Нормативные акты - Прокуратура Воронежской области
Документы
- 1 марта 2019
ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРОКУРАТУРА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
У К А З А Н И Е
21 июня 2013 года
N 83/15
Воронеж
Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве
В целях обеспечения неукоснительного соблюдения конституционных прав граждан при осуществлении уголовного преследования, во исполнение требований приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 27.11.2007 N 189 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве», руководствуясь статьей 18 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,
О Б Я З Ы В А Ю:
1. Первого заместителя и заместителей, старших помощников и помощников прокурора области, начальников управлений и отделов прокуратуры области, городских, районных и межрайонных прокуроров, прокуроров специализированных прокуратур:
1.1. Обеспечить на всех стадиях уголовного судопроизводства постоянный и действенный надзор за соблюдением гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод граждан, своевременное предупреждение, выявление и пресечение нарушений законности, безотлагательное принятие мер, направленных на восстановление нарушенных прав, привлечение к ответственности виновных лиц.
1.2. Своевременно реагировать на каждый факт незаконного возбуждения уголовного дела органами расследования.
1.3. Организовать исполнение требований закона и порядка применения к гражданам процессуальных мер принуждения.
1.4. Вести учет материалов по фактам применения насилия или иного незаконного воздействия к гражданам со стороны сотрудников правоохранительных органов.
1.4.1. В случае возбуждения уголовного дела о применении насилия или иного незаконного воздействия на граждан со стороны сотрудников правоохранительных органов руководствоваться требованиями организационно-распорядительного документа прокурора области, регламентирующего порядок представления специальных донесений и иной обязательной информации.
1.4.2. При проверке законности принятых решений исходить из позиции, что в случае непредставления органом расследования разумных объяснений происхождения у заявителя телесных повреждений, вопрос о пытках и жестоком обращении толкуется в его пользу.
1.4.3. Принимать предусмотренные законом меры реагирования, направленные на устранение нарушений закона, допущенных при расследовании таких уголовных дел, и привлечение виновных должностных лиц, в том числе необеспечивших должного процессуального контроля, к ответственности.
1.4.4. При осуществлении надзора за рассмотрением сообщений о преступлениях и расследованием уголовных дел указанной категории обращать внимание на качество оперативного сопровождения, полноту принимаемых сотрудниками полиции, в том числе ОРЧ СБ ГУ МВД России по Воронежской области, мер по надлежащему исполнению поручений следователей о проведении служебных проверок, оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий.
В ходе проверки законности принятых решений о приостановлении расследования на основании п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ одновременно изучать дела оперативного учета, заведенные для раскрытия преступлений этой категории.
1.5. Ответственно подходить к вопросу о даче дознавателю согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании подозреваемому или обвиняемому меры пресечения в виде заключения под стражу, либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения; тщательно изучать все материалы, являющиеся основанием для направления в суд такого ходатайства; учитывать данные о личности, возрасте, семейном положении, а также другие существенные обстоятельства. Решать вопрос положительно только в тех случаях, когда имеются основания, предусмотренные ч. 1 ст. 108 УПК РФ, а применение иных мер пресечения невозможно.
1.6. Обеспечить участие прокуроров в судебных заседаниях при рассмотрении судом ходатайств следственных органов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, продлении сроков содержания под стражей; изучать материалы, их обосновывающие, а в необходимых случаях – уголовные дела; при выявлении нарушений прав принимать меры к их устранению.
Прокурорам, участвующим при рассмотрении указанных ходатайств в ходе досудебного производства, принципиально отстаивать избранную позицию. В случае выявления нарушений закона своевременно приносить представления на незаконные судебные решения. Ориентировать суд на указание в соответствующих судебных постановлениях срока, до которого избрана (продлена) мера пресечения.
1.7. Старшего помощника прокурора области, прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законов в следственных изоляторах, регулярно проверять законность содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осужденных. При выявлении лиц, содержащихся там без законных на то оснований, а также лиц, срок содержания под стражей которых истек, незамедлительно принимать меры к их освобождению.
По каждому факту незаконного содержания граждан в следственном изоляторе проводить проверки. При наличии к тому оснований выносить мотивированное постановление в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ и направлять материалы для решения вопроса об уголовном преследовании в соответствующий следственный орган.
1.8. При подготовке и согласовании отчетов, содержащих данные о количестве лиц, заключенных под стражу, освобожденных органами следствия, дознания и судом проводить сверки с отчетами подразделений УФСИН России по Воронежской области, судов Воронежской области. В случае расхождения названных показателей устанавливать причины этого, добиваться внесения достоверных сведений и привлечения к ответственности лиц, допустивших сокрытие указанных фактов.
1.9. Принимать меры реагирования во всех случаях незаконного ограничения права гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также проникновения в жилище при отсутствии предусмотренных законом оснований.
1.10. При получении сведений об оставлении без присмотра и помощи несовершеннолетних детей подозреваемых или обвиняемых, других иждивенцев, а также престарелых родителей, нуждающихся в постороннем уходе, обеспечить выполнение следователями и дознавателями требований ст. 160 УПК РФ.
1.11. Осуществляя надзор за законностью действий и решений органов следствия и дознания, уделять особое внимание правовому и фактическому положению потерпевших. С целью защиты их прав и законных интересов, принимать меры к обеспечению гражданских исков в уголовном деле.
Проверяя уголовные дела, в том числе прекращенные по нереабилитирующим основаниям, обращать внимание на установление причиненного ущерба гражданам и его возмещение виновными лицами в добровольном порядке.
