Нормативные акты - Прокуратура Воронежской области
Документы
- 1 марта 2019
ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРОКУРАТУРА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
У К А З А Н И Е
04 июня 2018 года
N 123/7
Воронеж
О совершенствовании работы прокуратуры Воронежской области при осуществлении надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере
В целях обеспечения надлежащего надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере и во исполнение требований приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 03.03.2017 N 140 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере», руководствуясь ст. 18 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,
О Б Я З Ы В А Ю:
1. Заместителей прокурора области, старших помощников и помощников прокурора области, начальников управлений и отделов, городских, районных, межрайонных прокуроров, прокуроров специализированных прокуратур в пределах компетенции организовать системный надзор за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере с целью выявления и фактического устранения нарушений закона, восстановления нарушенных прав граждан, интересов общества и государства, возмещения причиненного ущерба и привлечения виновных лиц к ответственности.
2. Городских, районных и межрайонных прокуроров, прокуроров специализированных прокуратур:
2.1. Обеспечить проведение проверок исполнения законодательства органами местного самоуправления, учреждениями и предприятиями, управляющими, ресурсоснабжающими и сетевыми организациями.
Особое внимание уделять вопросам соблюдения жилищных прав граждан, в том числе при переселении из аварийного жилья, оказании услуг по управлению жилищным фондом; обеспечения надлежащей подготовки и бесперебойного прохождения отопительного периода; своевременного и качественного проведения капитального ремонта многоквартирных домов; целевого расходования организациями коммунального комплекса финансовых ресурсов; обеспечения законности в сфере тарифного регулирования.
На регулярной основе проверять исполнение органами местного самоуправления, управляющими, ресурсоснабжающими и сетевыми организациями законодательства о раскрытии информации, в том числе Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», а также законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности.
2.2. Обеспечить систематическое поступление в прокуратуру актуальных сведений о состоянии законности в сфере жилищно-коммунального хозяйства на поднадзорной территории, активно используя для этого данные из открытых источников, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В целях своевременного предупреждения, выявления и пресечения нарушений в жилищно-коммунальной сфере взаимодействовать с органами местного самоуправления, контролирующими органами, общественными объединениями и организациями, осуществляющими деятельность на указанном направлении.
2.3. Принимать исчерпывающие меры к всесторонней и объективной проверке информации о нарушениях в жилищно-коммунальной сфере. В необходимых случаях в установленном порядке требовать выделения специалистов для выяснения возникающих вопросов, запрашивать дополнительные документы и материалы.
2.4. Активно информировать население о результатах надзорной деятельности в жилищно-коммунальной сфере на сайте прокуратуры области и в средствах массовой информации.
2.5. При проведении проверок исполнения законов в жилищно-коммунальной сфере органами местного самоуправления:
2.5.1. Оценивать полноту реализации ими полномочий по организации электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, поддержанию объектов муниципальной инфраструктуры и жилищного фонда в надлежащем состоянии, своевременной и качественной подготовке указанных объектов к отопительному периоду.
2.5.2. Проверять принимаемые нормативные правовые акты в сфере жилищно-коммунального хозяйства на предмет их соответствия действующему законодательству, проводить антикоррупционную экспертизу проектов нормативных правовых актов, исключить факты их принятия с превышением установленной компетенции. Мерами прокурорского реагирования добиваться отмены незаконных правовых актов.
2.5.3. Давать комплексную оценку полноте и эффективности реализации органами местного самоуправления полномочий по муниципальному жилищному контролю.
2.5.4. Проверять исполнение органами местного самоуправления федерального законодательства при распоряжении объектами электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также объектами размещения коммунальных отходов.
При выявлении нарушений порядка распоряжения муниципальным и государственным имуществом принимать меры по признанию недействительными сделок, заключенных с нарушением законодательства, истребованию имущества из чужого незаконного владения.
Давать оценку полноте осуществления органами местного самоуправления полномочий по своевременному контролю за поступлением арендных платежей и выполнением условий концессионных соглашений.
Мерами прокурорского реагирования понуждать органы местного самоуправления к оформлению бесхозяйных объектов, постановке их на кадастровый учет, оформлению права собственности.
2.5.5. Оценивать полноту реализации полномочий по утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры и инвестиционных программ для организаций коммунального комплекса, разработке и утверждению схем тепло- и водоснабжения поселений.
2.5.6. Обеспечить надзор за исполнением бюджетного законодательства при реализации целевых программ в жилищно-коммунальной сфере, финансируемых из всех уровней бюджетов.
Ежеквартально проверять законность расходования денежных средств, предусмотренных указанными программами, достижение целевых индикаторов и плановых показателей данных программ, оценивать достаточность запланированных мероприятий для достижения намеченных целей.
Проверять соблюдение требований законодательства при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд в жилищно-коммунальной сфере.
2.5.7. Обращать внимание на своевременность и законность проведения открытых конкурсов по отбору управляющих организаций.
2.5.8. Проверять исполнение закона при установлении размера платы за текущий ремонт и содержание общедомового имущества по договорам социального найма, а также для граждан, не выбравших способ управления.
2.5.9. Обеспечивать надзор за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о капитальном ремонте многоквартирных домов. Уделять особое внимание вопросам участия органов местного самоуправления в процессе формирования региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов на территории области.
2.6. При проведении проверок исполнения законов в жилищно-коммунальной сфере ресурсоснабжающими и сетевыми организациями:
2.6.1. Проверять полноту финансирования и фактическое выполнение ремонтных работ и иных мероприятий, предусмотренных производственными и инвестиционными программами.
