факторов, не поступали.
По результатам рассмотрения направленного 31.03.2016 прокуратурой г. Владивостока в ФГБОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» проекта постановления администрации города Владивостока «Об утверждении административного регламента предоставления администрацией города Владивостока муниципальной услуги «Выдача специального разрешения на движение по автомобильным дорогам местного значения транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов» поступило 1 заключение от независимого эксперта ФГБОУ ВПО «ВГУЭС» о наличии коррупциогенных факторов. Изложенные в нем замечания учтены при принятии администрацией г. Владивостока постановления.
Приняты меры к проведению антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов с участием институтов гражданского общества, в ряд общественных организаций направлены инициативные предложения об участии в данной деятельности.
Работа по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов будет продолжена в дальнейшем.
Прокуратура Приморского края
21 июля 2016, 01:30
О результатах проведения органами прокуратуры края антикоррупционной экспертизы в первом полугодии 2016 года
В первом полугодии 2016 г. органами прокуратуры края изучено на предмет коррупциогенности 5 тыс. 318 нормативных правовых актов, из них почти 2 тыс. (1 тыс. 989) нормативных правовых актов приняты представительными (законодательным) органами власти, 3 тыс. 329 актов – органами исполнительной власти.
По результатам проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов власти и местного самоуправления выявлено 136 актов (132 из них приняты представительными и исполнительными органами местного самоуправления, 4 – исполнительными органами края), содержащих 177 коррупциогенных факторов, предусмотренных Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 (далее - Методика), из них 104 акта противоречили закону.
По результатам проверки принято 139 актов прокурорского реагирования, в том числе, принесено 103 протеста, внесено 34 требования об изменении нормативного правового акта, в суд направлено 2 заявления.
Характерными коррупциогенными факторами, содержащимися в нормативных правовых актах, являются: широта дискреционных полномочий, определение компетенции по формуле «вправе», принятие нормативного правового акта за пределами компетенции, отсутствие или неполнота административных процедур, наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, отказ от конкурсных (аукционных) процедур.
К примеру, Порядком, утвержденным постановлением Администрации Приморского края № 555-па от 31.12.2015, предусматривалось предоставление выделяемых из краевого бюджета субсидий на возмещение затрат, связанных с приобретением топлива, организациям, оказывающим на территории края услуги по теплоснабжению объектов жилищно-коммунального хозяйства, доля оказания услуг по теплоснабжению которой на территории одного муниципального образования края составляет более 35 процентов. Между тем, данным Порядком не были установлены условия и основания для принятия должностными лицами департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края решения о соответствия организаций данному критерию (наличию доли оказания услуг по теплоснабжению на территории одного муниципального образования Приморского края более 35 %), что свидетельствует о необоснованно широких пределах их усмотрения и наличии коррупциогенного фактора, создает условия для злоупотреблений должностными лицами полномочий, необоснованного расходования бюджетных средств, иных проявлений коррупции.
В целях устранения данного коррупциогенного фактора Губернатору Приморского края внесено требование об изменении НПА, которое рассмотрено и удовлетворено, коррупциогенный фактор исключен.
Наибольшее количество нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы, выявлено в сфере предоставления муниципальных услуг, регулирования прав, свобод и обязанностей человека и гражданина - 51 муниципальный нормативный правовой акт, принесено 37 протестов, внесено 15 требований, в суд направлено 2 заявления; в сфере землепользования – 19 нормативных правовых актов, принесено 18 протестов, внесено 1 требование; в сфере законодательства о муниципальной службе – 16 нормативных правовых актов, принесено 5 протестов, внесено 11 требований; в сфере законодательства о государственной и муниципальной собственности - 11 нормативных правовых актов, принесено 11 протестов; в сфере градостроительного законодательства – 9 нормативных правовых актов, принесено 9 протестов; в сфере налогового законодательства - 5 нормативных правовых актов, принесено 5 протестов.
Как правило, при выявлении коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах, регулирующих правоотношения в сфере ЖКХ, государственной и муниципальной собственности, землепользования, природопользования, налогового, градостроительного законодательства они одновременно противоречат федеральному законодательству, в связи с чем органами прокуратуры края на данные нормативные правовые акты принесены протесты.
Например, Уссурийским городским прокурором 30.03.2016 опротестован Порядок расчета, взимания и расходования платы родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях Уссурийского городского округа, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденный постановлением администрации Уссурийского городского округа. Пункт 14 названного Порядка предусматривал право образовательного учреждения в случае наличия задолженности родительской платы без уважительной причины более одного месяца отказать в приеме ребенка в учреждение до полного погашения задолженности, чем противоречил ч. 1 ст. 28, п.п. 1, 2 ст. 30 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», по смыслу которых органам местного самоуправления не предоставлено право нормативно определять порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, а также содержал коррупциогенный фактор, предусмотренный подпунктом «д» пункта 3 Методики (принятие нормативного правового акта за пределами компетенции), поскольку разрешение данных вопросов находится за пределами компетенции администрации Уссурийского городского округа. Кроме того, формулировка «вправе отказать в приеме ребенка в учреждение» содержала коррупциогенные факторы, предусмотренные подпунктами «б», «в» пункта 3 Методики, предоставляющие руководителям детских дошкольных образовательных учреждений возможность диспозитивного установления совершения действий в отношении граждан, а также возможность выборочного изменения объема прав и необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан по усмотрению должностных лиц муниципальных дошкольных образовательных учреждений. 07.06.2016 протест прокурора удовлетворен, норма, содержащая коррупциогенные факторы, исключена.