При осуществлении надзора за предварительным расследованием, в каждом случае рассматривать вопрос об использовании полномочий, предоставленных ч. 3 ст. 44 УПК РФ по предъявлению в суд исков в защиту интересов несовершеннолетних, лиц, признанных недееспособными либо ограниченно дееспособными, лиц, которые по иным причинам не могут сами защищать свои права и законные интересы, а также государства.
1.12. На всех стадиях досудебного производства обращать особое внимание на обеспечение гарантии потерпевшим доступа к правосудию, права на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина, права на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе на соблюдение права подозреваемого и обвиняемого на защиту (ст. ст. 46, 48, 52 Конституции Российской Федерации). При этом иметь в виду, что заявленный этими лицами отказ от защитника не должен быть вынужденным и может быть принят лишь при наличии реальной возможности участия защитника в деле.
1.13. Обеспечить обязательное участие прокурора, осуществляющего надзор за предварительным следствием и дознанием, в судебном рассмотрении жалоб в порядке ст. 125 УПК РФ.
При получении информации о поступлении в суд жалобы, незамедлительно истребовать уголовные дела и материалы, относящиеся к обжалуемому действию (бездействию) или решению, лично осуществлять в порядке контроля проверку их законности. Принимать меры к устранению выявленных нарушений, о чем безотлагательно информировать суд. При необходимости представлять в суд акты прокурорского реагирования, опровергающие доводы заявителя о бездействии органов прокуратуры.
1.14. Не реже одного раза в полугодие анализировать состояние законности при рассмотрении жалоб участников уголовного судопроизводства прокурором и судом в порядке ст. ст. 124, 125 УПК РФ. Результаты анализа использовать для совершенствования надзора за соблюдением конституционных прав и свобод граждан в уголовном судопроизводстве.
1.15. Своевременно реализовывать предоставленные законом полномочия по устранению нарушений уголовно-процессуального законодательства, допускаемых на досудебных стадиях уголовного судопроизводства, влекущих нарушение сроков расследования.
1.16. При проверке законности постановления о прекращении уголовного дела обращать внимание на неукоснительное соблюдение требований ст.ст. 133-135 УПК РФ.
Во всех случаях прекращения уголовного преследования в отношении лица по реабилитирующему основанию на стадии предварительного расследования, судом либо вынесения оправдательного приговора, прекращения уголовного дела в связи с отказом от обвинения проводить проверку на предмет законности принятых решений.
Исходить из того, что в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством преследование прекращается в отношении лица при:
- возбуждении в отношении него уголовного дела;
- задержании в порядке ст.ст. 91, 92 УПК РФ;
- применении меры пресечения, в том числе до предъявления обвинения в соответствии со ст. 100 УПК РФ;
- уведомлении лица о подозрении в совершении преступления в порядке, установленном ст. 223.1 УПК РФ;
- вынесении постановления о привлечении в качестве обвиняемого;
- составлении обвинительного акта, постановления.
Особое внимание уделять законности прекращения уголовных дел, в том числе по нереабилитирующим основаниям, обоснованности применения положений ст. ст. 25 и 28 УПК РФ, исключая факты прекращения уголовных дел (уголовного преследования) в отношении лиц, ранее совершавших преступления, а также при отсутствии сведений о раскаянии и возмещении причиненного вреда.
1.17. Усилить надзор за законностью решений о приостановлении расследования. Исключить факты их необоснованного вынесения на основании п.п. 2, 3, 4 ч. 1 ст. 208 УПК РФ.
1.18. Принять меры к исключению фактов длительного непринятия (свыше 5 суток) уголовных дел к производству после отмены по ним незаконных процессуальных решений о приостановлении предварительного расследования, прекращении уголовного дела, либо после возвращении их для дополнительного расследования.
1.19. Систематически, не реже одного раза в полугодие, в поднадзорных органах расследования проверять соблюдение требований уголовно-процессуального законодательства о порядке хранения, передачи, возврата и уничтожения вещественных доказательств по уголовным делам и материалам процессуальных проверок.
1.20. Постоянно совершенствовать работу по поддержанию государственного обвинения. Назначать государственных обвинителей заблаговременно, с тем, чтобы обеспечить тщательное изучение ими материалов уголовного дела. Активно участвовать в судебном следствии, последовательно проверять полноту, всесторонность и объективность собранных в процессе предварительного расследования доказательств, всемерно способствовать установлению судом истины, необходимой для вынесения законного, обоснованного и справедливого решения. При определении своей позиции по поводу наказания подсудимому строго руководствоваться требованиями закона о его соразмерности и справедливости с учетом характера и степени общественной опасности преступления, личности виновного, а также обстоятельств, смягчающих или отягчающих наказание.
При расхождении позиции государственного обвинителя и прокурора, утвердившего обвинительное заключение (акт, постановление), безотлагательно принимать согласованные меры, обеспечивающие законность и обоснованность государственного обвинения. В соответствии со ст. 246 УПК РФ в необходимых случаях решать вопрос о замене государственного обвинителя, либо о поддержании обвинения лично прокурором, утвердившим обвинительное заключение (акт, постановление). Считать нарушением служебного долга как требование о постановлении обвинительного приговора при отсутствии доказательств виновности подсудимого, так и необоснованный отказ государственного обвинителя от обвинения.
