Интервью и выступления

Интервью прокурора области Николая Хлустикова информационно-аналитическому изданию Архангельской области экологической направленности «Экология Поморья», Осень (7) 2021
  Текст
  1 Изображения
   

Николай Хлустиков: к прокурорам идут за правдой.

О самых актуальных экологических проблемах Архангельской области в интервью с прокурором региона Николаем Хлустиковым.

Экология начинается с контроля

- Национальный проект «Экология» и его направления: накопленный ущерб, лес, вода, воздух и т.д. – отметил 3 года. Задачи поставлены очень амбициозные по каждому из направлений. Выделяете ли вы среди них такие, которые будут под особо пристальным наблюдением? Вы уже посетили многие районы, включились в местную повестку, может быть что-то выявилось по итогам этих поездок?

- Прежде всего, стоит отметить, что в Архангельской области мероприятия национального проекта «Экология» включены в специальный региональный проект «Экология Архангельской области». И каждое из мероприятий этой программы находится под надзором прокуратуры. Соответствующее поручение дали Президент России Владимир Владимирович Путин и Генеральный Прокурор России Игорь Викторович Краснов. На реализацию регионального проекта, состоящего из множества направлений, выделяются серьезные федеральные средства и важно, чтобы эти средства использовались рационально, не возникали какие-либо форс-мажорные обстоятельства, как у нас, к сожалению, бывает. Причем, наша задача, не просто проследить за законностью расходования денежных средств, но и за тем, чтобы они были использованы эффективно, и в итоге была достигнута главная цель реализации национальных проектов – повышение уровня жизни граждан Российской Федерации. Ну и, безусловно, мы еще отслеживаем, чтобы все мероприятия, которые реализуются в рамках национальных проектов, выполнялись своевременно, т.е. сдача готовых объектов капитального строительства или реконструкции была именно в те сроки, которые были обозначены изначально.

- Что касается посещения различных районов Архангельской области, то есть на мой взгляд две ключевые экологические проблемы, о которых жители говорят практически в каждом населенном пункте. Прежде всего, вода. Количество водных ресурсов региона огромно, но качественной питьевой воды мало. Например, в Вилегодском районе по федпроекту «Чистая вода» построена станция водоподготовки. Откровенно говоря, даже столкнулся с проблемой: вода настолько чистая и мягкая, что сложно мыло с рук смыть. А, допустим, в Виноградовском районе беда – фактически, районный центр находится без питьевой воды. То, что течет из кранов, можно использовать только в технических целях, т.к. в водоисточнике содержится природный стронций, очистить от которого воду старая станция водоподготовки не в состоянии. Соответственно, жители на протяжении многих лет вынуждены использовать для питьевых целей и приготовления пищи привозную воду. Поэтому одна из наших важнейших задач – обеспечить жителям богатейшего водными ресурсами региона доступ к качественной питьевой воде.

- Вторая актуальная проблема, на которую обращали внимание во всех районах, куда я приезжал, – мусор. Его стало много. С этим надо считаться. Если мы вернемся на 30 лет назад, тогда были совершенно другие объемы утилизации. Это связано и с тем, какая упаковка тогда использовалась, и с отсутствием привычного современному россиянину многообразия товаров. Поэтому, безусловно, сегодняшние темпы накопления мусора достаточно высокие по всей стране. И если раньше эта проблема решалась достаточно просто – у каждого населенного пункта была своя свалочка, куда все это закапывалось, то на сегодняшний день мы приходим к цивилизованному пониманию вопроса, как должен мусор утилизироваться. И это не закапывание на полигонах, не сжигание в печах, а переработка вторичного сырья. Все реализуемые на федеральном и региональном уровнях программы направлены на это. Хотя решается вопрос достаточно сложно, причем не только в Архангельской области, но и по всей стране. И тут необходима совместная работа государства, бизнеса и граждан. Все должны осознать, что проблема мусора – общая и решать ее необходимо срочно. Вопрос уже стоит так: или мы будем перерабатывать мусор, или мусор поглотит нас. Поэтому в каждой квартире должны появиться минимум два ведра для сортировки мусора. И, конечно, бизнес должен нести ответственность за произведенную им продукцию, упаковку и оплачивать правильную утилизацию. Применительно к Архангельской области, чаще всего мы сталкиваемся с проблемами соблюдения территориальной схемы по обращению с отходами производства и потребления. Напомню, что в соответствии с этой схемой мусор должен своевременно вывозиться либо на так называемые «площадки временного накопления», где может храниться не более 11 месяцев, либо на сортировку и последующую утилизацию, либо сразу на утилизацию. И этот процесс не должен давать сбои. Конечно, у региона есть своя специфика в логистике – множество рек, переправ, удаленные территории, бездорожье. Это накладывает серьезный отпечаток. Яркий пример - Верхняя Тойма. Весной и осенью там традиционная распута, т.е. мусоровоз просто не проедет. Так что мусор накапливается на площадках временного накопления. Хотели вывезти летом, но слишком высокие температуры привели к тому, что Северная Двина пересохла и понтонная переправа в некоторых местах села на мель. Поскольку вся техника для вывоза мусора крупнотоннажная, то проехать она не может. Эту проблему надо решать. Поэтому, безусловно, мы за всеми процессами следим и ориентируем прокуроров.

