Прокурор разъясняет - Прокуратура Брянской области
Прокурор разъясняет
- 24 июля 2020, 09:03
В магазинах нередки ситуации, когда на кассе покупатель узнает, что товар, взятый в торговом зале магазина, реализуется по другой цене (как правило, выше), чем указано в ценнике. Данный факт является наиболее распространенным нарушением, с которым сталкивается потребитель. Зачастую потребитель не может отстоять свои права при такой ситуации, так как кассиры ссылаются на то, что поступила очередная партия товара, цена на него уже другая, и сотрудники просто не успели заменить ценники в торговом зале, а в компьютер цена закладывается при поступлении. Поэтому так и получается, на ценнике цена одна, а в кассе уже другая.
Вместе с тем потребитель вправе требовать продать товар именно по той цене, которая указана в ценнике.
Исходя из ст. 10 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей», п. 11 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55, следует, что продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителя необходимую и достоверную информацию о товаре (в том числе о его цене), обеспечивающую возможность его правильного выбора.
Цена за вес или единицу реализуемого товара должна быть указана на ценнике.
В свою очередь, ценник – это публичная офера, т.е. официально сделанное коммерческое предложение с указанием подробных параметров потенциальной сделки, следовательно, продавец обязан продать покупателю товар по цене, которая указана в оферте. Если же покупка уже оплачена, то продавец должен вернуть покупателю разницу в цене между чеком и ценником.
Таким образом, если на кассе пробили товар по иной цене, чем указано в ценнике, то покупателю необходимо обратиться к администратору магазина, сообщив ему о сложившейся ситуации, и потребовать продажу товара по цене, указанной в ценнике.
В случае игнорирования данной просьбы необходимо попросить книгу отзывов и предложений, где указать о произошедшей ситуации, отразив дату, время, наименование товара, суммы на ценнике и по чеку, контактные данные. Ответ покупателю должен быть отправлен не позднее пяти дней на тот адрес, который указан в качестве контактного.
Если есть возможность, сфотографируйте ценник в качестве доказательства, хотя бы с мобильного телефона. Можно сфотографировать вместе ценник и чек. Желательно, чтобы на снимках отображались также дата и время. Когда же фотоаппарата или телефона нет под рукой, помочь могут свидетели происходящего. Нужно только взять у них контактные данные.
В случае неразрешения спорной ситуации необходимо обратиться с письменным заявлением в территориальный орган Роспотребнадзора, приложив имеющие документы (ответ магазина (при наличии), фотографии ценника и чека).
И. о. старшего помощника
прокурора области Т. А. Молтенская
Прокуратура Брянской области
24 июля 2020, 09:03
Цена товара на ценнике не соответствует чеку. Что делать?
В магазинах нередки ситуации, когда на кассе покупатель узнает, что товар, взятый в торговом зале магазина, реализуется по другой цене (как правило, выше), чем указано в ценнике. Данный факт является наиболее распространенным нарушением, с которым сталкивается потребитель. Зачастую потребитель не может отстоять свои права при такой ситуации, так как кассиры ссылаются на то, что поступила очередная партия товара, цена на него уже другая, и сотрудники просто не успели заменить ценники в торговом зале, а в компьютер цена закладывается при поступлении. Поэтому так и получается, на ценнике цена одна, а в кассе уже другая.
Вместе с тем потребитель вправе требовать продать товар именно по той цене, которая указана в ценнике.
Исходя из ст. 10 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей», п. 11 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55, следует, что продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителя необходимую и достоверную информацию о товаре (в том числе о его цене), обеспечивающую возможность его правильного выбора.
Цена за вес или единицу реализуемого товара должна быть указана на ценнике.
В свою очередь, ценник – это публичная офера, т.е. официально сделанное коммерческое предложение с указанием подробных параметров потенциальной сделки, следовательно, продавец обязан продать покупателю товар по цене, которая указана в оферте. Если же покупка уже оплачена, то продавец должен вернуть покупателю разницу в цене между чеком и ценником.
Таким образом, если на кассе пробили товар по иной цене, чем указано в ценнике, то покупателю необходимо обратиться к администратору магазина, сообщив ему о сложившейся ситуации, и потребовать продажу товара по цене, указанной в ценнике.
В случае игнорирования данной просьбы необходимо попросить книгу отзывов и предложений, где указать о произошедшей ситуации, отразив дату, время, наименование товара, суммы на ценнике и по чеку, контактные данные. Ответ покупателю должен быть отправлен не позднее пяти дней на тот адрес, который указан в качестве контактного.
Если есть возможность, сфотографируйте ценник в качестве доказательства, хотя бы с мобильного телефона. Можно сфотографировать вместе ценник и чек. Желательно, чтобы на снимках отображались также дата и время. Когда же фотоаппарата или телефона нет под рукой, помочь могут свидетели происходящего. Нужно только взять у них контактные данные.
В случае неразрешения спорной ситуации необходимо обратиться с письменным заявлением в территориальный орган Роспотребнадзора, приложив имеющие документы (ответ магазина (при наличии), фотографии ценника и чека).
И. о. старшего помощника
прокурора области Т. А. Молтенская
Все права защищены