В соответствии с законом настойчиво добиваться в апелляционном, кассационном и надзорном порядке устранения нарушений, допущенных судом, исходя из представленных законом полномочий, обеспечить своевременное принесение представления в целях отмены либо изменения каждого незаконного, необоснованного и несправедливого приговора, определения или постановления суда независимо от позиции государственных обвинителей. Пропуск по неуважительной причине установленного законом срока для принесения представления расценивать как ненадлежащее исполнение служебных обязанностей. Уделять особое внимание повышению качества апелляционных и кассационных представлений, их аргументированности. Добиваться исключения случаев принесения необоснованных представлений, регулярно анализировать практику кассационного и апелляционного обжалования.
1.21. Анализировать сведения об освобожденных из ИВС и СИЗО лицах, контролировать принятие итоговых решений по соответствующим уголовным делам, в том числе возвращенным прокурором для производства дополнительного следствия, а также судом в порядке ст. 237 УПК РФ. Проверять данные информационного центра ГУ МВД России по Воронежской области о прекращении уголовных дел (уголовного преследования) по реабилитирующим основаниям, в том числе в отношении лиц, привлечение которых к уголовной ответственности сопровождалось выставлением статистической карточки формы 1.2.
С целью недопущения фактов искажения статистических сведений о количестве задержанных лиц, освобожденных из ИВС, СИЗО, привлекавшихся к уголовной ответственности и уголовное преследование в отношении которых впоследствии прекращено, вести их персонифицированные учеты.
1.22. Регулярно информировать общественность, в том числе через средства массовой информации, о мерах, принимаемых прокурорами по укреплению законности и усилению защиты конституционных прав и свобод граждан в уголовном судопроизводстве.
2. Городских, районных и межрайонных прокуроров, прокуроров специализированных прокуратур:
2.1. В случае отмены постановления о возбуждении уголовного дела в течение суток представлять в управление по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры области копии соответствующего постановления, а также материалов, подтверждающих его обоснованность.
По делам о преступлениях коррупционной, экстремистской и террористической направленности, о преступлениях несовершеннолетних названные документы представлять в отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, в отдел по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействию экстремизму, в отдел по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры области соответственно.
Копии решений об отмене постановления о возбуждении уголовного дела по делам названной категории также направлять в управление по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры области.
2.2. Обеспечить ежедневные проверки законности задержания граждан по подозрению в совершении преступлений и их пребывания в изоляторах временного содержания. Проводить проверки мест содержания задержанных, в том числе в вечернее и ночное время, в выходные и праздничные дни, при этом обращать внимание на материально-бытовые условия содержания задержанных.
При проверках законности задержания граждан по подозрению в совершении преступлений и их пребывания в изоляторах временного содержания, выяснять основания такого решения, проверять соблюдение прав подозреваемых. В каждом случае устанавливать причины допущенных нарушений, в том числе с учетом заявлений и жалоб этих лиц.
2.2.1. Принципиально реагировать на нарушения порядка задержания, несоответствия данных, содержащихся в протоколе задержания, фактическим обстоятельствам произошедшего. Систематически проверять обоснованность содержания лиц в камерах административного задержания, пресекая случаи задержания подозреваемых в совершении преступлений на основании протоколов об административных правонарушениях.
2.2.2. При проверках изоляторов временного содержания обращать внимание на факты отсутствия административно-задержанных и следственно-арестованных в камерах, давать оценку законности их вывода.
Осуществлять ежемесячные сверки с медицинскими учреждениями фактов вызова бригады скорой помощи в помещения территориальных подразделений правоохранительных органов. При этом устанавливать причины вызовов, а также обстоятельства, изложенные лицами, которым оказывалась медицинская помощь.
2.3. В каждом случае лично контролировать своевременную регистрацию, разрешение заявлений и сообщений о преступлениях, связанных с применением насилия или иного незаконного воздействия со стороны сотрудников правоохранительных органов при превышении ими должностных полномочий.
При наличии к тому оснований выносить мотивированное постановление в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ и направлять материалы для решения вопроса об уголовном преследовании в соответствующий следственный орган.
Копии постановлений, вынесенных по данным фактам, в суточный срок направлять в управление по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры области.
2.3.1. Информировать управление по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры области в 5-суточный срок о каждом поступившем в правоохранительные органы сообщении данной категории, а также результатах процессуальной проверки.
2.3.2. При согласии с постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, прекращении уголовного дела (уголовного преследования) или приостановлении предварительного расследования заключение о его законности вместе с материалами процессуальной проверки и уголовные дела в 20-суточный срок с момента принятия решения направлять в управление по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры области.
2.4. Ежеквартально представлять в управление по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры области к 5 числу месяца, следующего за отчетным периодом, копии предъявленных в порядке ч. 3 ст. 44 УПК РФ исков, а также состоявшихся судебных решений.
2.5. По каждому факту вынесения судом решения об удовлетворении жалобы в порядке ст. 125 УПК РФ в 10-дневный срок направлять информацию с приложением копии постановления суда в управление по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры области.
В информации отражать причины удовлетворения жалобы, сведения об обжаловании решения суда участниками уголовного судопроизводства. В случае принесения апелляционного представления вместе с информацией направлять его копию.
В течение 10 суток информировать названное управление о вступлении в законную силу постановления суда об удовлетворении жалобы в соответствии со ст. 125 УПК РФ или его отмене (изменении) вышестоящим судом, с приложением копии судебного решения.
Одновременно сообщать о принятых мерах реагирования в отношении должностных лиц органов предварительного расследования, допустивших нарушения закона.
По делам или материалам проверок сообщений о преступлениях коррупционной, экстремистской, террористической направленности, либо совершенных несовершеннолетними, информации, представления и копии судебных решений направлять в отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, отдел по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействию экстремизму, отдел по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры области соответственно, с уведомлением управления по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью.