Борьба с соблазнами

- Раз уж начали говорить о реформе обращения с отходами, то давайте остановимся здесь подробнее. Тем более, что вопросов у граждан возникает много. Особенно по тарифу, нормативу накопления, работе регионального оператора Архангельской области.

- Сейчас тариф на услуги по вывозу мусора в Архангельской области оспаривается в судебном порядке. Несколько раз этот тариф пересматривали из-за доказанных в суде нарушений при расчете норматива накопления отходов.  Безусловно, мы наблюдаем как за судебным процессом, так и за исполнением решений судов. Однако важнейшим считаем вопрос формирования и неукоснительного соблюдения нормативной базы, т.е. тех самых «правил игры» для граждан, бизнеса и регионального оператора, которые должны быть понятны, просты и выгодны всем сторонам. В связи с тем, что министерством природных ресурсов и ЛПК Архангельской области мероприятия, установленные территориальной схемой по обращению с отходами, не выполнены в полном объеме, терсхема не откорректирована, а также не определен перечень раздельно собираемых отходов, не организован вывоз отходов из труднодоступных мест, Архангельским межрайонным природоохранным прокурором только за 2021 год министру природных ресурсов и ЛПК Архангельской области внесены 4 представления, 3 из которых удовлетворены. В соответствии с решением суда ведутся замеры для расчета нового норматива накопления, внесены корректировки в терсхему, ведется работа по внедрению мусоросортировочной линии.

- Хочу обозначить еще один важный нюанс, который касается непосредственно регионального оператора. У тех, кто заходит на рынок вывоза мусора, всегда большой есть соблазн «минимизировать» собственные затраты. Это ведь бизнес, а у нас «сэкономил – значит, заработал». С учетом опыта других субъектов Российской Федерации мы будем смотреть за тем, чтобы количество принятых у граждан и бизнеса твердых коммунальных отходов и поступивших в итоге на переработку или на утилизацию совпадало. Почему это важно? Потому что в терсхеме предусмотрены площадки временного накопления, где в течение 11 месяцев складируется мусор перед последующим вывозом к пункту конечной утилизации. Как правило, организуют эти площадки на бывших свалках, где уже есть накопленный мусор. Соответственно, все сваливается в одну кучу, и есть огромный соблазн оставить часть отходов на таких вот площадках-свалках навсегда. А ведь граждане заплатили за утилизацию полностью, т.е. часть их денег может быть просто присвоена регоператором. В соседних регионах есть опыт расследования подобных преступлений и судебная практика по привлечению недобросовестных руководителей к уголовной ответственности. Так что мы будем очень внимательно следить за этими моментами. И, конечно, за соблюдением сроков нахождения отходов на площадке временного накопления. Превышать 11-месячный срок ни в коем случае нельзя, ведь это временная площадка, а не постоянный полигон, к которому предъявляются жесткие природоохранные требования.

- Немаловажный вопрос в реализации «мусорной реформы» в Архангельской области – пилотный проект ППК «РЭО» по созданию в нашем регионе перерабатывающих мощностей.

- В рамках регионального проекта «Комплексная система обращения с ТКО» в Архангельской области предусмотрено строительство в 2023 году 3-х мусоросортировочных комплексов в городах Коряжма и Няндома, а также в Приморском районе. Конечно, такие объекты требуют прокурорского внимания. Мы, естественно, будем смотреть за тем, чтобы при выборе мест для будущего строительства, во время строительства и после ввода объектов в эксплуатацию не нарушалось законодательство – это самое главное.

Мириться с проблемами нельзя

- Говоря об экологических проблемах, нельзя не упомянуть о тенденции неисполнения решений судов, вынесенных в защиту экологических прав граждан. Пожалуй, наиболее яркий пример – восстановление р. Банная в Архангельске. Есть ли на ваш взгляд выход из ситуации?

- Прокуратура всегда следит за исполнением тех судебных решений, которые нами были инициированы. С р. Банная тема достаточно актуальна. Я специально ездил, смотрел, что она на сегодня из себя представляет. Рекой ее трудно назвать. Это, скорее, заболоченной участок местности в промзоне, расположенный параллельно Окружному шоссе Архангельска и служащий своего рода преградой для тех предприятий, которые находятся за ней. И каждое предприятие в силу своих возможностей пытается с этой преградой «бороться». Проблема многолетняя. В настоящий момент на исполнении в службе судебных приставов находится решение Октябрьского районного суда столицы Поморья от 15.01.2020, в котором удовлетворены исковые требования Архангельского межрайонного природоохранного прокурора к администрации города и МУП «Архкомхоз». Последним запрещено осуществлять сброс неочищенных сточных вод в р. Банная. На организацию надлежащего водоотведения суд отвел 2 года, т.е. до конца мая 2022 года сброс хозфекальных вод должен прекратиться. По предоставленной горадминистрацией информации, ООО «РВК-Архангельск» в рамках инвестиционной программы до 2025 года запланированы работы на канализационном коллекторе в районе р. Банная, после чего сброс прекратится и решение суда будет исполнено. Так что этот вопрос мы держим на контроле.

