Прокурор разъясняет - Прокуратура Вологодской области
Прокурор разъясняет
- 30 марта 2010, 14:30
Разъяснение прокурора: необходимо отметить, что употреблять словосочетание «домашний арест» для обозначения вида уголовного наказания некорректно, поскольку в Российском законодательстве под домашним арестом понимается мера пресечения, избираемая гражданину на период следствия (дознания), судебного рассмотрения его уголовного дела, а также для обеспечения исполнения приговора. Правильным названием наказания, которое обывателями именуется «домашним арестом», является ограничение свободы.
Порядок и особенности исполнения этого вида наказания установлены Федеральным законом от 27.12.2009 № 377-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы».
Согласно Федеральному закону ограничение свободы – это вид наказания, который заключается в установлении судом осужденному ряда ограничений: не уходить из дома (квартиры, иного жилища) в определенное время суток, не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования, не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях, не изменять место жительства или пребывания (понятие и основные виды мест пребывания определены Федеральным законом от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»), место работы и (или) учебы без согласия уголовно-исполнительной инспекции. Из перечисленных ограничения на изменение места жительства или пребывания без согласия инспекции, а также на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования являются обязательными. Остальные ограничения устанавливаются по усмотрению суда. Кроме того, суд возлагает на осужденного обязанность являться в уголовно-исполнительную инспекцию от одного до четырех раз в месяц для регистрации.
Необходимо иметь ввиду, что распространенное среди населения мнение о том, что с принятием указанного Федерального закона опасные преступники не будут заключаться под стражу и направляться в места лишения свободы является ошибочным, поскольку ограничение свободы может быть назначено лишь в прямо предусмотренных Законом случаях и только лицам, совершившим преступления, не представляющие значительной общественной опасности: наказание может быть назначено на срок от двух месяцев до четырех лет в качестве основного вида наказания за преступления небольшой тяжести и преступления средней тяжести, а также на срок от шести месяцев до двух лет в качестве дополнительного вида наказания к лишению свободы в случаях, предусмотренных статьями особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации.
По некоторым оценкам, ежегодно в России планируется исполнять приговоры к ограничению свободы в отношении 100 тысяч осужденных.
В целях осуществления контроля за их поведением Закон предусматривает возможность использования аудиовизуальных, электронных и иных технических средств, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.
В настоящее время такой перечень Правительством не утвержден, однако, в качестве основного технического средства контроля за осужденными руководством Минюста и ФСИН России рассматриваются так называемые электронные браслеты. Их работа основана на передаче сигналов через систему GPS-Глонасс на специальные дисплеи, где отражается местонахождение осужденного с точностью до нескольких метров.
В связи с высокой стоимостью и ненадежностью иностранных электронных браслетов производство их аналогов планируется наладить в России.
До издания постановления Правительства об утверждении перечня технических средств контроля, введения в действие специальной инструкции о порядке применения Федерального закона уголовно-исполнительными инспекциями и запуска производства браслетов работа по контролю за осужденными к ограничению свободы будет осуществляться сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций путем непосредственных выходов на места жительства и работы осужденных, истребованием сведений об их поведении из органов внутренних дел и иных источников.
На сегодняшний день в Вологодской области осужденных к ограничению свободы нет, браслетов или других технических средств контроля за осужденными в территориальный орган ФСИН не поступало, однако, сотрудники инспекций готовы к исполнению данного вида наказания.
Прокуратура Вологодской области
30 марта 2010, 14:30
В чем заключается наказание в виде домашнего ареста, и каким образом оно исполняется на территории Вологодской области?
Разъяснение прокурора: необходимо отметить, что употреблять словосочетание «домашний арест» для обозначения вида уголовного наказания некорректно, поскольку в Российском законодательстве под домашним арестом понимается мера пресечения, избираемая гражданину на период следствия (дознания), судебного рассмотрения его уголовного дела, а также для обеспечения исполнения приговора. Правильным названием наказания, которое обывателями именуется «домашним арестом», является ограничение свободы.
Порядок и особенности исполнения этого вида наказания установлены Федеральным законом от 27.12.2009 № 377-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы».
Согласно Федеральному закону ограничение свободы – это вид наказания, который заключается в установлении судом осужденному ряда ограничений: не уходить из дома (квартиры, иного жилища) в определенное время суток, не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования, не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях, не изменять место жительства или пребывания (понятие и основные виды мест пребывания определены Федеральным законом от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»), место работы и (или) учебы без согласия уголовно-исполнительной инспекции. Из перечисленных ограничения на изменение места жительства или пребывания без согласия инспекции, а также на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования являются обязательными. Остальные ограничения устанавливаются по усмотрению суда. Кроме того, суд возлагает на осужденного обязанность являться в уголовно-исполнительную инспекцию от одного до четырех раз в месяц для регистрации.
Необходимо иметь ввиду, что распространенное среди населения мнение о том, что с принятием указанного Федерального закона опасные преступники не будут заключаться под стражу и направляться в места лишения свободы является ошибочным, поскольку ограничение свободы может быть назначено лишь в прямо предусмотренных Законом случаях и только лицам, совершившим преступления, не представляющие значительной общественной опасности: наказание может быть назначено на срок от двух месяцев до четырех лет в качестве основного вида наказания за преступления небольшой тяжести и преступления средней тяжести, а также на срок от шести месяцев до двух лет в качестве дополнительного вида наказания к лишению свободы в случаях, предусмотренных статьями особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации.
По некоторым оценкам, ежегодно в России планируется исполнять приговоры к ограничению свободы в отношении 100 тысяч осужденных.
В целях осуществления контроля за их поведением Закон предусматривает возможность использования аудиовизуальных, электронных и иных технических средств, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.
В настоящее время такой перечень Правительством не утвержден, однако, в качестве основного технического средства контроля за осужденными руководством Минюста и ФСИН России рассматриваются так называемые электронные браслеты. Их работа основана на передаче сигналов через систему GPS-Глонасс на специальные дисплеи, где отражается местонахождение осужденного с точностью до нескольких метров.
В связи с высокой стоимостью и ненадежностью иностранных электронных браслетов производство их аналогов планируется наладить в России.
До издания постановления Правительства об утверждении перечня технических средств контроля, введения в действие специальной инструкции о порядке применения Федерального закона уголовно-исполнительными инспекциями и запуска производства браслетов работа по контролю за осужденными к ограничению свободы будет осуществляться сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций путем непосредственных выходов на места жительства и работы осужденных, истребованием сведений об их поведении из органов внутренних дел и иных источников.
На сегодняшний день в Вологодской области осужденных к ограничению свободы нет, браслетов или других технических средств контроля за осужденными в территориальный орган ФСИН не поступало, однако, сотрудники инспекций готовы к исполнению данного вида наказания.
Все права защищены