2.6. Обеспечить личный контроль за проведением проверок и принятием решений по сообщениям о преступлениях, не получивших окончательного разрешения в течение шести и более месяцев, а также за расследованием уголовных дел, срок следствия по которым продлен свыше шести месяцев.
Мерами прокурорского реагирования добиваться соблюдения разумных сроков уголовного судопроизводства, принятия законных и обоснованных процессуальных решений, соблюдения прав заявителей и пострадавших от преступлений.
О ходе рассмотрения названных сообщений и расследования уголовных дел, а также о принятых мерах реагирования, направленных на их завершение, соблюдение разумного срока на досудебной стадии уголовного судопроизводства, информировать управление по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры области к 10 числу ежемесячно.
2.7. Не позднее 20-дневного срока со дня принятия решения о прекращении уголовного преследования, в случае согласия с ним, при наличии обстоятельств, указанных в п. 1.16. настоящего указания, представлять в управление по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры области уголовное дело с мотивированным заключением о законности его возбуждения, задержания, привлечения лица к уголовной ответственности, избрания меры пресечения, прекращения уголовного преследования на стадии предварительного расследования.
При невозможности представить уголовное дело направлять надзорное производство и копии соответствующих материалов дела, подтверждающих выводы заключения.
В тот же срок представлять в названное управление уголовное дело с заключением о законности приостановления предварительного следствия на основании п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, в случае согласия с ним.
Заключения по делам о преступлениях коррупционной, экстремистской и террористической направленности, о преступлениях несовершеннолетних и материалы уголовных дел представлять в отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, в отдел по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействию экстремизму, в отдел по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры области соответственно.
В случае отмены решения о прекращении уголовного преследования, в 3-дневный срок представлять в соответствующие структурные подразделения аппарата прокуратуры области копии постановления о прекращении уголовного преследования и о его отмене.
2.8. Прокуроров районов в городе Воронеже, в случае согласия с принятыми решениями, указанные заключения о прекращении уголовного преследования и приостановления предварительного следствия на основании п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 208 УПК РФ с уголовными делами представлять прокурору города в 20-дневный срок со дня принятия процессуального решения.
2.9. Прокурора города Воронежа в 20-дневный срок с момента получения заключений и уголовных дел, по которым расследование прекращено, приостановлено на основании п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, в случае согласия с ними, обеспечить составление мотивированного заключения о законности принятых решений, которое вместе с уголовным делом незамедлительно представлять в управление по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры области.
По делам о преступлениях коррупционной, экстремистской и террористической направленности, о преступлениях несовершеннолетних заключения и материалы уголовных дел представлять в отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, в отдел по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействию экстремизму, в отдел по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры области соответственно.
2.10. Незамедлительно направлять в управление по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами и управление по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры области, а по делам о преступлениях коррупционной направленности, о преступлениях несовершеннолетних – в отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, в отдел по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры области информацию о вынесении судом оправдательного приговора либо постановления о прекращении уголовного дела по реабилитирующим основаниям, в том числе частично с приложением копий представлений.
В случае согласия с судебным решением об оправдании или прекращении уголовного дела по реабилитирующим основаниям, а также при отказе государственного обвинителя от обвинения, в 10-дневный срок направлять в управление по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами мотивированное заключение и надзорное производство по делу.
По делам о преступлениях коррупционной направленности информацию, заключение и надзорное производство направлять в отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции.
По результатам судебного рассмотрения уголовных дел в районных (городских) судах ежемесячно проводить сверки с данными ИЦ ГУ МВД России по Воронежской области, обеспечив своевременное внесение корректив в соответствующие учеты.
2.11. В 5-дневный срок со дня оглашения судебного решения в соответствии с которым действия лица переквалифицированы по инициативе прокурора, других участников процесса либо суда, направлять в управление по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами соответствующую информацию, в которой выражать свое мнение о законности приговора (постановления), к информации приобщать копию судебного решения.
2.12. Комплексно, не реже одного раза в полугодие, анализировать состояние прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве, сопоставляя для этого данные органов прокуратуры (в том числе результаты проверок ИВС), внутренних дел и ФСИН России (в том числе о гражданах, поступивших с телесными повреждениями; об освобожденных из ИВС, следственных изоляторов), судебного департамента, отчеты правоохранительных органов, сведения, поступающие от Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и из правозащитных организаций, жалобы граждан, публикации в средствах массовой информации и пр.
2.13. Докладные записки о состоянии надзора в данной сфере представлять в управление по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью и в управление по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами прокуратуры области ежегодно к 15 января и 15 июля. При их подготовке руководствоваться разработанными прокуратурой области методическими рекомендациями.
2.14. Положение с соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве не реже одного раза в год рассматривать на координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов.
3. Управление по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью, управление по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами, отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, отдел по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних, отдел по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействию экстремизму прокуратуры области:
3.1.Совершенствовать формы делового взаимодействия подразделений, осуществляющих надзор за следствием и дознанием, обеспечивающих участие прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами. Организовать постоянный обмен информацией, необходимой для своевременного принятия мер реагирования.
3.2. Управление по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью, отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, отдел по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействию экстремизму, отдел по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры области в 30-дневный срок с момента поступления информации о вступлении постановления суда об удовлетворении жалобы на основании ст.125 УПК РФ в законную силу проводить проверку, по результатам которой составлять мотивированное заключение о законности судебного решения, состоянии прокурорского надзора, необходимости принятия мер реагирования. Заключение представлять для утверждения курирующему заместителю прокурора области.