С привлечением компетентных специалистов контролирующих органов устанавливать соответствие объектов коммунальной инфраструктуры техническим нормам и правилам, оценивать своевременность и достаточность принимаемых мер по поддержанию и приведению изношенного (аварийного) оборудования в технически исправное состояние.
2.6.2. Проверять соблюдение требований законодательства о закупках при заключении и выполнении контрактов на осуществление ремонтных, строительных и иных работ, предусмотренных производственной и инвестиционной программами, устанавливать их фактическое выполнение.
2.6.3. Давать оценку целевому расходованию средств, предусмотренных на выполнение работ по модернизации и ремонту объектов жилищно-коммунального хозяйства и повышению энергетической эффективности.
При выявлении фактов нецелевого расходования ресурсоснабжающими организациями финансовых ресурсов, присвоения или растраты денежных средств, заключения фиктивных сделок или соглашений с аффилированными (взаимозависимыми) юридическими лицами принимать исчерпывающие меры, направленные на недопущение преднамеренного банкротства организаций, устранение выявленных нарушений закона и привлечение виновных лиц к установленной законом ответственности.
2.6.4. Выявлять факты заключения договоров займа с физическими (в том числе работниками) и юридическими лицами, а также перечисления денежных средств на счета иностранных банков и организаций, фирм «однодневок», осуществления других «сомнительных» операций, оценивать их законность, а также правомерность перечисления денежных средств по указанным договорам.
2.6.5. Проверять соблюдение ресурсоснабжающими организациями требований закона о предоставлении отчетов о выполнении мероприятий производственных и инвестиционных программ в орган регулирования, стандартов раскрытия информации о регулируемых видах деятельности, в том числе с учетом положений Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».
2.6.6. Обеспечить соблюдение законодательства о промышленной безопасности при эксплуатации ресурсоснабжающими организациями опасных производственных объектов.
2.6.7. При проведении проверок исполнения законодательства об электроэнергетике в деятельности сетевых организаций уделять особое внимание вопросам соблюдения порядка и сроков технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям, пресекать факты незаконной выдачи технических условий на подключение к электрическим сетям в отсутствие свободной мощности.
Оценивать полноту мер, принимаемых сетевыми организациями в части содержания и ремонта объектов электросетевого хозяйства, модернизации центров питания, своевременного выполнения иных мероприятий, направленных на развитие свободной мощности трансформаторных подстанций, обеспечение надежной и безопасной работы электросетевого оборудования.
2.7. При проведении проверок исполнения законов в жилищно-коммунальной сфере в организациях, осуществляющих управление, техническое обслуживание и капитальный ремонт жилого фонда:
2.7.1. Обеспечить систематическое поступление в прокуратуру актуальной информации о количестве, структуре и техническом состоянии жилого фонда, управляющих и обслуживающих организациях, осуществляющих деятельность на поднадзорной территории.
2.7.2. В каждом случае устанавливать наличие правовых оснований для осуществления организациями лицензируемой деятельности по управлению многоквартирными домами, проверять достоверность заявлений и документов, на основании которых выданы соответствующие лицензии.
Оценивать законность договоров управления, соответствие их содержания индивидуальным характеристикам и техническому состоянию домов.
2.7.3. Проверять соблюдение требований закона при установлении, расчете и начислении собственникам помещений платы за жилищно-коммунальные услуги и капитальный ремонт, в том числе с учетом нормативов потребления коммунальных услуг, предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, а также минимального размера взноса на капитальный ремонт.
Мерами прокурорского реагирования исключать факты начисления платы за капитальный ремонт собственникам помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу.
Оценивать своевременность и правильность проведения корректировок и перерасчетов платы за жилищно-коммунальные услуги, устанавливать объемы средств, подлежащих уплате в управляющую организацию, фактически собранных за оказанные услуги, а также перечисленных в ресурсоснабжающие организации.
2.7.4. При установлении фактов неосуществления в установленных случаях перерасчета за коммунальные услуги, а также незаконного расходования денежных средств, собранных с собственников помещений в многоквартирных домах, мерами прокурорского реагирования добиваться фактического устранения выявленных нарушений и восстановления прав граждан.
Используя средства судебной защиты понуждать управляющие организации к возвращению собственникам (в необходимых случаях на лицевой счет дома) денежных средств.
2.7.5. Проверять наличие заключенных в письменном виде договоров с ресурсоснабжающими организациями, правильность, своевременность и полноту расчетов за потребленные коммунальные услуги.
По каждому факту наличия задолженности за потребленные ресурсы мерами прокурорского реагирования добиваться ее погашения, устранения причин, способствующих ее образованию.
2.7.6. Давать оценку качеству оказания коммунальных услуг и полноте выполнения функций по управлению многоквартирными домами, организации аварийно-диспетчерского обслуживания жилого фонда.
Проверять соблюдение требований закона в части проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, полноты и своевременности предоставления отчетности о результатах данного мониторинга.
2.7.7. Уделять особое внимание соблюдению управляющими организациями законодательства о капитальном ремонте многоквартирных домов, в том числе при реализации способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирных домов на специальном счете.
При проведении капитального ремонта многоквартирных домов оценивать своевременность, качество и полноту выполнения работ.
Мерами прокурорского реагирования пресекать факты расходования денежных средств фондов капитального ремонта на цели, не предусмотренные жилищным законодательством.
В каждом случае давать принципиальную оценку законности выбора подрядных организаций для проведения капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на поднадзорной территории.
2.7.8. Проверять наличие заключенных со специализированными организациями договоров на техническое обслуживание и ремонт лифтов, общедомового и внутриквартирного газового оборудования, их надлежащее исполнение.
2.7.9. Оценивать полноту мер, принимаемых к оснащению многоквартирных домов приборами учета потребления коммунальных услуг, применению энергосберегающих технологий, разработке и реализации планов (программ) повышения энергетической эффективности.
