Ветераны Великой Отечественной войны - участники войны - Прокуратура Воронежской области
Ветераны Великой Отечественной войны - участники войны
«В конце мая 1942 г. я был зачислен в авиационное училище. Не верилось, что сбылась моя заветная мечта - я стану летчиком. Но мечте не суждено было сбыться. В начале августа после подъема нас в полном обмундировании построили на плацу, вынесли боевое знамя и начальник училища зачитал приказ: в связи с тем, что фашистские войска стремительно прорываются к Сталинграду, нам необходимо прервать учебу и направиться на фронт.
Мы прибыли на станцию Привольск Саратовской области, где влились в состав дивизии, сформированной из курсантов других военных училищ, и нас отправили на Сталинградский фронт. Путь лежал через город Татищево, там жила моя мама и родители еще трех моих однополчан. Но проститься с родителями нас не отпустили. Они же каким-то образом сумели узнать о том, что мы идем через город, отправились вдогонку за нами, проделали путь в 80 километров и наша встреча все-таки состоялась. Невеселой она была: все мы знали, какие тяжелые бои идут за Сталинград. Доведется ли нам еще увидеться?..
К месту назначения шли и днем и ночью, иногда засыпая на ходу. За два километра до передовой остановились на привал. Но вскоре подъехал танк с приказом командующего Сталинградским фронтом генерала армии А.И.Еременко о немедленном следовании на передовые позиции. Ночь прошла спокойно, а с утра начался сущий ад: приходилось отбивать по несколько атак в день, переходить в контрнаступление, сходиться с фашистами в рукопашной схватке. И все это под сильнейшим артиллерийским и минометны могнем, обстрелом с воздуха. Немецких самолетов было такое множество, что они закрывали солнце. Бомбы ложились одна к другой. Когда немцы наконец улетали, не верилось, что мы сумели остаться в живых.
Особенно запомнился день 27 октября 1942 года. Немцы с большими потерями сумели вклиниться в линию нашей обороны. Мы их выбили, но при этом попали под ураганный минометный огонь. Многие мои товарищи не вышли из боя. Получил множественные ранения и я…
До 18-летия оставалось девять дней, но день рождения суждено было встретить на больничной койке. Потом одиннадцать месяцев меня переводили из госпиталя в госпиталь. Я побывал: на станции Николаевка, в городах Камышин, Пенза, Бузулук… Перенес восемь операций. Девятую мне сделали в 1952 году, когда я учился на последнем курсе Харьковского юридического института.
Но это уже было после войны, а тогда, в 43-м, выписался я из госпиталя и приехал к маме. Радость была необычайной: ведь дома мы встретились с братом Владимиром. Он воевал на Курской Дуге, был ранен и из госпиталя прибыл в отпуск домой. Брат рассказал, что искал меня, но на его запрос ответили: погиб под Сталинградом. Вот такой неожиданной и радостной получилась наша встреча. И не знали мы с ним тогда, что видимся в последний раз: в 1944-м он погибнет под Тернополем.
Потом была учеба в Ульяновском училище, в Харьковском юридическом, прокурорская работа. Длинной была жизнь. Но оглядываясь назад, я с гордостью вспоминаю бои за Сталинград, одержанную там победу, переломившую ход Великой Отечественной войны. И я - участник той битвы. Я. Е. Дубов».
Яков Ефимович Дубов умер 31 августа 2009 года.