В случае принесения апелляционного представления на постановление об удовлетворении жалобы заключение составлять в тот же срок с момента вынесения решения судом апелляционной инстанции.
При наличии в заключении выводов о привлечении сотрудников прокуратуры к ответственности его копию передавать в отдел кадров.
3.2.1. Управление по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами в течение 10 дней с момента вынесения судом постановления в апелляционном порядке по жалобе, удовлетворенной в порядке ст.125 УПК РФ, информировать об этом структурное подразделение, проводящее проверку, с приложением копии судебного акта.
3.2.2. Отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, отдел по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействию экстремизму, отдел по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры области незамедлительно направлять в управление по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью материалы проверки вместе с заключением.
3.2.3. Управление по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры области организовать учет жалоб, удовлетворенных судом в порядке ст. 125 УПК РФ. Систематически, не реже одного раза в полугодие, обобщать и анализировать состояние прокурорского надзора на данном направлении, принимая меры по его совершенствованию.
3.3. Ежемесячно до 5 числа представлять в организационно-контрольный отдел прокуратуры области сведения о лицах, которые имеют право на реабилитацию в соответствии со ст. 133 УПК РФ.
3.4. Обеспечить подготовку мотивированных заключений, утверждаемых прокурором области:
- о законности привлечения лица к уголовной ответственности, избрании меры пресечения – в 20-дневный срок с момента получения уголовных дел от городских, районных и межрайонных прокуроров, прокуроров специализированных прокуратур, из поднадзорных органов предварительного следствия и дознания;
- о законности судебного решения об оправдании или прекращении уголовного дела по реабилитирующим основаниям – в 20-дневный срок со дня вступления судебного решения в законную силу. Информацию о нарушениях, допущенных на досудебной стадии уголовного судопроизводства, явившихся причиной вынесения оправдательного приговора либо отказа от поддержания государственного обвинения, после утверждения прокурором области соответствующего заключения, направлять руководителям органов предварительного расследования области.
3.5. По каждому случаю освобождения из-под стражи в связи с прекращением уголовного преследования в стадии следствия, дознания или судом либо постановки оправдательного приговора, прекращения уголовного дела судом по реабилитирующему основанию, в случае согласия с ними, не позднее 10-дневного срока составлять мотивированные заключения о законности принятых решений и мерах, которые необходимо принять.
Для обеспечения оперативного изучения правильности решения и достаточности мер реагирования копии заключений по делам подсудным областному суду по фактам освобождения из-под стражи лиц в связи с прекращением уголовного преследования судом либо постановки оправдательного приговора представлять непосредственно в Главное управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами, а в случае прекращения уголовного дела по реабилитирующим основаниям и освобождения из-под стражи в процессе следствия – в Главное управление по надзору за следствием Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
3.6. Контролировать положение дел с соблюдением конституционных прав и свобод граждан в уголовном судопроизводстве, комплексно решать возникающие проблемы. При выездах на места с проверками и оказанием помощи в обязательном порядке знакомиться с организацией надзора на данном участке и проверять ход исполнения настоящего указания.
3.7. Управлению по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами ежемесячно в срок до 10 числа информировать организационно-контрольный отдел о судебных решениях в соответствии, с которыми изменена квалификация действий подсудимого.
3.8. О результатах изучения состояния надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве, в том числе о причинах постановления судами оправдательных приговоров и отказов государственных обвинителей от обвинения, ежегодно к 25 января и 25 июля информировать соответствующие подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
4. В рамках деятельности рабочей группы прокуратуры области по изучению вопросов соблюдения конституционных прав и свобод граждан в уголовном судопроизводстве управление по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами, отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, отдел по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних, отдел по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействию экстремизму прокуратуры области, старшего помощника прокурора области по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний к 20 января и 20 июля представлять в управление по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры области обобщенные сведения о состоянии прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве, а также предложения по его совершенствованию
5. Считать утратившими силу указания прокурора области от 26.01.2009 N 8/15 «Об исполнении приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 27.11.2007 N 189 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве», от 13.04.2009 N 48/15 «О внесении изменений в указание прокурора Воронежской области N 8/15 от 26.01.2009», от 14.06.2012 N 90/15 «О мерах по совершенствованию прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав и свобод участников уголовного судопроизводства».
6. Контроль за исполнением настоящего указания возложить на заместителей прокурора области по направлениям деятельности.
Указание направить первому заместителю, заместителям, старшим помощникам и помощникам прокурора области, начальникам управлений и отделов прокуратуры области, городским, районным и межрайонным прокурорам, прокурорам специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.
Прокурор области
государственный советник
юстиции 2 класса Н.А. Шишкин
Тип
УказаниеПрокуратура Воронежской области
1 марта 2019, 00:08
Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве
ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРОКУРАТУРА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
У К А З А Н И Е
21 июня 2013 года
N 83/15
Воронеж
Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве
В целях обеспечения неукоснительного соблюдения конституционных прав граждан при осуществлении уголовного преследования, во исполнение требований приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 27.11.2007 N 189 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве», руководствуясь статьей 18 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,
О Б Я З Ы В А Ю:
1. Первого заместителя и заместителей, старших помощников и помощников прокурора области, начальников управлений и отделов прокуратуры области, городских, районных и межрайонных прокуроров, прокуроров специализированных прокуратур:
1.1. Обеспечить на всех стадиях уголовного судопроизводства постоянный и действенный надзор за соблюдением гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод граждан, своевременное предупреждение, выявление и пресечение нарушений законности, безотлагательное принятие мер, направленных на восстановление нарушенных прав, привлечение к ответственности виновных лиц.