2.8. При осуществлении надзора за исполнением законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) на коммунальные услуги:
2.8.1. Проверять исполнение законодательства о ценообразовании на коммунальные услуги в деятельности всех организаций коммунального комплекса, расположенных на поднадзорной территории.
Обеспечить наличие в прокуратуре актуальной систематизированной информации о ресурсоснабжающих организациях, оказывающих коммунальные услуги, в том числе: об учредителях организаций, структуре их активов, осуществляемых видах деятельности, размере оборотных средств, имуществе, используемом в производственной деятельности, установленных тарифах, динамике их изменения, утвержденных производственных и инвестиционных программах, а также объемах бюджетных средств, предоставленных на компенсацию гражданам части платы за коммунальные услуги.
2.8.2. Систематически проверять экономическую обоснованность тарифов на коммунальные услуги, в каждом случае оценивать законность включения затрат предприятий в тарифы, правильность и обоснованность формирования размера необходимой валовой выручки организаций коммунального комплекса.
Давать оценку достоверности представленных регулируемыми организациями сведений и документов в Управление по государственному регулированию тарифов Воронежской области.
2.8.3. Мерами прокурорского реагирования исключить факты искусственного увеличения затрат предприятий путем заключения договоров аренды, поставки, оказания услуг и выполнения работ с аффилированными (взаимозависимыми) лицами по завышенным ценам.
При наличии афиллированности контрагентов давать оценку соблюдению антимонопольного законодательства, информацию о выявленных нарушениях своевременно направлять для проведения проверки в УФАС России по Воронежской области.
2.8.4. Давать правовую оценку соблюдению субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, транспортировки и очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами, требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
2.8.5. На постоянной основе проверять выполнение производственных и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, полноту выполненных работ, включенных в тариф, их фактическую стоимость. Устанавливать причины их невыполнения, связаны ли они с расходами предприятия на цели, не относящиеся к производственной деятельности, и незаконным выводом денежных средств.
2.8.6. При выявлении фактов необоснованного получения предприятиями экономии денежных средств, а также включения в необходимую валовую выручку расходов, не связанных с производством и реализацией коммунальных услуг, материалы проверки и проект информации в Управление по государственному регулированию тарифов Воронежской области для согласования направлять в управление по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры области.
Обеспечить надлежащий контроль за рассмотрением информаций о выявленных нарушениях закона в указанной сфере. Давать принципиальную оценку фактам отказов органа регулирования в исключении экономически необоснованных расходов и доходов организаций коммунального комплекса.
2.8.7. Оценивать законность и своевременность предоставления бюджетных ассигнований на компенсацию части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, их целевое и эффективное использование, полноту и достаточность принимаемых органами местного самоуправления мер по осуществлению контроля за их освоением.
2.8.8. Обеспечить проведение проверок экономической обоснованности тарифов на коммунальные услуги в срок не позднее 20 октября каждого года, поскольку предоставление информации в орган регулирования в более поздние сроки может повлечь невозможность ее учета при решении вопроса об утверждении (корректировке) тарифов организаций на очередной год.
2.9. При осуществлении надзора за исполнением законодательства в ходе подготовки объектов коммунальной инфраструктуры к работе в зимний период:
2.9.1. Уделять особое внимание исполнению органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими и управляющими организациями обязанностей по подготовке объектов электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения к работе в зимний период, их надлежащему содержанию и обеспечению бесперебойного функционирования.
С целью оперативного поступления информации о коммунальных авариях, затрагивающих права граждан и нарушающих обеспечение жизнедеятельности, организовать надлежащее взаимодействие с органами местного самоуправления, диспетчерскими службами, организациями жилищно-коммунального хозяйства и иными организациями.
2.9.2. В каждом случае массового ограничения ресурсоснабжения информацию о причинах ограничения, принимаемых мерах и сроках возобновления подачи коммунальных ресурсов незамедлительно предоставлять дежурному прокурору прокуратуры области, а также в управление по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры области.
2.9.3. До наступления отопительного периода проверять полноту и своевременность выполнения организациями коммунального комплекса подготовительных работ на объектах коммунальной инфраструктуры в соответствии с утвержденными планами-графиками, а также мероприятий, предусмотренных инвестиционными и производственными программами.
С учетом сведений о результатах технического освидетельствования тепловых установок и сетей, содержащихся в паспортах готовности, оценивать достаточность принятых эксплуатирующей организацией и собственником мер по замене и приведению в технически исправное состояние аварийных и изношенных участков сетей, оборудования.
2.9.4. Проверять фактический объем запасов топлива, оценивать его достаточность для осуществления стабильной деятельности объектов жилищно-коммунального комплекса и энергетики на весь отопительный период.
2.10. Прокурору города Воронежа осуществлять надзор за соблюдением законодательства в жилищно-коммунальной сфере Государственной жилищной инспекцией Воронежской области (в части осуществления организационно-контрольных функций на территории города Воронежа), МУП «Воронежская горэлектросеть», МКП «Воронежтеплосеть», ООО «РВК-Воронеж», Филиал ПАО «Квадра» - «Воронежская генерация», МКУ «Городская дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства», МКУ «Городская дирекция дорожного хозяйства и благоустройства».
2.11. Прокурорам районов города Воронежа при выявлении признаков нарушений (нарушений) в деятельности организаций, указанных в п.2.10., соответствующую информацию своевременно направлять прокурору города Воронежа.
2.12. Докладные записки о результатах надзора за исполнением законодательства в жилищно-коммунальной сфере, содержащие сведения о результатах работы на указанном направлении за отчетный месяц, представлять в управление по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры области к 1 числу месяца следующего за отчетным.