 

- Но проблема здесь несколько глубже. Почему прокуратура с исками идет в суд? Мы защищаем права неограниченного круга граждан на благоприятную окружающую среду. Логика проста: за счет таких загрязненных малых рек, которые впадают в Северную Двину, у нас загрязняется главная водная артерия. Причем фактически при впадении в Белое море. Мы прекрасно понимаем, что загрязнение малых рек чревато тем, что  завтра Северная Двина станет такой же, как и р. Банная. А ведь Двина – единственный источник питьевого водоснабжения столицы Поморья. Поэтому крайне важно сделать загрязнение любых водоемов социально неприемлемым явлением.

 

- Тут мы подходим к вопросу о роли общественности. В Архангельской области существует инструмент независимого общественного мониторинга за состоянием окружающей среды – мобильное приложение «Охота на свалку». Как вы относитесь к таким проектам?

 

- Безусловно, прокуратура заинтересована в том, чтобы нам сообщали о несанкционированных свалках и других нарушениях природоохранного законодательства. И, соответственно, мы заинтересованы в том, чтобы эти свалки и нарушения ликвидировались. Архангельская область - самый крупный субъект на территории Европейской части России, а прокурорских работников всего 338 человек. Это все, кто организуют надзорные полномочия по всем видам надзора: соблюдение законодательства в области охраны природы, поддержание государственного обвинения в судах, представительство в судах при рассмотрении гражданских дел, административных производств, исполнение наказаний и так далее и тому подобное. Весь спектр законодательства. У нас есть такие территории как Мезень, Лешуконь. В Мезени у нас работают 3 человека, в Лешукони - 4. А эти районы по площади такие большие, что превышают размеры некоторых европейских государств. Поэтому, безусловно, мы не можем объять необъятное и диалог с неравнодушными людьми помогает получать оперативную информацию и, соответственно, реагировать на случаи нарушения закона. Здесь самое главное, чтобы люди не были равнодушны. Да, затраты на ликвидацию несанкционированных свалок ложатся бременем на собственников земельных участков, которыми, как правило, являются муниципалитеты или область. Но куда от этого деваться? Мириться с нарушениями закона нельзя.

 

- Другой важный момент, что прокуратура не единственный орган, обеспечивающий законность в сфере природопользования. Конечно, мы у всех на устах, и это большая честь и ответственность, что именно к нам люди идут за правдой. Но есть еще Росприроднадзор, есть Двинско-Печорское бассейновое водное управление, Роспотребнадзор, профильное министерство, Росрыболовство, пограничная служба. У каждого ведомства свои цели и задачи, свои полномочия и возможности. Поэтому при получении информации о нарушении прокурор области должен понимать, как контролирующие органы, непосредственно призванные решать эти вопросы, реагируют на эту информацию. Когда они не совсем добросовестны или не прислушиваются к той же информации в социальных сетях, мы вынуждены их поправлять, не без этого. Так что здесь и взаимодействие, и надзор за работой этих органов. И только так, общими усилиями можно добиться хороших результатов.

Врезка:

Прокурорами в ходе реализации национального проекта «Экология» на территории Поморья выявлено 15 нарушений, внесено 8 представлений, к дисциплинарной ответственности привлечено 3 должностных лица, объявлено предостережение, в порядке п.2 ч.2 см.37 УПК РФ в орган предварительного расследования направлен материал проверки, на основании которого возбуждено уголовное дело. Так, построенный в с. Шангалы Устьянского района и введенный в эксплуатацию 25.12.2020 года магистральный водопровод, предназначенный для обеспечения качественной питьевой водой 1030 человек, надлежащим образом не функционировал. По материалам проверки прокуратуры Устьянского района по фактам нарушений закона при реализации регионального проекта «Чистая вода» в Вельском межрайонном следственном отделе СУ СК России по Архангельской области и НАО 22.03.2021 года возбуждено и расследуется уголовное дело по ч.1 ст.293 УК РФ (халатность).

Врезка:

По мерам прокурорского реагирования в текущем году ликвидировано 32 несанкционированные свалки и навалы мусора.

Врезка:

В результате прокурорского надзора за деятельностью судебных приставов-исполнителей обеспечено принудительное исполнение ряда судебных решений в сфере экологии: закольцованы центральные очистные сооружения Маймаксанского и Северного территориальных округов г. Архангельска, ликвидировано загрязнение о. Бутыгино, устранены причины и последствия прорыва канализационных вод в районе пересечения ул. Ленина и Окружного шоссе столицы Поморья.

Врезка:

В том числе в результате внедрения системы независимого общественного мониторинга, взаимодействия с общественностью прокурорскими проверками исполнения законодательства об отходах производства и потребления выявлено 197 нарушений, для их устранения внесено 2 протеста, направлено 8 заявлений в суд, внесено 85 представлений, объявлено 4 предостережения.

Распечатать