Прокурор разъясняет

  • 11 декабря 2013, 00:00
Некоторые особенности по делам о ДТП
  Текст

Виды юридической ответственности, которые могут сопровождать дорожно-транспортное происшествие (далее - ДТП): дисциплинарная, административная, уголовная, гражданско-правовая. Иначе: каждый вид юридической ответственности, который выделяется в теории права, может иметь место в действительности. Остановимся коротко на ситуациях, которые могут сопровождать тот или иной вид ответственности.

Самой суровой является, естественно, уголовная ответственности, которая наступает при наличии признаков преступления. К признакам преступления относятся: наличие общественно-опасного деяния, виновность и наказуемость. При этом от уголовной ответственности не освобождает факт привлечения ранее за это же самое деяние к административной или к дисциплинарной ответственности. И, естественно, уголовное наказание, наравне с административным и дисциплинарным, сопровождается гражданско-правовой ответственностью виновного - при волеизъявлении пострадавшего. В социалистической системе уголовного права уголовно-наказуемым ДТП являлось любое деяние, сопряженное с причинением вреда любой степени тяжести здоровью другого человека или причинением смерти, причинением ущерба. Самое суровое наказание следовало за причинение смерти нескольким пострадавшим – до 10 лет лишения свободы. В действующем Уголовном кодексе Российской Федерации уголовная ответственность за причинение легкого и среднего вреда здоровью не предусмотрена. Уголовная ответственность следует при наступлении тяжких последствий или смерти пострадавшего (нескольких пострадавших). При другой степени вреда здоровью, причинение вреда чужому имуществу предусмотрена лишь административная ответственность виновного. Проследим, как же трансформировалась статья 264 Уголовного кодекса Российской Федерации с момента принятия Уголовного кодекса Российской Федерации (с 1 января 1997 года) и до настоящего момента (по последствиям). Первично (Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 года) данная норма права состояла из трех частей. И, если вторая и третья часть не претерпевали никаких изменений до 2009 года – предусматривая ответственность (по последствиям) за причинение смерти по неосторожности одному человеку (часть 2 статьи 264 Уголовного кодекса российской Федерации), двум или нескольким (часть 3 статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации), то часть 1 статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации первоначально содержала ответственность за причинение по неосторожности среднего и тяжкого вреда здоровью, а также имела место и при причинении крупного ущерба. Это значит, что уголовная ответственность устанавливалась и при отсутствии факта причинения вреда здоровью. В дальнейшем из диспозиции части 1 статьи 264 Уголовного кодекса российской Федерации исключены слова «либо причинение крупного ущерба». А позднее из диспозиции данной уголовно-правовой нормы законодатель исключил слова «или средней тяжести вреда здоровью». Таким образом, при ДТП по части 1 статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации была установлена уголовная ответственность только в случае причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека. В 2009 году «в полный рост» заговорили об усилении ответственности участников дорожного движения, главным образом, связанном с пьянством на дорогах. В настоящее время статья 264 Уголовного кодекса Российской Федерации представляет собой норму права, состоящую из 6 частей. При этом нечетные части статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривают ответственность в следующей последовательности (по последствиям): причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью; причинение смерти по неосторожности; причинение смерти по неосторожности двум и более лицам, а ее четные части закрепили уголовную ответственности за соответствующие деяния, совершенные в состоянии опьянения. Максимально возможное наказание по части 6 статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации допустимо до 9 лет лишения свободы. Ранее такой рубеж составляла санкция до 7 лет лишения свободы. С формальной стороны налицо ужесточение наказания и усиление уголовной ответственности. Но это обстоятельство имеет место лишь в отношении лица, находящегося в состоянии опьянения. Фактически ответственность виновного с точки зрения признаков, характеризующих объективную сторону состава преступления, осталась без изменения: такая ответственность исключена, если причинен легкий или средний вред здоровью пострадавшего. Не допустима уголовной ответственность и при причинении крупного (или особо крупного) ущерба чужому имуществу при отсутствии пострадавших.

Итак, что же происходит, если в ДТП пострадали и люди, и транспорт? Такая ситуация может иметь место, когда столкнулись две и более автомашины, равно в случае наезда на пешеходов, а также при одновременном совершении наезда на пешеходов с последующим или предыдущим столкновением с другим автомобилем (другими автомобилями). В данном случае важно зафиксировать ситуацию на месте ДТП сразу после его совершения. На место происшествия выезжает наряд сотрудников ГИБДД, в обязанности которого наряду с иными, входит обязанность зафиксировать документально обстановку места происшествия. В первую очередь это относится к составлению формализованных официальных документов: протокола осмотра места происшествия, справки о ДТП, схемы ДТП. Составление указанных документов входит в обязанности сотрудников ГИББД в соответствии с их внутренними приказами, регламентирующими не только их обязанности на месте происшествия, но и устанавливающими конкретную форму оформляемых ими документов. Какие ошибки на этой стадии допускаются сотрудниками ГИБДД? Очень часто нарушают права потерпевших: если пострадал малолетний – не доводят эту информацию немедленно до их законных представителей; не отражают сведения о наличии страхового обязательства у водителей с конкретной организацией; не обеспечивают пострадавшую сторону своевременно копиями справок о ДТП. Все это в дальнейшем «утяжеляет» административный или уголовный процесс, приводит к нарушению прав пострадавшего, затруднениям формирования требований материального и иного характера к виновнику ДТП.