1.2. Своевременно реагировать на каждый факт незаконного возбуждения уголовного дела органами расследования.
1.3. Организовать исполнение требований закона и порядка применения к гражданам процессуальных мер принуждения.
1.4. Вести учет материалов по фактам применения насилия или иного незаконного воздействия к гражданам со стороны сотрудников правоохранительных органов.
1.4.1. В случае возбуждения уголовного дела о применении насилия или иного незаконного воздействия на граждан со стороны сотрудников правоохранительных органов руководствоваться требованиями организационно-распорядительного документа прокурора области, регламентирующего порядок представления специальных донесений и иной обязательной информации.
1.4.2. При проверке законности принятых решений исходить из позиции, что в случае непредставления органом расследования разумных объяснений происхождения у заявителя телесных повреждений, вопрос о пытках и жестоком обращении толкуется в его пользу.
1.4.3. Принимать предусмотренные законом меры реагирования, направленные на устранение нарушений закона, допущенных при расследовании таких уголовных дел, и привлечение виновных должностных лиц, в том числе необеспечивших должного процессуального контроля, к ответственности.
1.4.4. При осуществлении надзора за рассмотрением сообщений о преступлениях и расследованием уголовных дел указанной категории обращать внимание на качество оперативного сопровождения, полноту принимаемых сотрудниками полиции, в том числе ОРЧ СБ ГУ МВД России по Воронежской области, мер по надлежащему исполнению поручений следователей о проведении служебных проверок, оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий.
В ходе проверки законности принятых решений о приостановлении расследования на основании п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ одновременно изучать дела оперативного учета, заведенные для раскрытия преступлений этой категории.
1.5. Ответственно подходить к вопросу о даче дознавателю согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании подозреваемому или обвиняемому меры пресечения в виде заключения под стражу, либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения; тщательно изучать все материалы, являющиеся основанием для направления в суд такого ходатайства; учитывать данные о личности, возрасте, семейном положении, а также другие существенные обстоятельства. Решать вопрос положительно только в тех случаях, когда имеются основания, предусмотренные ч. 1 ст. 108 УПК РФ, а применение иных мер пресечения невозможно.
1.6. Обеспечить участие прокуроров в судебных заседаниях при рассмотрении судом ходатайств следственных органов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, продлении сроков содержания под стражей; изучать материалы, их обосновывающие, а в необходимых случаях – уголовные дела; при выявлении нарушений прав принимать меры к их устранению.
Прокурорам, участвующим при рассмотрении указанных ходатайств в ходе досудебного производства, принципиально отстаивать избранную позицию. В случае выявления нарушений закона своевременно приносить представления на незаконные судебные решения. Ориентировать суд на указание в соответствующих судебных постановлениях срока, до которого избрана (продлена) мера пресечения.
1.7. Старшего помощника прокурора области, прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законов в следственных изоляторах, регулярно проверять законность содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осужденных. При выявлении лиц, содержащихся там без законных на то оснований, а также лиц, срок содержания под стражей которых истек, незамедлительно принимать меры к их освобождению.
По каждому факту незаконного содержания граждан в следственном изоляторе проводить проверки. При наличии к тому оснований выносить мотивированное постановление в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ и направлять материалы для решения вопроса об уголовном преследовании в соответствующий следственный орган.
1.8. При подготовке и согласовании отчетов, содержащих данные о количестве лиц, заключенных под стражу, освобожденных органами следствия, дознания и судом проводить сверки с отчетами подразделений УФСИН России по Воронежской области, судов Воронежской области. В случае расхождения названных показателей устанавливать причины этого, добиваться внесения достоверных сведений и привлечения к ответственности лиц, допустивших сокрытие указанных фактов.
1.9. Принимать меры реагирования во всех случаях незаконного ограничения права гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также проникновения в жилище при отсутствии предусмотренных законом оснований.
1.10. При получении сведений об оставлении без присмотра и помощи несовершеннолетних детей подозреваемых или обвиняемых, других иждивенцев, а также престарелых родителей, нуждающихся в постороннем уходе, обеспечить выполнение следователями и дознавателями требований ст. 160 УПК РФ.
1.11. Осуществляя надзор за законностью действий и решений органов следствия и дознания, уделять особое внимание правовому и фактическому положению потерпевших. С целью защиты их прав и законных интересов, принимать меры к обеспечению гражданских исков в уголовном деле.
Проверяя уголовные дела, в том числе прекращенные по нереабилитирующим основаниям, обращать внимание на установление причиненного ущерба гражданам и его возмещение виновными лицами в добровольном порядке.
При осуществлении надзора за предварительным расследованием, в каждом случае рассматривать вопрос об использовании полномочий, предоставленных ч. 3 ст. 44 УПК РФ по предъявлению в суд исков в защиту интересов несовершеннолетних, лиц, признанных недееспособными либо ограниченно дееспособными, лиц, которые по иным причинам не могут сами защищать свои права и законные интересы, а также государства.
1.12. На всех стадиях досудебного производства обращать особое внимание на обеспечение гарантии потерпевшим доступа к правосудию, права на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина, права на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе на соблюдение права подозреваемого и обвиняемого на защиту (ст. ст. 46, 48, 52 Конституции Российской Федерации). При этом иметь в виду, что заявленный этими лицами отказ от защитника не должен быть вынужденным и может быть принят лишь при наличии реальной возможности участия защитника в деле.