2.11. При осуществлении надзора за исполнением уголовного - процессуального законодательства:
2.11.1. Мерами прокурорского реагирования обеспечить исполнение закона и ведомственных нормативных актов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, совершенных должностными лицами органов власти, местного самоуправления, руководителями ресурсоснабжающих, управляющих и подрядных организаций, а также при незаконном расходовании денежных средств, по фактам хищения, некачественного выполнения работ, завышения их объемов, нецелевом использовании средств бюджета и фондов капитального ремонта многоквартирных домов.
2.11.2. Докладные записки по указанному вопросу формировать за анализируемый период (полугодие или год) в сравнении с аналогичным периодом прошлого года), отражая раздельно сведения по органам дознания МВД России, следственным органам МВД России, Следственного комитета Российской Федерации. В докладных записках отражать сведения о поступивших сообщениях о преступлениях данной категории, находившихся в производстве уголовных делах, принятых по ним решениях, проверке их законности, размере установленного и возмещенного ущерба, принятых мерах прокурорского реагирования.
2.11.3. При согласии с принятыми решениями о приостановлении производства предварительного расследования, прекращении уголовного дела руководствоваться требованиями приказа прокурора области от 13.08.2012 N 110 «О порядке представления специальных донесений и иной обязательной информации» о предоставлении в прокуратуру области мотивированных заключений о законности вынесенных постановлений с материалами уголовных дел.
2.12. При осуществлении надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»:
2.12.1. Обеспечить системное изучение: оперативно-служебных материалов и сведений, поступающих из конфиденциальных источников; дел оперативного учета, заведенных с целью выявления, пресечения и раскрытия преступлений о незаконном использовании организациями коммунального комплекса бюджетных средств, а также средств, собранных с населения; информаций Росфинмониторинга, контролирующих и иных органов о «сомнительных» операциях в указанной сфере.
2.12.2. Принимать исчерпывающие меры реагирования, направленные на устранение выявленных нарушений закона об оперативно-розыскной деятельности, ведомственных нормативных актов по делам оперативного учета, фактов волокиты при рассмотрении оперативными подразделениями информаций Росфинмониторинга, контролирующих органов, ненадлежащей их проверки.
2.12.3. В докладных записках отражать результативность работы оперативных подразделений, количество проверенных дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, число и характер выявленных нарушений законодательства об оперативно-розыскной деятельности, в том числе при оперативном сопровождении уголовных дел и исполнении отдельных поручений, принятые меры прокурорского реагирования и результаты их рассмотрения.
2.13. При осуществлении надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции в жилищно-коммунальной сфере:
2.13.1. Обеспечить системный надзор за противодействием коррупционным проявлениям в деятельности государственных и муниципальных служащих, курирующих вопросы жилищно-коммунальной сферы, руководителей государственных и муниципальных предприятий, осуществляющих деятельность в данной сфере. Своевременно выявлять случаи несоблюдения ими установленных запретов и ограничений, неправомерного предоставления хозяйствующим субъектам преференций, льгот. Принципиально реагировать на факты непринятия мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
2.13. Анализировать практику поддержания государственного обвинения по делам о преступлениях в жилищно-коммунальной сфере не реже раза в полугоде.
В докладной записке отражать сведения о количестве и результатах рассмотрения судами уголовных дел (в отношении лиц) о преступлениях в рассматриваемой сфере. К докладным запискам прилагать копии судебных решений.
2.14. Докладные записки по соответствующим направлениям представлять в структурные подразделения прокуратуры области, определенные п. 5 настоящего указания, за полугодие и год к 15 января и 15 июля ежегодно.
Докладную записку о результатах анализа деятельности органов, уполномоченных на проведение оперативно-розыскной деятельности, представлять с соблюдением правил секретного делопроизводства.
3. Управление по надзору за соблюдением федерального законодательства:
3.1. Проверять исполнение законодательства в жилищно-коммунальной сфере областными органами исполнительной власти, органами государственного контроля и надзора, а также территориальными органами федеральных государственных органов в соответствии с организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
3.2. Систематически анализировать сведения, характеризующие состояние законности в жилищно-коммунальной сфере, обеспечив эффективное взаимодействие с областными органами исполнительной власти и органами государственного контроля (надзора).
3.3. На регулярной основе оказывать практическую и методическую помощь прокурорам районного звена в организации надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере.
4. Управление по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью:
4.1. Контролировать ход и результаты процессуальных проверок, организованных по материалам Росфинмониторинга и иных контролирующих органов данной категории.
4.2. Содействовать повышению эффективности работы городских, районных и межрайонных прокуроров по координации деятельности правоохранительных и контрольно-надзорных органов с целью выявления и пресечения преступлений в жилищно-коммунальной сфере.
5. Управление по надзору за соблюдением федерального законодательства, управление по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью, отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, уголовно-судебное управление, отдел по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе по итогам обобщения состояния законности в жилищно-коммунальной сфере представлять докладные записки в соответствующие подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные п. 9 приказа Генерального прокурора Российской от 03.03.2017 N 140 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере».
6. Указание прокурора области от 19.05.2008 N 16/7 «Об усилении прокурорского надзора за соблюдением законодательства в жилищно-коммунальной сфере» считать утратившим силу.
7. Контроль за исполнением настоящего указания возложить на заместителей прокурора области по направлениям деятельности.
Указание направить первому заместителю и заместителям, старшим помощникам и помощникам прокурора области, начальникам управлений и отделов прокуратуры области, городским, районным, межрайонным прокурорам, прокурорам специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.