Если ДТП имеет признаки преступления (причинен тяжкий вред здоровью либо наступила смерть пострадавшего), то на место происшествия должна прибывать и следственно-оперативная группа, а протокол осмотра места происшествия по правилам, установленным уголовно-процессуальным законодательством, должен составить следователь Следственный комитет МВД (по подследственности). К такому протоколу осмотра места происшествия также могут быть составленные неформализованные различные схемы. Методика расследования уголовных дел требует от следователя применить (судебную) фотографию. Если следственная группа не прибыла на место происшествия, то потерпевшая сторона, иные лица (в том числе и не заинтересованные, посторонние) вправе сообщить в дежурную службу ГИБДД, районную дежурную службу МВД или по телефону «02» о данном происшествии с указанием наиболее точного адреса места ДТП. При этом следует помнить, что активная позиция посторонних граждан в такой момент очень важна для своевременного принятия мер к установлению виновного лица, своевременному оказанию медицинской помощи пострадавшим, а также и качественному осмотру места происшествия, оперативной фиксации обстановки на месте ДТП сразу после совершения. Последнее обстоятельство в дальнейшем позволит избежать следственных ошибок, позволит суду наиболее квалифицированно разобраться в ситуации по уголовному делу и принять справедливое, основанное на законе решение.

На происшествие, где пострадали только люди, в обязательном порядке прибывает наряд ГИБДД, который оформляет данное ДТП с составлением необходимых официальных документов, о чем указано выше. Должна прибыть и следственная группа, если причинен тяжкий вред здоровью, либо смерть пострадавшему. Цели и характер деятельности следователя на месте происшествия выше описан. К сожалению, не всегда на место происшествия, где содержатся признаки преступления прибывает следственная группа. Это приводит к утрате доказательств по делу, и, как следствие, созданию сложной следственной ситуации в дальнейшем, связанной с доказыванием причастности к преступлению конкретного лица (лиц). Конечно же, и в первом вышеописанном случае, и в данном случае очень важно зафиксировать обстановку на месте происшествия сразу после случившегося. Лица, которые стали участниками ДТП, при наличии современных индивидуальных технических возможностей могут сфотографировать или снять на видео все подробности и детали таких последствий. Эти материалы можно представить следователю в дальнейшем. Лучше это делать после консультации со своим защитником (юристом или адвокатом), чтобы соблюсти процессуальные формальности и не утратить важное доказательство. Следует помнить, что часто на месте происшествия ведет съемки оператор телекомпании. Необходимо получить у журналистов копию отснятого с места ДТП материала. К сожалению, так складывается в настоящее время ситуация, что участникам процесса (как потерпевшим, так и подозреваемым, обвиняемым) следует более активно участвовать в сборе и фиксации доказательств по делу. Практике известны случаи, когда упущения и погрешности в работе следствия на первоначальном этапе привели к затягиванию предварительного и судебного следствия, утрате актуальности, а порой и утрате доказательств причастности конкретного лица в ДТП.

Происшествие, где пострадал лишь транспорт, не требуют присутствия органов следствия на месте происшествия, так как не содержат в себе признаков преступления. На такое происшествия прибывают только сотрудники ГИБДД, которые в любом случае составляют весь пакет необходимых документов, фиксирующих обстановку на месте происшествия, состояние транспортных средств, описание технического состояния автомашин, документальное удостоверения места расположения автомобилей после столкновения, других важный сведений.

Во всех трёх ситуациях решается вопрос и о медицинском освидетельствовании участников ДТП с целью определения факта и степени опьянения.

По первому требованию участников ДТП сотрудники ГИБДД обязаны предоставить для ознакомления заинтересованным лицам, их законным представителям (несовершеннолетних и психически-больных), представителям (по нотариальной доверенности) материалы, обеспечить возможность изготовить копии. То же самое относится и к следственным органам, если следователь выехал на место происшествия, но по тем или иным основаниям отказал в возбуждении уголовного дела. Пострадавшая сторона всегда имеет право обратиться с исковыми требованиями к причинителю вреда, не зависимо от наличия или отсутствия в его действиях вины, как его субъективного отношения к содеянному. При этом обращение с гражданским иском в порядке гражданского судопроизводства осуществляется в соответствии с правом, гарантирующим гражданину возмещение ущерба, компенсацию материального вреда и возмещение убытков в рамках Гражданского кодекса Российской Федерации владельцем источника повышенной опасности (статья 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации). Из сказанного следует, что ответчиком по всем делам указанной категории и по всем вышеописанным ситуациям может быть не участник ДТП, а владелец транспортного средства, который в автодорожном происшествии мог и не участвовать. Это относится к ситуации, когда водитель состоял в трудовых отношениях с организацией или индивидуальным предпринимателем-собственником автомашины, когда автомашиной в момент ДТП управлял водитель по доверенности от собственника автомашины и т.п. Иск к владельцу транспортного средства может быть предъявлен не зависимо от того, принято или нет по делу окончательное решение.

Сотрудники ГИБДД, оформляя ДТП, должны убедиться в наличии у водителей-участников ДТП страхового свидетельства и отобразить в официальных документах сведения из данного свидетельства. В дальнейшем они не могут препятствовать пострадавшей стороне получит сведения о страховой организации виновника ДТП. При оформлении гражданского иска в суд истец вправе в качестве соответчика привлечь к делу представителя страховой организации.

​​​​​​​