1.13. Обеспечить обязательное участие прокурора, осуществляющего надзор за предварительным следствием и дознанием, в судебном рассмотрении жалоб в порядке ст. 125 УПК РФ.
При получении информации о поступлении в суд жалобы, незамедлительно истребовать уголовные дела и материалы, относящиеся к обжалуемому действию (бездействию) или решению, лично осуществлять в порядке контроля проверку их законности. Принимать меры к устранению выявленных нарушений, о чем безотлагательно информировать суд. При необходимости представлять в суд акты прокурорского реагирования, опровергающие доводы заявителя о бездействии органов прокуратуры.
1.14. Не реже одного раза в полугодие анализировать состояние законности при рассмотрении жалоб участников уголовного судопроизводства прокурором и судом в порядке ст. ст. 124, 125 УПК РФ. Результаты анализа использовать для совершенствования надзора за соблюдением конституционных прав и свобод граждан в уголовном судопроизводстве.
1.15. Своевременно реализовывать предоставленные законом полномочия по устранению нарушений уголовно-процессуального законодательства, допускаемых на досудебных стадиях уголовного судопроизводства, влекущих нарушение сроков расследования.
1.16. При проверке законности постановления о прекращении уголовного дела обращать внимание на неукоснительное соблюдение требований ст.ст. 133-135 УПК РФ.
Во всех случаях прекращения уголовного преследования в отношении лица по реабилитирующему основанию на стадии предварительного расследования, судом либо вынесения оправдательного приговора, прекращения уголовного дела в связи с отказом от обвинения проводить проверку на предмет законности принятых решений.
Исходить из того, что в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством преследование прекращается в отношении лица при:
- возбуждении в отношении него уголовного дела;
- задержании в порядке ст.ст. 91, 92 УПК РФ;
- применении меры пресечения, в том числе до предъявления обвинения в соответствии со ст. 100 УПК РФ;
- уведомлении лица о подозрении в совершении преступления в порядке, установленном ст. 223.1 УПК РФ;
- вынесении постановления о привлечении в качестве обвиняемого;
- составлении обвинительного акта, постановления.
Особое внимание уделять законности прекращения уголовных дел, в том числе по нереабилитирующим основаниям, обоснованности применения положений ст. ст. 25 и 28 УПК РФ, исключая факты прекращения уголовных дел (уголовного преследования) в отношении лиц, ранее совершавших преступления, а также при отсутствии сведений о раскаянии и возмещении причиненного вреда.
1.17. Усилить надзор за законностью решений о приостановлении расследования. Исключить факты их необоснованного вынесения на основании п.п. 2, 3, 4 ч. 1 ст. 208 УПК РФ.
1.18. Принять меры к исключению фактов длительного непринятия (свыше 5 суток) уголовных дел к производству после отмены по ним незаконных процессуальных решений о приостановлении предварительного расследования, прекращении уголовного дела, либо после возвращении их для дополнительного расследования.
1.19. Систематически, не реже одного раза в полугодие, в поднадзорных органах расследования проверять соблюдение требований уголовно-процессуального законодательства о порядке хранения, передачи, возврата и уничтожения вещественных доказательств по уголовным делам и материалам процессуальных проверок.
1.20. Постоянно совершенствовать работу по поддержанию государственного обвинения. Назначать государственных обвинителей заблаговременно, с тем, чтобы обеспечить тщательное изучение ими материалов уголовного дела. Активно участвовать в судебном следствии, последовательно проверять полноту, всесторонность и объективность собранных в процессе предварительного расследования доказательств, всемерно способствовать установлению судом истины, необходимой для вынесения законного, обоснованного и справедливого решения. При определении своей позиции по поводу наказания подсудимому строго руководствоваться требованиями закона о его соразмерности и справедливости с учетом характера и степени общественной опасности преступления, личности виновного, а также обстоятельств, смягчающих или отягчающих наказание.
При расхождении позиции государственного обвинителя и прокурора, утвердившего обвинительное заключение (акт, постановление), безотлагательно принимать согласованные меры, обеспечивающие законность и обоснованность государственного обвинения. В соответствии со ст. 246 УПК РФ в необходимых случаях решать вопрос о замене государственного обвинителя, либо о поддержании обвинения лично прокурором, утвердившим обвинительное заключение (акт, постановление). Считать нарушением служебного долга как требование о постановлении обвинительного приговора при отсутствии доказательств виновности подсудимого, так и необоснованный отказ государственного обвинителя от обвинения.
В соответствии с законом настойчиво добиваться в апелляционном, кассационном и надзорном порядке устранения нарушений, допущенных судом, исходя из представленных законом полномочий, обеспечить своевременное принесение представления в целях отмены либо изменения каждого незаконного, необоснованного и несправедливого приговора, определения или постановления суда независимо от позиции государственных обвинителей. Пропуск по неуважительной причине установленного законом срока для принесения представления расценивать как ненадлежащее исполнение служебных обязанностей. Уделять особое внимание повышению качества апелляционных и кассационных представлений, их аргументированности. Добиваться исключения случаев принесения необоснованных представлений, регулярно анализировать практику кассационного и апелляционного обжалования.
1.21. Анализировать сведения об освобожденных из ИВС и СИЗО лицах, контролировать принятие итоговых решений по соответствующим уголовным делам, в том числе возвращенным прокурором для производства дополнительного следствия, а также судом в порядке ст. 237 УПК РФ. Проверять данные информационного центра ГУ МВД России по Воронежской области о прекращении уголовных дел (уголовного преследования) по реабилитирующим основаниям, в том числе в отношении лиц, привлечение которых к уголовной ответственности сопровождалось выставлением статистической карточки формы 1.2.