Прокурор области
государственный советник
юстиции 2 класса Н.А. Шишкин
Тип
УказаниеПрокуратура Воронежской области
1 марта 2019, 00:15
О надзоре за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере
ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРОКУРАТУРА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
У К А З А Н И Е
04 июня 2018 года
N 123/7
Воронеж
О совершенствовании работы прокуратуры Воронежской области при осуществлении надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере
В целях обеспечения надлежащего надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере и во исполнение требований приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 03.03.2017 N 140 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере», руководствуясь ст. 18 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,
О Б Я З Ы В А Ю:
1. Заместителей прокурора области, старших помощников и помощников прокурора области, начальников управлений и отделов, городских, районных, межрайонных прокуроров, прокуроров специализированных прокуратур в пределах компетенции организовать системный надзор за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере с целью выявления и фактического устранения нарушений закона, восстановления нарушенных прав граждан, интересов общества и государства, возмещения причиненного ущерба и привлечения виновных лиц к ответственности.
2. Городских, районных и межрайонных прокуроров, прокуроров специализированных прокуратур:
2.1. Обеспечить проведение проверок исполнения законодательства органами местного самоуправления, учреждениями и предприятиями, управляющими, ресурсоснабжающими и сетевыми организациями.
Особое внимание уделять вопросам соблюдения жилищных прав граждан, в том числе при переселении из аварийного жилья, оказании услуг по управлению жилищным фондом; обеспечения надлежащей подготовки и бесперебойного прохождения отопительного периода; своевременного и качественного проведения капитального ремонта многоквартирных домов; целевого расходования организациями коммунального комплекса финансовых ресурсов; обеспечения законности в сфере тарифного регулирования.
На регулярной основе проверять исполнение органами местного самоуправления, управляющими, ресурсоснабжающими и сетевыми организациями законодательства о раскрытии информации, в том числе Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», а также законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности.
2.2. Обеспечить систематическое поступление в прокуратуру актуальных сведений о состоянии законности в сфере жилищно-коммунального хозяйства на поднадзорной территории, активно используя для этого данные из открытых источников, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В целях своевременного предупреждения, выявления и пресечения нарушений в жилищно-коммунальной сфере взаимодействовать с органами местного самоуправления, контролирующими органами, общественными объединениями и организациями, осуществляющими деятельность на указанном направлении.
2.3. Принимать исчерпывающие меры к всесторонней и объективной проверке информации о нарушениях в жилищно-коммунальной сфере. В необходимых случаях в установленном порядке требовать выделения специалистов для выяснения возникающих вопросов, запрашивать дополнительные документы и материалы.
2.4. Активно информировать население о результатах надзорной деятельности в жилищно-коммунальной сфере на сайте прокуратуры области и в средствах массовой информации.
2.5. При проведении проверок исполнения законов в жилищно-коммунальной сфере органами местного самоуправления:
2.5.1. Оценивать полноту реализации ими полномочий по организации электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, поддержанию объектов муниципальной инфраструктуры и жилищного фонда в надлежащем состоянии, своевременной и качественной подготовке указанных объектов к отопительному периоду.
2.5.2. Проверять принимаемые нормативные правовые акты в сфере жилищно-коммунального хозяйства на предмет их соответствия действующему законодательству, проводить антикоррупционную экспертизу проектов нормативных правовых актов, исключить факты их принятия с превышением установленной компетенции. Мерами прокурорского реагирования добиваться отмены незаконных правовых актов.
2.5.3. Давать комплексную оценку полноте и эффективности реализации органами местного самоуправления полномочий по муниципальному жилищному контролю.
2.5.4. Проверять исполнение органами местного самоуправления федерального законодательства при распоряжении объектами электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также объектами размещения коммунальных отходов.
При выявлении нарушений порядка распоряжения муниципальным и государственным имуществом принимать меры по признанию недействительными сделок, заключенных с нарушением законодательства, истребованию имущества из чужого незаконного владения.
Давать оценку полноте осуществления органами местного самоуправления полномочий по своевременному контролю за поступлением арендных платежей и выполнением условий концессионных соглашений.
Мерами прокурорского реагирования понуждать органы местного самоуправления к оформлению бесхозяйных объектов, постановке их на кадастровый учет, оформлению права собственности.
2.5.5. Оценивать полноту реализации полномочий по утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры и инвестиционных программ для организаций коммунального комплекса, разработке и утверждению схем тепло- и водоснабжения поселений.
2.5.6. Обеспечить надзор за исполнением бюджетного законодательства при реализации целевых программ в жилищно-коммунальной сфере, финансируемых из всех уровней бюджетов.
Ежеквартально проверять законность расходования денежных средств, предусмотренных указанными программами, достижение целевых индикаторов и плановых показателей данных программ, оценивать достаточность запланированных мероприятий для достижения намеченных целей.
Проверять соблюдение требований законодательства при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд в жилищно-коммунальной сфере.
2.5.7. Обращать внимание на своевременность и законность проведения открытых конкурсов по отбору управляющих организаций.
2.5.8. Проверять исполнение закона при установлении размера платы за текущий ремонт и содержание общедомового имущества по договорам социального найма, а также для граждан, не выбравших способ управления.
2.5.9. Обеспечивать надзор за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о капитальном ремонте многоквартирных домов. Уделять особое внимание вопросам участия органов местного самоуправления в процессе формирования региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов на территории области.
2.6. При проведении проверок исполнения законов в жилищно-коммунальной сфере ресурсоснабжающими и сетевыми организациями:
2.6.1. Проверять полноту финансирования и фактическое выполнение ремонтных работ и иных мероприятий, предусмотренных производственными и инвестиционными программами.