Органами прокуратуры края также выявлены коррупциогенные факторы (30 факторов) при осуществлении антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных актов, регулирующих правоотношения, связанные с землепользованием, в том числе, порядком осуществления муниципального земельного контроля. В целях устранения выявленных коррупциогенных факторов принесено 18 протестов, внесено 1 требование.
К примеру, 12.04.2016 прокурором Пограничного района принесены протесты на утвержденные постановлением администрации Сергеевского сельского поселения от 04.04.2016 № 31 и постановлением администрации Жариковского сельского поселения от 04.04.2016 № 19 административные регламенты по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в ведении и (или) собственности сельского поселения, без проведения торгов». Указанными административными регламентами в нарушение требований статей 39.17, 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации на заявителей возложена обязанность по представлению документа, не предусмотренного законом - схемы расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, что свидетельствует об установлении обременительных требований к гражданам и является коррупциогенным фактором. Протесты прокурора удовлетворены, коррупциогенные факторы исключены.
Коррупциогенные факторы (19 факторов) выявлены в 16 нормативных правовых актах органов местного самоуправления, принятых в сфере муниципальной службы, для устранения которых органами прокуратуры края принесено 5 протестов, внесено 11 требований.
Например, антикоррупционной экспертизой муниципального правового акта Думы города Владивостока от 26.07.2010 № 245-МПА «Положение о конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы Владивостокского городского округа» установлено наличие в нем коррупциогенных факторов, связанных с широтой дискреционных полномочий, чрезмерной свободой подзаконного нормотворчества, выразившихся в неопределении условий, при которых принимается решение о проведении повторного конкурса, а также в признании конкурса несостоявшимся при наличии 3 кандидатов на должность и самостоятельном определении лица, принимаемого на должность. Кроме того, руководителям органа местного самоуправления Владивостокского городского округа, Владивостокской городской муниципальной избирательной комиссии предоставлено право самостоятельно утверждать перечень должностей муниципальной службы, замещение которых осуществляется по результатам конкурса. 27.06.2016 прокурором г. Владивостока в Думу г. Владивостока внесено требование об изменении муниципального правового акта, которое находится на рассмотрении.
Анализ работы органов прокуратуры края в данном направлении свидетельствует о наметившейся с 2015 г. тенденции снижения выявляемых органами прокуратуры нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы, их проектов (в 1-м полугодии 2016 г. выявлено 136 НПА (АППГ - 193), содержащих 177 коррупциогенных факторов (АППГ - 266), 116 проектов (АППГ - 170), содержащих 169 коррупциогенных факторов (АППГ - 283), что обусловлено принятием органами местного самоуправления ряда мер по устранению нарушений, связанных с ненадлежащей организацией работы по проведению антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, их проектов в соответствии с п. 3 ч. 1, ч. 4 ст. 3 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», по результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования. Так, в целях устранения таких нарушений закона в 2015 г. горрайспецпрокурорами края было внесено 78 представлений, в 1-м полугодии 2016 г. – 6.
Вместе с тем, органами прокуратуры края принимаются дополнительные меры к активизации участия независимых экспертов, институтов гражданского общества в данном направлении деятельности.
Согласно сведениям Управления Минюста России по краю в Приморском крае аккредитовано Минюстом России 20 независимых экспертов (в том числе 3 юридических лица).
С целью привлечения и активизации участия экспертов в данной работе для осуществления независимой антикоррупционной экспертизы направлено 48 муниципальных нормативных актов, их проектов. По состоянию на 01.07.2016 г. от экспертов заключения о результатах проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов, в которых отражены сведения об отсутствии в них коррупциогенных факторов, не поступали.
По результатам рассмотрения направленного 31.03.2016 прокуратурой г. Владивостока в ФГБОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» проекта постановления администрации города Владивостока «Об утверждении административного регламента предоставления администрацией города Владивостока муниципальной услуги «Выдача специального разрешения на движение по автомобильным дорогам местного значения транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов» поступило 1 заключение от независимого эксперта ФГБОУ ВПО «ВГУЭС» о наличии коррупциогенных факторов. Изложенные в нем замечания учтены при принятии администрацией г. Владивостока постановления.
Приняты меры к проведению антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов с участием институтов гражданского общества, в ряд общественных организаций направлены инициативные предложения об участии в данной деятельности.
Работа по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов будет продолжена в дальнейшем.
Все права защищены
Телефон: +7 (423) 240-69-77
Телефон: +7 (423) 240-44-95
Телефон: +7 (423) 240-62-04
ул. Фонтанная, 51, г. Владивосток, Приморский край, 690091
Телефон: +7 (423) 240-69-77
Телефон: +7 (423) 240-62-04