Прокурор разъясняет - Прокуратура Хабаровского края
Прокурор разъясняет
- 24 июня 2015, 00:00
Гарантированное статьей 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации предоставляет гражданам право принимать непосредственное участие в его осуществлении и решении вопросов местного значения.
Публичные слушания являются одним из институтов, посредством которого население может непосредственно участвовать в осуществлении местного самоуправления на территории муниципального образования.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ, Закон) для обсуждения проектов муниципальных нормативных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.
Федеральный закон № 131-Ф3 определяет исчерпывающий перечень вопросов, когда проведение публичных слушаний является обязательным. Так, согласно части 3 статьи 28 Закона на публичные слушания должны быть вынесены:
- проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами;
- проект местного бюджета и отчет о его исполнении;
- проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объекты капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;
- вопросы о преобразовании муниципального образования.
Непроведение публичных слушаний по указанным выше вопросам в силу положений Федерального закона № 131-Ф3, а также сложившейся судебной практики является основанием для признания нормативного правового акта, принятого без учета мнения населения, недействующим, ввиду нарушения процедуры его принятия.
Определяя исчерпывающий перечень вопросов, по которым проведение публичных слушаний является обязательным, Федеральный закон № 131 -ФЗ не ограничивает органы местного самоуправления в уставе муниципального образования определить дополнительные вопросы, по которым проведение публичных слушаний также является обязательным.
Инициатором проведения публичных слушаний может быть население, представительный орган муниципального образования или глава муниципального образования.
При этом, порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования самостоятельно. Федеральный закон № 131-ФЗ указывает, что такой порядок должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта и другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений. В остальной части органы местного самоуправления самостоятельны в определении порядка проведения публичных слушаний.
Анализ действующих муниципальных правовых актов, определяющих порядок проведения публичных слушаний, показывает, что для случаев проведения публичных слушаний по инициативе населения, такие акты определяют численность группы граждан, которые могут инициировать проведение таких слушаний, а также порядок рассмотрения такой инициативы. Решение о проведении публичных слушаний по инициативе граждан находится в компетенции представительного органа муниципального образования, который принимает решение о наличии либо об отсутствии оснований для их проведения.
По окончании публичных слушаний его результаты подлежат официальному опубликованию или обнародованию.
Проведение публичных слушаний направлено в первую очередь на открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования. При этом, публичные слушания не являются формой осуществления власти населением. Их конечной целью является выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.
Прокуратура Хабаровского края
24 июня 2015, 00:00
Публичные слушания: как их провести и для чего они нужны
Гарантированное статьей 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации предоставляет гражданам право принимать непосредственное участие в его осуществлении и решении вопросов местного значения.
Публичные слушания являются одним из институтов, посредством которого население может непосредственно участвовать в осуществлении местного самоуправления на территории муниципального образования.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ, Закон) для обсуждения проектов муниципальных нормативных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.
Федеральный закон № 131-Ф3 определяет исчерпывающий перечень вопросов, когда проведение публичных слушаний является обязательным. Так, согласно части 3 статьи 28 Закона на публичные слушания должны быть вынесены:
- проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами;
- проект местного бюджета и отчет о его исполнении;
- проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объекты капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;
- вопросы о преобразовании муниципального образования.
Непроведение публичных слушаний по указанным выше вопросам в силу положений Федерального закона № 131-Ф3, а также сложившейся судебной практики является основанием для признания нормативного правового акта, принятого без учета мнения населения, недействующим, ввиду нарушения процедуры его принятия.
Определяя исчерпывающий перечень вопросов, по которым проведение публичных слушаний является обязательным, Федеральный закон № 131 -ФЗ не ограничивает органы местного самоуправления в уставе муниципального образования определить дополнительные вопросы, по которым проведение публичных слушаний также является обязательным.
Инициатором проведения публичных слушаний может быть население, представительный орган муниципального образования или глава муниципального образования.
При этом, порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования самостоятельно. Федеральный закон № 131-ФЗ указывает, что такой порядок должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта и другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений. В остальной части органы местного самоуправления самостоятельны в определении порядка проведения публичных слушаний.
Анализ действующих муниципальных правовых актов, определяющих порядок проведения публичных слушаний, показывает, что для случаев проведения публичных слушаний по инициативе населения, такие акты определяют численность группы граждан, которые могут инициировать проведение таких слушаний, а также порядок рассмотрения такой инициативы. Решение о проведении публичных слушаний по инициативе граждан находится в компетенции представительного органа муниципального образования, который принимает решение о наличии либо об отсутствии оснований для их проведения.
По окончании публичных слушаний его результаты подлежат официальному опубликованию или обнародованию.
Проведение публичных слушаний направлено в первую очередь на открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования. При этом, публичные слушания не являются формой осуществления власти населением. Их конечной целью является выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.
Все права защищены