Прокурор разъясняет

  • 25 мая 2021, 08:28
О полномочиях органов контроля в сфере закупок
  Текст

Цель системы закупок в государственном секторе — обеспечить прозрачность и экономное расходование бюджетных средств. Этого невозможно добиться без эффективной системы контроля. Поэтому госзакупки контролируются сразу несколькими органами. Кроме того, существует общественный контроль, а также контроль, который должны осуществлять сами заказчики.

В соответствии с ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013
№ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи, осуществляется:

1) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (ФАС России и его территориальные органы);

2) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (органы государственного финансового контроля субъектов);

3) органом местного самоуправления муниципального района или городского округа, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (органы муниципального финансового контроля).

Уполномоченные органы и организации осуществляют контроль за заказчиками, их контрактными службами и управляющими, членами закупочных комиссий. Однако в системе закупок есть и другие участники:

  • операторы электронных площадок;
  • уполномоченные органы;
  • специализированные организации.

Действия этих участников также контролируются.

Если говорить о том, что именно подлежит контролю, то это каждый этап закупки:

  • планирование процедуры;
  • проведение закупки вне зависимости от способа;
  • исполнение контракта или каждого его этапа;
  • отчетность заказчика и дальнейшее использование закупленных товаров, работ, услуг.
  • Основным механизмом осуществления контроля является проверка, которая может быть как плановой, так и внеплановой. По плану заказчик не может быть проверен чаще, чем один раз в полгода. Но это лишь общий случай — в зависимости от субъекта контроля периодичность меняется. Так, если проверяется закупочная комиссия или специализированная организация, то частота проверок составляет не более одного раза за каждую закупочную процедуру. А вот что касается проверок незапланированных, то тут никакой периодичности нет. Другое дело, что проводить их без веских оснований неправомерно. Поводом для внеплановой проверки являются поступившие сведения и жалобы, поданные от заинтересованного лица или того, чьи права были нарушены.

Порядок осуществления контроля, в том числе предмет, форма, сроки и периодичность проведения проверок, определены Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576 (далее - Правила № 1576).

В ходе плановой проверки контрольный орган проверяет закупочную деятельность за последние три года до даты начала проведения проверки (п. 45 Правил № 1576).

Плановые проверки проводятся контрольным органом в сфере закупок не чаще чем один раз в шесть месяцев в отношении каждого заказчика, контрактной службы заказчика, контрактного управляющего, постоянно действующей комиссии по осуществлению закупок и ее членов, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки.

Контрольный орган уведомляет о проведении проверки проверяемое лицо не позднее чем за пять рабочих дней до ее проведения. В уведомлении указывается предмет проверки и проверяемый период, сроки ее проведения, основания, а также перечень документов и сведений, необходимых для ее проведения.

Основания для проведения внеплановой проверки перечислены в ч. 15 ст. 99 Закона № 44-ФЗ, п. 19 Правил № 1576, к ним отнесены: жалоба участника закупки; заявления физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц; обнаружение органом контроля признаков нарушения; сообщения СМИ; истечение срока исполнения ранее выданного предписания.

За неисполнение законных требований или предписаний (представлений) должностных лиц органов контроля, непредставление достоверной информации и документов ч. 7.1 ст. 19.5, ч. 20 ст. 19.5, ч.ч. 1,2 ст. 19.7.2 КоАП РФ установлена административная ответственность.

При проведении плановых (внеплановых) проверок должностные лица контрольного органа, имеют право:

а) запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме документы и информацию, необходимые для проведения плановой (внеплановой) проверки;

б) беспрепятственного доступа в помещения и на территории, которые занимают заказчики, специализированные организации, операторы электронных площадок, операторы специализированных электронных площадок, для получения документов и информации о закупках, необходимых контрольному органу, по предъявлении служебных удостоверений и приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) контрольного органа о проведении плановой (внеплановой) проверки;

в) обращаться в суд, арбитражный суд с исками о признании осуществленных закупок недействительными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;

г) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями законодательства о контрактной системе, рассматривать дела о таких административных правонарушениях и принимать меры по их предотвращению в соответствии с законодательством об административных правонарушениях;

д) выдавать предписания.

Результаты плановой проверки оформляются актом о результатах проведения плановой проверки не позднее 10 рабочих дней со дня окончания плановой проверки.

Копия акта о результатах проведения плановой проверки не позднее 3 рабочих дней со дня его подписания размещается в реестре проверок и (или) ЕИС и направляется субъекту контроля почтой, факсимильной связью или электронной почтой.

По результатам проведения внеплановой проверки членами комиссии по проведению внеплановой проверки принимается решение. После изготовления и подписания полного текста решения по результатам проведения внеплановой проверки, но не позднее 3 рабочих дней, текст решения размещается контрольным органом в реестре проверок и (или) ЕИС. Копия решения направляется субъекту контроля, заявителю почтой, факсимильной связью или электронной почтой.

 

Отдел по надзору за соблюдением   

прав предпринимателей

прокуратуры края