С привлечением компетентных специалистов контролирующих органов устанавливать соответствие объектов коммунальной инфраструктуры техническим нормам и правилам, оценивать своевременность и достаточность принимаемых мер по поддержанию и приведению изношенного (аварийного) оборудования в технически исправное состояние.
2.6.2. Проверять соблюдение требований законодательства о закупках при заключении и выполнении контрактов на осуществление ремонтных, строительных и иных работ, предусмотренных производственной и инвестиционной программами, устанавливать их фактическое выполнение.
2.6.3. Давать оценку целевому расходованию средств, предусмотренных на выполнение работ по модернизации и ремонту объектов жилищно-коммунального хозяйства и повышению энергетической эффективности.
При выявлении фактов нецелевого расходования ресурсоснабжающими организациями финансовых ресурсов, присвоения или растраты денежных средств, заключения фиктивных сделок или соглашений с аффилированными (взаимозависимыми) юридическими лицами принимать исчерпывающие меры, направленные на недопущение преднамеренного банкротства организаций, устранение выявленных нарушений закона и привлечение виновных лиц к установленной законом ответственности.
2.6.4. Выявлять факты заключения договоров займа с физическими (в том числе работниками) и юридическими лицами, а также перечисления денежных средств на счета иностранных банков и организаций, фирм «однодневок», осуществления других «сомнительных» операций, оценивать их законность, а также правомерность перечисления денежных средств по указанным договорам.
2.6.5. Проверять соблюдение ресурсоснабжающими организациями требований закона о предоставлении отчетов о выполнении мероприятий производственных и инвестиционных программ в орган регулирования, стандартов раскрытия информации о регулируемых видах деятельности, в том числе с учетом положений Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».
2.6.6. Обеспечить соблюдение законодательства о промышленной безопасности при эксплуатации ресурсоснабжающими организациями опасных производственных объектов.
2.6.7. При проведении проверок исполнения законодательства об электроэнергетике в деятельности сетевых организаций уделять особое внимание вопросам соблюдения порядка и сроков технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям, пресекать факты незаконной выдачи технических условий на подключение к электрическим сетям в отсутствие свободной мощности.
Оценивать полноту мер, принимаемых сетевыми организациями в части содержания и ремонта объектов электросетевого хозяйства, модернизации центров питания, своевременного выполнения иных мероприятий, направленных на развитие свободной мощности трансформаторных подстанций, обеспечение надежной и безопасной работы электросетевого оборудования.
2.7. При проведении проверок исполнения законов в жилищно-коммунальной сфере в организациях, осуществляющих управление, техническое обслуживание и капитальный ремонт жилого фонда:
2.7.1. Обеспечить систематическое поступление в прокуратуру актуальной информации о количестве, структуре и техническом состоянии жилого фонда, управляющих и обслуживающих организациях, осуществляющих деятельность на поднадзорной территории.
2.7.2. В каждом случае устанавливать наличие правовых оснований для осуществления организациями лицензируемой деятельности по управлению многоквартирными домами, проверять достоверность заявлений и документов, на основании которых выданы соответствующие лицензии.
Оценивать законность договоров управления, соответствие их содержания индивидуальным характеристикам и техническому состоянию домов.
2.7.3. Проверять соблюдение требований закона при установлении, расчете и начислении собственникам помещений платы за жилищно-коммунальные услуги и капитальный ремонт, в том числе с учетом нормативов потребления коммунальных услуг, предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, а также минимального размера взноса на капитальный ремонт.
Мерами прокурорского реагирования исключать факты начисления платы за капитальный ремонт собственникам помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу.
Оценивать своевременность и правильность проведения корректировок и перерасчетов платы за жилищно-коммунальные услуги, устанавливать объемы средств, подлежащих уплате в управляющую организацию, фактически собранных за оказанные услуги, а также перечисленных в ресурсоснабжающие организации.
2.7.4. При установлении фактов неосуществления в установленных случаях перерасчета за коммунальные услуги, а также незаконного расходования денежных средств, собранных с собственников помещений в многоквартирных домах, мерами прокурорского реагирования добиваться фактического устранения выявленных нарушений и восстановления прав граждан.
Используя средства судебной защиты понуждать управляющие организации к возвращению собственникам (в необходимых случаях на лицевой счет дома) денежных средств.
2.7.5. Проверять наличие заключенных в письменном виде договоров с ресурсоснабжающими организациями, правильность, своевременность и полноту расчетов за потребленные коммунальные услуги.
По каждому факту наличия задолженности за потребленные ресурсы мерами прокурорского реагирования добиваться ее погашения, устранения причин, способствующих ее образованию.
2.7.6. Давать оценку качеству оказания коммунальных услуг и полноте выполнения функций по управлению многоквартирными домами, организации аварийно-диспетчерского обслуживания жилого фонда.
Проверять соблюдение требований закона в части проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, полноты и своевременности предоставления отчетности о результатах данного мониторинга.
2.7.7. Уделять особое внимание соблюдению управляющими организациями законодательства о капитальном ремонте многоквартирных домов, в том числе при реализации способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирных домов на специальном счете.
При проведении капитального ремонта многоквартирных домов оценивать своевременность, качество и полноту выполнения работ.
Мерами прокурорского реагирования пресекать факты расходования денежных средств фондов капитального ремонта на цели, не предусмотренные жилищным законодательством.
В каждом случае давать принципиальную оценку законности выбора подрядных организаций для проведения капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на поднадзорной территории.
2.7.8. Проверять наличие заключенных со специализированными организациями договоров на техническое обслуживание и ремонт лифтов, общедомового и внутриквартирного газового оборудования, их надлежащее исполнение.
2.7.9. Оценивать полноту мер, принимаемых к оснащению многоквартирных домов приборами учета потребления коммунальных услуг, применению энергосберегающих технологий, разработке и реализации планов (программ) повышения энергетической эффективности.
