Прокурор разъясняет

  • 30 ноября 2012, 19:18
Какая ответственность предусмотрена законом за нарушение порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования? П., г.Брянск
  Текст

В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях внесен ряд изменений, предусматривающих ужесточение административной ответственности за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях. В частности, увеличены максимальные размеры административного штрафа для граждан по санкциям статей 5.38 (нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании), 20.2 (нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования), 20.2.2 (организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка), 20.18 (блокирование транспортных коммуникаций), части 4 статьи 20.25 (уклонение от исполнения административного наказания) - до трехсот тысяч рублей; а для должностных лиц - за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка - до шестисот тысяч рублей. Статья 20.2 (нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования) содержит семь составов административных правонарушений, за каждое из которых предусмотрены конкретные размеры административных штрафов и сроков обязательных работ. Виды административных наказаний дополнены новым наказанием в виде обязательных работ, при этом обязательные работы отнесены к основным видам административных наказаний. Установлена административная ответственность за уклонение от отбывания обязательных работ. Рассмотрение дел о нарушениях законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях отнесено к процессуальным полномочиям судей районных судов. Нарушения законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях отнесены к категории дел, по которым сроки исковой давности составляют один год со дня совершения административного правонарушения. Обязательные работы, наряду с административным арестом и административным приостановлением деятельности, отнесены к видам административных наказаний, принесение протеста на постановления о которых не приостанавливают исполнение этих постановлений. Изменениями и дополнениями, внесенными в Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", в числе прочего установлено, что организатором публичного мероприятия не может быть лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления против основ конституционного строя и безопасности государства или преступления против общественной безопасности и общественного порядка либо два и более раза привлекавшееся к административной ответственности за нарушения законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, в течение срока, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию. Организатор публичного мероприятия несет гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный участниками публичного мероприятия. Участники публичных мероприятий не вправе: скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности; иметь при себе оружие или похожие на него предметы, взрывчатые и легковоспламеняющиеся вещества; иметь при себе и (или) распивать алкогольные напитки; находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения; время окончания публичного мероприятия изменяется с 23 часов на 22 часа по местному времени. Статьей 149 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за действия в отношении законно проводимого мероприятия: незаконное воспрепятствование в любой форме проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования (например, выдвижение формально правомерных, однако содержательно необоснованных требований к организаторам публичного мероприятия, неправомерное приостановление или прекращение публичного мероприятия); незаконное воспрепятствование в любой форме участию в них; незаконное принуждение в любой форме к участию в них. Уголовно наказуемый характер этим действиям придает либо специальный субъект, их совершающий (должностное лицо, использующее при этом свое служебное положение), либо особый способ совершения преступления (с применением насилия или с угрозой его применения). Насилие, повлекшее причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, квалифицируется дополнительно по ст. ст. 111 - 112 УК РФ. За совершение указанных действий УК РФ предусмотрена уголовная ответственность в виде штрафа в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.