Антикоррупционная экспертиза

  • 1 марта 2019, 17:14
Практика реализации полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в органах прокуратуры области за 2015 год
  Текст

Прокуратурой области проанализирована практика реализации полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы  нормативных правовых актов  в органах прокуратуры области за   2015 год.

В 2015 году органами прокуратуры изучено на предмет коррупциогенности 6275 (2014- 5744) нормативных правовых актов, в 706           (2014-609) выявлены коррупциогенные факторы, на которые принесено 623 (2014-567) протеста, внесено 65  (2014-33) требований,  направлено 11 представлений (2014-6) и 1 информация (2014-1).  В результате прокурорского вмешательства коррупциогенные факторы исключены из 648 (2014-564) нормативных правовых актов, остальные меры реагирования  находятся на рассмотрении. В суд направлено 15 (2014-5) заявлений, которые рассмотрены и удовлетворены.

большинство коррупциогенных факторов выявлено в нормативных правовых актах, принятых в сфере регулирования прав, свобод и обязанностей человека и гражданина

Среди коррупциогенных факторов, предусмотренных Методикой  проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 N 96 (далее- Методика), наиболее часто встречаются  факторы, связанные с реализацией полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, такие как широта дискреционных полномочий, определение компетенции по формуле «вправе», наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, выборочное изменение объема прав и принятие нормативного правового акта сверх компетенции.

Особое внимание  уделялось мониторингу  правоприменения нормативных правовых актов в социально значимых сферах.

Прокуратурой области в ходе проведенной антикоррупционной экспертизы постановления Губернатора Владимирской области от 05.10.2006 № 675 «О порядке обеспечения  инвалидов средствами, необходимыми им для социальной адаптации», установлено наличие в нем коррупциогенных факторов. Данный  правовой акт определяет  обеспечение инвалидов средствами, необходимыми им для социальной адаптации, не включенных в перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Предусматривается, что   инвалиды обеспечиваются такими средствами на основании их обращений (п. 4). Вместе с тем, сроки рассмотрения соответствующих заявлений граждан, основания и порядок принятия решения об обеспечении необходимыми средствами или об отказе в их предоставлении  в постановлении не определены, что является коррупциогенным фактором (неполнота административных процедур), предусмотренным  пп. «ж» п. 3 Методики.

При этом на основании  п. 4 Порядка соответствующее заявление подается инвалидом непосредственно в департамент  социальной защиты администрации области. Однако приказами Департамента от 21.02.2011 №81 и от 11.02.2015 №49, изданными во исполнение указанного Постановления, установлен иной порядок подачи заявлений – через комплексные центры  социального обслуживания населения, которые осуществляют их соответствующий учет.

Таким образом, существовала нормативная коллизия – противоречия между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае, что является коррупциогенным фактором, предусмотренным пп. «и» п. 3 Методики.

В целях исключения выявленных коррупциогенных факторов прокурором области 14.09.2015 Губернатору области направлена информация, которая рассмотрена и удовлетворена.

09.12.2015 Суздальским межрайонным прокурором принесен протест на постановление главы Суздальского района от 01.12.2015 № 1711 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство», поскольку в  нем в нарушение  ч. 20 ст. 51 ГрК РФ  установлено требование  о предоставлении одновременно с заявлением о продлении срока действия разрешения на строительство избыточного числа  документов: ранее выданного разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства и  правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором осуществляется строительство объекта.

Выявленное нарушение в силу требований  п.п. «а» п. 4 Методики   является коррупциогенным фактором –наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права.

Акт реагирования удовлетворен.

Антикоррупционная экспертиза региональных и муниципальных нормативных правовых актов проводится прокурорами на системной основе.