2.8. При осуществлении надзора за исполнением законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) на коммунальные услуги:
2.8.1. Проверять исполнение законодательства о ценообразовании на коммунальные услуги в деятельности всех организаций коммунального комплекса, расположенных на поднадзорной территории.
Обеспечить наличие в прокуратуре актуальной систематизированной информации о ресурсоснабжающих организациях, оказывающих коммунальные услуги, в том числе: об учредителях организаций, структуре их активов, осуществляемых видах деятельности, размере оборотных средств, имуществе, используемом в производственной деятельности, установленных тарифах, динамике их изменения, утвержденных производственных и инвестиционных программах, а также объемах бюджетных средств, предоставленных на компенсацию гражданам части платы за коммунальные услуги.
2.8.2. Систематически проверять экономическую обоснованность тарифов на коммунальные услуги, в каждом случае оценивать законность включения затрат предприятий в тарифы, правильность и обоснованность формирования размера необходимой валовой выручки организаций коммунального комплекса.
Давать оценку достоверности представленных регулируемыми организациями сведений и документов в Управление по государственному регулированию тарифов Воронежской области.
2.8.3. Мерами прокурорского реагирования исключить факты искусственного увеличения затрат предприятий путем заключения договоров аренды, поставки, оказания услуг и выполнения работ с аффилированными (взаимозависимыми) лицами по завышенным ценам.
При наличии афиллированности контрагентов давать оценку соблюдению антимонопольного законодательства, информацию о выявленных нарушениях своевременно направлять для проведения проверки в УФАС России по Воронежской области.
2.8.4. Давать правовую оценку соблюдению субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, транспортировки и очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами, требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
2.8.5. На постоянной основе проверять выполнение производственных и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, полноту выполненных работ, включенных в тариф, их фактическую стоимость. Устанавливать причины их невыполнения, связаны ли они с расходами предприятия на цели, не относящиеся к производственной деятельности, и незаконным выводом денежных средств.
2.8.6. При выявлении фактов необоснованного получения предприятиями экономии денежных средств, а также включения в необходимую валовую выручку расходов, не связанных с производством и реализацией коммунальных услуг, материалы проверки и проект информации в Управление по государственному регулированию тарифов Воронежской области для согласования направлять в управление по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры области.
Обеспечить надлежащий контроль за рассмотрением информаций о выявленных нарушениях закона в указанной сфере. Давать принципиальную оценку фактам отказов органа регулирования в исключении экономически необоснованных расходов и доходов организаций коммунального комплекса.
2.8.7. Оценивать законность и своевременность предоставления бюджетных ассигнований на компенсацию части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, их целевое и эффективное использование, полноту и достаточность принимаемых органами местного самоуправления мер по осуществлению контроля за их освоением.
2.8.8. Обеспечить проведение проверок экономической обоснованности тарифов на коммунальные услуги в срок не позднее 20 октября каждого года, поскольку предоставление информации в орган регулирования в более поздние сроки может повлечь невозможность ее учета при решении вопроса об утверждении (корректировке) тарифов организаций на очередной год.
2.9. При осуществлении надзора за исполнением законодательства в ходе подготовки объектов коммунальной инфраструктуры к работе в зимний период:
2.9.1. Уделять особое внимание исполнению органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими и управляющими организациями обязанностей по подготовке объектов электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения к работе в зимний период, их надлежащему содержанию и обеспечению бесперебойного функционирования.
С целью оперативного поступления информации о коммунальных авариях, затрагивающих права граждан и нарушающих обеспечение жизнедеятельности, организовать надлежащее взаимодействие с органами местного самоуправления, диспетчерскими службами, организациями жилищно-коммунального хозяйства и иными организациями.
2.9.2. В каждом случае массового ограничения ресурсоснабжения информацию о причинах ограничения, принимаемых мерах и сроках возобновления подачи коммунальных ресурсов незамедлительно предоставлять дежурному прокурору прокуратуры области, а также в управление по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры области.
2.9.3. До наступления отопительного периода проверять полноту и своевременность выполнения организациями коммунального комплекса подготовительных работ на объектах коммунальной инфраструктуры в соответствии с утвержденными планами-графиками, а также мероприятий, предусмотренных инвестиционными и производственными программами.
С учетом сведений о результатах технического освидетельствования тепловых установок и сетей, содержащихся в паспортах готовности, оценивать достаточность принятых эксплуатирующей организацией и собственником мер по замене и приведению в технически исправное состояние аварийных и изношенных участков сетей, оборудования.
2.9.4. Проверять фактический объем запасов топлива, оценивать его достаточность для осуществления стабильной деятельности объектов жилищно-коммунального комплекса и энергетики на весь отопительный период.
2.10. Прокурору города Воронежа осуществлять надзор за соблюдением законодательства в жилищно-коммунальной сфере Государственной жилищной инспекцией Воронежской области (в части осуществления организационно-контрольных функций на территории города Воронежа), МУП «Воронежская горэлектросеть», МКП «Воронежтеплосеть», ООО «РВК-Воронеж», Филиал ПАО «Квадра» - «Воронежская генерация», МКУ «Городская дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства», МКУ «Городская дирекция дорожного хозяйства и благоустройства».
2.11. Прокурорам районов города Воронежа при выявлении признаков нарушений (нарушений) в деятельности организаций, указанных в п.2.10., соответствующую информацию своевременно направлять прокурору города Воронежа.
2.12. Докладные записки о результатах надзора за исполнением законодательства в жилищно-коммунальной сфере, содержащие сведения о результатах работы на указанном направлении за отчетный месяц, представлять в управление по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры области к 1 числу месяца следующего за отчетным.
