Антикоррупционная экспертиза - Прокуратура Владимирской области
Антикоррупционная экспертиза
- 1 марта 2019, 17:14
Прокуратурой области проанализирована практика реализации полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в органах прокуратуры области за 2015 год.
В 2015 году органами прокуратуры изучено на предмет коррупциогенности 6275 (2014- 5744) нормативных правовых актов, в 706 (2014-609) выявлены коррупциогенные факторы, на которые принесено 623 (2014-567) протеста, внесено 65 (2014-33) требований, направлено 11 представлений (2014-6) и 1 информация (2014-1). В результате прокурорского вмешательства коррупциогенные факторы исключены из 648 (2014-564) нормативных правовых актов, остальные меры реагирования находятся на рассмотрении. В суд направлено 15 (2014-5) заявлений, которые рассмотрены и удовлетворены.
большинство коррупциогенных факторов выявлено в нормативных правовых актах, принятых в сфере регулирования прав, свобод и обязанностей человека и гражданина
Среди коррупциогенных факторов, предусмотренных Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 N 96 (далее- Методика), наиболее часто встречаются факторы, связанные с реализацией полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, такие как широта дискреционных полномочий, определение компетенции по формуле «вправе», наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, выборочное изменение объема прав и принятие нормативного правового акта сверх компетенции.
Особое внимание уделялось мониторингу правоприменения нормативных правовых актов в социально значимых сферах.
Прокуратурой области в ходе проведенной антикоррупционной экспертизы постановления Губернатора Владимирской области от 05.10.2006 № 675 «О порядке обеспечения инвалидов средствами, необходимыми им для социальной адаптации», установлено наличие в нем коррупциогенных факторов. Данный правовой акт определяет обеспечение инвалидов средствами, необходимыми им для социальной адаптации, не включенных в перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Предусматривается, что инвалиды обеспечиваются такими средствами на основании их обращений (п. 4). Вместе с тем, сроки рассмотрения соответствующих заявлений граждан, основания и порядок принятия решения об обеспечении необходимыми средствами или об отказе в их предоставлении в постановлении не определены, что является коррупциогенным фактором (неполнота административных процедур), предусмотренным пп. «ж» п. 3 Методики.
При этом на основании п. 4 Порядка соответствующее заявление подается инвалидом непосредственно в департамент социальной защиты администрации области. Однако приказами Департамента от 21.02.2011 №81 и от 11.02.2015 №49, изданными во исполнение указанного Постановления, установлен иной порядок подачи заявлений – через комплексные центры социального обслуживания населения, которые осуществляют их соответствующий учет.
Таким образом, существовала нормативная коллизия – противоречия между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае, что является коррупциогенным фактором, предусмотренным пп. «и» п. 3 Методики.
В целях исключения выявленных коррупциогенных факторов прокурором области 14.09.2015 Губернатору области направлена информация, которая рассмотрена и удовлетворена.
09.12.2015 Суздальским межрайонным прокурором принесен протест на постановление главы Суздальского района от 01.12.2015 № 1711 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство», поскольку в нем в нарушение ч. 20 ст. 51 ГрК РФ установлено требование о предоставлении одновременно с заявлением о продлении срока действия разрешения на строительство избыточного числа документов: ранее выданного разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства и правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором осуществляется строительство объекта.
Выявленное нарушение в силу требований п.п. «а» п. 4 Методики является коррупциогенным фактором –наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права.
Акт реагирования удовлетворен.
Антикоррупционная экспертиза региональных и муниципальных нормативных правовых актов проводится прокурорами на системной основе.
Прокуратура Владимирской области
1 марта 2019, 17:14
Практика реализации полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в органах прокуратуры области за 2015 год
Прокуратурой области проанализирована практика реализации полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в органах прокуратуры области за 2015 год.
В 2015 году органами прокуратуры изучено на предмет коррупциогенности 6275 (2014- 5744) нормативных правовых актов, в 706 (2014-609) выявлены коррупциогенные факторы, на которые принесено 623 (2014-567) протеста, внесено 65 (2014-33) требований, направлено 11 представлений (2014-6) и 1 информация (2014-1). В результате прокурорского вмешательства коррупциогенные факторы исключены из 648 (2014-564) нормативных правовых актов, остальные меры реагирования находятся на рассмотрении. В суд направлено 15 (2014-5) заявлений, которые рассмотрены и удовлетворены.
большинство коррупциогенных факторов выявлено в нормативных правовых актах, принятых в сфере регулирования прав, свобод и обязанностей человека и гражданина
Среди коррупциогенных факторов, предусмотренных Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 N 96 (далее- Методика), наиболее часто встречаются факторы, связанные с реализацией полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, такие как широта дискреционных полномочий, определение компетенции по формуле «вправе», наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, выборочное изменение объема прав и принятие нормативного правового акта сверх компетенции.
Особое внимание уделялось мониторингу правоприменения нормативных правовых актов в социально значимых сферах.
Прокуратурой области в ходе проведенной антикоррупционной экспертизы постановления Губернатора Владимирской области от 05.10.2006 № 675 «О порядке обеспечения инвалидов средствами, необходимыми им для социальной адаптации», установлено наличие в нем коррупциогенных факторов. Данный правовой акт определяет обеспечение инвалидов средствами, необходимыми им для социальной адаптации, не включенных в перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Предусматривается, что инвалиды обеспечиваются такими средствами на основании их обращений (п. 4). Вместе с тем, сроки рассмотрения соответствующих заявлений граждан, основания и порядок принятия решения об обеспечении необходимыми средствами или об отказе в их предоставлении в постановлении не определены, что является коррупциогенным фактором (неполнота административных процедур), предусмотренным пп. «ж» п. 3 Методики.
При этом на основании п. 4 Порядка соответствующее заявление подается инвалидом непосредственно в департамент социальной защиты администрации области. Однако приказами Департамента от 21.02.2011 №81 и от 11.02.2015 №49, изданными во исполнение указанного Постановления, установлен иной порядок подачи заявлений – через комплексные центры социального обслуживания населения, которые осуществляют их соответствующий учет.
Таким образом, существовала нормативная коллизия – противоречия между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае, что является коррупциогенным фактором, предусмотренным пп. «и» п. 3 Методики.
В целях исключения выявленных коррупциогенных факторов прокурором области 14.09.2015 Губернатору области направлена информация, которая рассмотрена и удовлетворена.
09.12.2015 Суздальским межрайонным прокурором принесен протест на постановление главы Суздальского района от 01.12.2015 № 1711 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство», поскольку в нем в нарушение ч. 20 ст. 51 ГрК РФ установлено требование о предоставлении одновременно с заявлением о продлении срока действия разрешения на строительство избыточного числа документов: ранее выданного разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства и правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором осуществляется строительство объекта.
Выявленное нарушение в силу требований п.п. «а» п. 4 Методики является коррупциогенным фактором –наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права.
Акт реагирования удовлетворен.
Антикоррупционная экспертиза региональных и муниципальных нормативных правовых актов проводится прокурорами на системной основе.
Все права защищены
Телефон: +7 (4922) 32-55-53
Телефон: +7 (4922) 40-14-52