Прокурор разъясняет

  • 3 декабря 2014, 00:00
О часто допускаемых нарушениях требований законодательства о государственных закупках
  Текст

Прокуратурой Железнодорожного района г. Хабаровска в ходе проверки краевых государственных бюджетных учреждений здравоохранения выявлены нарушения законодательства о государственных закупках, что обусловливает актуальность разъяснение норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ).

  В соответствии со статьей 73 Федерального закона № 44-ФЗ должностными лицами бюджетного учреждения в информационной сети Интернет размещаются извещения о проведении запроса котировок в целях приобретения лекарственных препаратов для медицинского применения.

В силу положения части 8 статьи 78 Федерального закона № 44-ФЗ, результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок оформляются протоколом, который подписывается всеми присутствующими на заседании членами котировочной комиссии и в день его подписания размещается в единой информационной системе.

  Вместе с тем, бюджетными учреждениями здравоохранения допускается нарушение указанной нормы, протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок не подписывается всеми членами котировочной комиссии.

  На основании части 1 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.

  В силу пункта 1 части 1 статьи 73, пункта 2 статьи 42 Федерального закона № 44-ФЗ, в извещении о проведении запроса котировок должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

  Вместе с тем, в нарушение указанных норм действующего Федерального закона № 44-ФЗ, должностными лицами при заключении государственных контрактов сроки исполнения обязательств по условиям извещения поставщикам не во всех случаях определены. Данное нарушение выявлено при заключении значительного числа государственных контрактов (более 100).

Так, учреждениями здравоохранения в отдельных пунктах типовых договоров, заключенных с организациями, в норме, определяющей срок исполнения поставщиком обязательств по контракту закреплено: «настоящий контракт вступает с момента его подписания сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств».

  Указанное не соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку данная норма не конкретизирует срок его окончательного (промежуточного) исполнения, что напрямую влечет невозможность императивного исполнения заказчиком требования части 6 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ, определяющей, что в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

  Таким образом, при отсутствии в содержании государственного контракта конкретной даты исполнения поставщиком обязательств, у заказчика исключается возможность безусловного исполнения требования статьи 34 Федерального закона № 44–ФЗ.

  В соответствии со статьями 28, 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

  Принимая представленную должностными лицами учреждений здравоохранения информацию следует, что в текущем году заключено (по форме запроса котировок) более 500 государственных контрактов из которых более 100, не содержат условий, обеспечивающих исполнение основополагающих принципов действующего законодательства.

  Указанное свидетельствует о нарушении должностными лицами учреждения здравоохранения требований федерального законодательства, регулирующего отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе при планировании закупок товаров, работ, услуг.

  Ненадлежащее исполнение указанных норм законов не только не соответствуют требованиям действующего законодательства, но и дискредитируют должностных лиц бюджетного учреждения, что является недопустимым.

На основании статьи 6 Федерального закона № 44-ФЗ, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

  В силу части 1 статьи 12 Федерального закона № 44-ФЗ, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

  Частью второй указанной статьи закона закреплено, что должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. В том числе предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

 

​​​​​​​