Прокурор разъясняет - Прокуратура Хабаровского края
Прокурор разъясняет
- 11 августа 2021, 16:44
Экстрадицию следует понимать как форму международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью, заключающуюся в аресте и передачи одним государством другому (по запросу последнего) лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления (с целью судебного разбирательства), либо лиц уже осужденных судебными органами другого государства (для исполнения приговора).
Правовым основанием для экстрадиции является договор между соответствующими государствами. Таким договором может быть как двусторонний договор, так и многосторонняя конвенция, участниками которой должны являться и запрашивающее, и запрашиваемое государство. Примером такой конвенции является Европейская Конвенция о выдаче ETS № 24 (Париж, 13 декабря 1957 г.).
Кроме того, выдача может осуществляться и без договора, в случае если это предусмотрено законодательством запрашиваемой стороны. Вместе с тем, экстрадиция – это право государства, но не ее обязанность, которая наступает только при наличии двустороннего договора о взаимной помощи по уголовным делам. Необходимо учесть, что выдача осуществляется лишь в отношении определенных преступлений – как правило, их список либо критерии их определения (тяжесть наказания и т.п.) устанавливаются в договоре, к тому же должно соблюдаться, так называемое правило «двойной подсудности», то есть преступление, за совершение которого запрашивается выдача, должно признаваться таковым как запрашивающей, так и запрашиваемой стороны. Также, такими договорами могут устанавливаться условия, при которых возможен отказ в выдаче. К таким, главным образом, относятся, обоснованные подозрения запрашиваемого государства о том, что лицо преследуется по политическим мотивам либо, что в случае выдачи оно может быть подвергнуто пыткам или смертельной казни.
В большинстве государств мира, в том числе и в России, не допускается экстрадиция своих граждан, что закреплено в конституциях этих государств. Так, согласно ст. 61 Конституции Российской Федерации ее гражданин не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству. Россия является членом Европейской Конвенции о выдаче, которую она подписала с оговорками, запрещающими выдачу российских граждан. В силу ст. 13 Уголовного кодекса Российской Федерации граждане России, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству.
Порядок выдачи лица для уголовного преследования или исполнения приговора закреплен в главе 54 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ).
Так, процедура экстрадиции начинается с направления соответствующего запроса. Согласно ст. 460 УПК РФ Российская Федерация может направить иностранному государству запрос о выдаче ей лица для
уголовного преследования или исполнения приговора на основании международного договора Российской Федерации с этим государством или письменного обязательства Генерального прокурора Российской Федерации выдавать в будущем на основе принципа взаимности этому государству лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации. К запросу о выдаче для уголовного преследования должна быть приложена заверенная копия постановления суда об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу, а к запросу о выдаче для исполнения приговора – заверенная копия вступившего в законную силу приговора и справка о неотбытом сроке наказания. Необходимо отметить, что лицо, выданное иностранным государством, по общему правилу, не может быть задержано, привлечено в качестве обвиняемого, осуждено без согласия государства, его выдавшего, а также передано третьему государству за преступление, не указанное в запросе о выдаче.
Согласно ст. 462 УПК РФ Российская Федерация в соответствии с международным договором или на основе принципа взаимности может выдать иностранному государству иностранного гражданина или лицо без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, для уголовного преследования или исполнения приговора за деяния, которые являются уголовно наказуемыми по уголовному закону Российской Федерации и законам иностранного государства, направившего запрос о выдаче лица. При этом, выдача лица может быть произведена в следующих случаях:
1) если уголовный закон предусматривает за совершение этих деяний наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года или более тяжкое наказание, когда выдача лица производится для уголовного преследования;
2) если лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или к более тяжкому наказанию;
3) когда иностранное государство, направившее запрос, может гарантировать, что лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, будет преследоваться только за преступление, которое указано в запросе, и после окончания судебного разбирательства и отбытия наказания сможет свободно покинуть территорию данного государства, а также не будет выслано, передано либо выдано третьему государству без согласия Российской Федерации.
Решение о выдаче таких иностранных граждан принимается Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем, которые письменно уведомляют их и разъясняет им право на обжалование данного решения в суд.
Статья 464 УПК РФ предусматривает следующие случаи, при которых выдача лица не допускается:
1) лицо, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, является гражданином Российской Федерации;
2) лицу, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, предоставлено убежище в Российской Федерации в связи с возможностью преследований в данном государстве по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям;
3) в отношении указанного в запросе лица на территории Российской Федерации за то же самое деяние вынесен вступивший в законную силу приговор или прекращено производство по уголовному делу;
4) в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовное дело не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения сроков давности или по иному законному основанию;
5) имеется вступившее в законную силу решение суда Российской Федерации о наличии препятствий для выдачи данного лица в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации;
6) деяние, послужившее основанием для запроса иностранного государства о выдаче, в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации не является преступлением.