2.11. При осуществлении надзора за исполнением уголовного - процессуального законодательства:
2.11.1. Мерами прокурорского реагирования обеспечить исполнение закона и ведомственных нормативных актов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, совершенных должностными лицами органов власти, местного самоуправления, руководителями ресурсоснабжающих, управляющих и подрядных организаций, а также при незаконном расходовании денежных средств, по фактам хищения, некачественного выполнения работ, завышения их объемов, нецелевом использовании средств бюджета и фондов капитального ремонта многоквартирных домов.
2.11.2. Докладные записки по указанному вопросу формировать за анализируемый период (полугодие или год) в сравнении с аналогичным периодом прошлого года), отражая раздельно сведения по органам дознания МВД России, следственным органам МВД России, Следственного комитета Российской Федерации. В докладных записках отражать сведения о поступивших сообщениях о преступлениях данной категории, находившихся в производстве уголовных делах, принятых по ним решениях, проверке их законности, размере установленного и возмещенного ущерба, принятых мерах прокурорского реагирования.
2.11.3. При согласии с принятыми решениями о приостановлении производства предварительного расследования, прекращении уголовного дела руководствоваться требованиями приказа прокурора области от 13.08.2012 N 110 «О порядке представления специальных донесений и иной обязательной информации» о предоставлении в прокуратуру области мотивированных заключений о законности вынесенных постановлений с материалами уголовных дел.
2.12. При осуществлении надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»:
2.12.1. Обеспечить системное изучение: оперативно-служебных материалов и сведений, поступающих из конфиденциальных источников; дел оперативного учета, заведенных с целью выявления, пресечения и раскрытия преступлений о незаконном использовании организациями коммунального комплекса бюджетных средств, а также средств, собранных с населения; информаций Росфинмониторинга, контролирующих и иных органов о «сомнительных» операциях в указанной сфере.
2.12.2. Принимать исчерпывающие меры реагирования, направленные на устранение выявленных нарушений закона об оперативно-розыскной деятельности, ведомственных нормативных актов по делам оперативного учета, фактов волокиты при рассмотрении оперативными подразделениями информаций Росфинмониторинга, контролирующих органов, ненадлежащей их проверки.
2.12.3. В докладных записках отражать результативность работы оперативных подразделений, количество проверенных дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, число и характер выявленных нарушений законодательства об оперативно-розыскной деятельности, в том числе при оперативном сопровождении уголовных дел и исполнении отдельных поручений, принятые меры прокурорского реагирования и результаты их рассмотрения.
2.13. При осуществлении надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции в жилищно-коммунальной сфере:
2.13.1. Обеспечить системный надзор за противодействием коррупционным проявлениям в деятельности государственных и муниципальных служащих, курирующих вопросы жилищно-коммунальной сферы, руководителей государственных и муниципальных предприятий, осуществляющих деятельность в данной сфере. Своевременно выявлять случаи несоблюдения ими установленных запретов и ограничений, неправомерного предоставления хозяйствующим субъектам преференций, льгот. Принципиально реагировать на факты непринятия мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
2.13. Анализировать практику поддержания государственного обвинения по делам о преступлениях в жилищно-коммунальной сфере не реже раза в полугоде.
В докладной записке отражать сведения о количестве и результатах рассмотрения судами уголовных дел (в отношении лиц) о преступлениях в рассматриваемой сфере. К докладным запискам прилагать копии судебных решений.
2.14. Докладные записки по соответствующим направлениям представлять в структурные подразделения прокуратуры области, определенные п. 5 настоящего указания, за полугодие и год к 15 января и 15 июля ежегодно.
Докладную записку о результатах анализа деятельности органов, уполномоченных на проведение оперативно-розыскной деятельности, представлять с соблюдением правил секретного делопроизводства.
3. Управление по надзору за соблюдением федерального законодательства:
3.1. Проверять исполнение законодательства в жилищно-коммунальной сфере областными органами исполнительной власти, органами государственного контроля и надзора, а также территориальными органами федеральных государственных органов в соответствии с организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
3.2. Систематически анализировать сведения, характеризующие состояние законности в жилищно-коммунальной сфере, обеспечив эффективное взаимодействие с областными органами исполнительной власти и органами государственного контроля (надзора).
3.3. На регулярной основе оказывать практическую и методическую помощь прокурорам районного звена в организации надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере.
4. Управление по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью:
4.1. Контролировать ход и результаты процессуальных проверок, организованных по материалам Росфинмониторинга и иных контролирующих органов данной категории.
4.2. Содействовать повышению эффективности работы городских, районных и межрайонных прокуроров по координации деятельности правоохранительных и контрольно-надзорных органов с целью выявления и пресечения преступлений в жилищно-коммунальной сфере.
5. Управление по надзору за соблюдением федерального законодательства, управление по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью, отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, уголовно-судебное управление, отдел по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе по итогам обобщения состояния законности в жилищно-коммунальной сфере представлять докладные записки в соответствующие подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные п. 9 приказа Генерального прокурора Российской от 03.03.2017 N 140 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере».
6. Указание прокурора области от 19.05.2008 N 16/7 «Об усилении прокурорского надзора за соблюдением законодательства в жилищно-коммунальной сфере» считать утратившим силу.
7. Контроль за исполнением настоящего указания возложить на заместителей прокурора области по направлениям деятельности.
Указание направить первому заместителю и заместителям, старшим помощникам и помощникам прокурора области, начальникам управлений и отделов прокуратуры области, городским, районным, межрайонным прокурорам, прокурорам специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.
Прокурор области
государственный советник
юстиции 2 класса Н.А. Шишкин
Все права защищены