Разъясняет прокуратура Хабаровского края, 11.08.2021
Прокуратура Хабаровского края
11 августа 2021, 16:44
Экстрадиция: порядок и правовые основания ее осуществления
Экстрадицию следует понимать как форму международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью, заключающуюся в аресте и передачи одним государством другому (по запросу последнего) лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления (с целью судебного разбирательства), либо лиц уже осужденных судебными органами другого государства (для исполнения приговора).
Правовым основанием для экстрадиции является договор между соответствующими государствами. Таким договором может быть как двусторонний договор, так и многосторонняя конвенция, участниками которой должны являться и запрашивающее, и запрашиваемое государство. Примером такой конвенции является Европейская Конвенция о выдаче ETS № 24 (Париж, 13 декабря 1957 г.).
Кроме того, выдача может осуществляться и без договора, в случае если это предусмотрено законодательством запрашиваемой стороны. Вместе с тем, экстрадиция – это право государства, но не ее обязанность, которая наступает только при наличии двустороннего договора о взаимной помощи по уголовным делам. Необходимо учесть, что выдача осуществляется лишь в отношении определенных преступлений – как правило, их список либо критерии их определения (тяжесть наказания и т.п.) устанавливаются в договоре, к тому же должно соблюдаться, так называемое правило «двойной подсудности», то есть преступление, за совершение которого запрашивается выдача, должно признаваться таковым как запрашивающей, так и запрашиваемой стороны. Также, такими договорами могут устанавливаться условия, при которых возможен отказ в выдаче. К таким, главным образом, относятся, обоснованные подозрения запрашиваемого государства о том, что лицо преследуется по политическим мотивам либо, что в случае выдачи оно может быть подвергнуто пыткам или смертельной казни.
В большинстве государств мира, в том числе и в России, не допускается экстрадиция своих граждан, что закреплено в конституциях этих государств. Так, согласно ст. 61 Конституции Российской Федерации ее гражданин не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству. Россия является членом Европейской Конвенции о выдаче, которую она подписала с оговорками, запрещающими выдачу российских граждан. В силу ст. 13 Уголовного кодекса Российской Федерации граждане России, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству.
Порядок выдачи лица для уголовного преследования или исполнения приговора закреплен в главе 54 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ).
Так, процедура экстрадиции начинается с направления соответствующего запроса. Согласно ст. 460 УПК РФ Российская Федерация может направить иностранному государству запрос о выдаче ей лица для
уголовного преследования или исполнения приговора на основании международного договора Российской Федерации с этим государством или письменного обязательства Генерального прокурора Российской Федерации выдавать в будущем на основе принципа взаимности этому государству лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации. К запросу о выдаче для уголовного преследования должна быть приложена заверенная копия постановления суда об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу, а к запросу о выдаче для исполнения приговора – заверенная копия вступившего в законную силу приговора и справка о неотбытом сроке наказания. Необходимо отметить, что лицо, выданное иностранным государством, по общему правилу, не может быть задержано, привлечено в качестве обвиняемого, осуждено без согласия государства, его выдавшего, а также передано третьему государству за преступление, не указанное в запросе о выдаче.
Согласно ст. 462 УПК РФ Российская Федерация в соответствии с международным договором или на основе принципа взаимности может выдать иностранному государству иностранного гражданина или лицо без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, для уголовного преследования или исполнения приговора за деяния, которые являются уголовно наказуемыми по уголовному закону Российской Федерации и законам иностранного государства, направившего запрос о выдаче лица. При этом, выдача лица может быть произведена в следующих случаях:
1) если уголовный закон предусматривает за совершение этих деяний наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года или более тяжкое наказание, когда выдача лица производится для уголовного преследования;
2) если лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или к более тяжкому наказанию;
3) когда иностранное государство, направившее запрос, может гарантировать, что лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, будет преследоваться только за преступление, которое указано в запросе, и после окончания судебного разбирательства и отбытия наказания сможет свободно покинуть территорию данного государства, а также не будет выслано, передано либо выдано третьему государству без согласия Российской Федерации.
Решение о выдаче таких иностранных граждан принимается Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем, которые письменно уведомляют их и разъясняет им право на обжалование данного решения в суд.
Статья 464 УПК РФ предусматривает следующие случаи, при которых выдача лица не допускается:
1) лицо, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, является гражданином Российской Федерации;
2) лицу, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, предоставлено убежище в Российской Федерации в связи с возможностью преследований в данном государстве по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям;
3) в отношении указанного в запросе лица на территории Российской Федерации за то же самое деяние вынесен вступивший в законную силу приговор или прекращено производство по уголовному делу;
4) в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовное дело не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения сроков давности или по иному законному основанию;
5) имеется вступившее в законную силу решение суда Российской Федерации о наличии препятствий для выдачи данного лица в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации;
6) деяние, послужившее основанием для запроса иностранного государства о выдаче, в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации не является преступлением.
Разъясняет прокуратура Хабаровского края, 11.08.2021
Все права защищены