С целью недопущения фактов искажения статистических сведений о количестве задержанных лиц, освобожденных из ИВС, СИЗО, привлекавшихся к уголовной ответственности и уголовное преследование в отношении которых впоследствии прекращено, вести их персонифицированные учеты.
1.22. Регулярно информировать общественность, в том числе через средства массовой информации, о мерах, принимаемых прокурорами по укреплению законности и усилению защиты конституционных прав и свобод граждан в уголовном судопроизводстве.
2. Городских, районных и межрайонных прокуроров, прокуроров специализированных прокуратур:
2.1. В случае отмены постановления о возбуждении уголовного дела в течение суток представлять в управление по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры области копии соответствующего постановления, а также материалов, подтверждающих его обоснованность.
По делам о преступлениях коррупционной, экстремистской и террористической направленности, о преступлениях несовершеннолетних названные документы представлять в отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, в отдел по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействию экстремизму, в отдел по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры области соответственно.
Копии решений об отмене постановления о возбуждении уголовного дела по делам названной категории также направлять в управление по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры области.
2.2. Обеспечить ежедневные проверки законности задержания граждан по подозрению в совершении преступлений и их пребывания в изоляторах временного содержания. Проводить проверки мест содержания задержанных, в том числе в вечернее и ночное время, в выходные и праздничные дни, при этом обращать внимание на материально-бытовые условия содержания задержанных.
При проверках законности задержания граждан по подозрению в совершении преступлений и их пребывания в изоляторах временного содержания, выяснять основания такого решения, проверять соблюдение прав подозреваемых. В каждом случае устанавливать причины допущенных нарушений, в том числе с учетом заявлений и жалоб этих лиц.
2.2.1. Принципиально реагировать на нарушения порядка задержания, несоответствия данных, содержащихся в протоколе задержания, фактическим обстоятельствам произошедшего. Систематически проверять обоснованность содержания лиц в камерах административного задержания, пресекая случаи задержания подозреваемых в совершении преступлений на основании протоколов об административных правонарушениях.
2.2.2. При проверках изоляторов временного содержания обращать внимание на факты отсутствия административно-задержанных и следственно-арестованных в камерах, давать оценку законности их вывода.
Осуществлять ежемесячные сверки с медицинскими учреждениями фактов вызова бригады скорой помощи в помещения территориальных подразделений правоохранительных органов. При этом устанавливать причины вызовов, а также обстоятельства, изложенные лицами, которым оказывалась медицинская помощь.
2.3. В каждом случае лично контролировать своевременную регистрацию, разрешение заявлений и сообщений о преступлениях, связанных с применением насилия или иного незаконного воздействия со стороны сотрудников правоохранительных органов при превышении ими должностных полномочий.
При наличии к тому оснований выносить мотивированное постановление в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ и направлять материалы для решения вопроса об уголовном преследовании в соответствующий следственный орган.
Копии постановлений, вынесенных по данным фактам, в суточный срок направлять в управление по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры области.
2.3.1. Информировать управление по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры области в 5-суточный срок о каждом поступившем в правоохранительные органы сообщении данной категории, а также результатах процессуальной проверки.
2.3.2. При согласии с постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, прекращении уголовного дела (уголовного преследования) или приостановлении предварительного расследования заключение о его законности вместе с материалами процессуальной проверки и уголовные дела в 20-суточный срок с момента принятия решения направлять в управление по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры области.
2.4. Ежеквартально представлять в управление по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры области к 5 числу месяца, следующего за отчетным периодом, копии предъявленных в порядке ч. 3 ст. 44 УПК РФ исков, а также состоявшихся судебных решений.
2.5. По каждому факту вынесения судом решения об удовлетворении жалобы в порядке ст. 125 УПК РФ в 10-дневный срок направлять информацию с приложением копии постановления суда в управление по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры области.
В информации отражать причины удовлетворения жалобы, сведения об обжаловании решения суда участниками уголовного судопроизводства. В случае принесения апелляционного представления вместе с информацией направлять его копию.
В течение 10 суток информировать названное управление о вступлении в законную силу постановления суда об удовлетворении жалобы в соответствии со ст. 125 УПК РФ или его отмене (изменении) вышестоящим судом, с приложением копии судебного решения.
Одновременно сообщать о принятых мерах реагирования в отношении должностных лиц органов предварительного расследования, допустивших нарушения закона.
По делам или материалам проверок сообщений о преступлениях коррупционной, экстремистской, террористической направленности, либо совершенных несовершеннолетними, информации, представления и копии судебных решений направлять в отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, отдел по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействию экстремизму, отдел по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры области соответственно, с уведомлением управления по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью.
2.6. Обеспечить личный контроль за проведением проверок и принятием решений по сообщениям о преступлениях, не получивших окончательного разрешения в течение шести и более месяцев, а также за расследованием уголовных дел, срок следствия по которым продлен свыше шести месяцев.
Мерами прокурорского реагирования добиваться соблюдения разумных сроков уголовного судопроизводства, принятия законных и обоснованных процессуальных решений, соблюдения прав заявителей и пострадавших от преступлений.
О ходе рассмотрения названных сообщений и расследования уголовных дел, а также о принятых мерах реагирования, направленных на их завершение, соблюдение разумного срока на досудебной стадии уголовного судопроизводства, информировать управление по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры области к 10 числу ежемесячно.
2.7. Не позднее 20-дневного срока со дня принятия решения о прекращении уголовного преследования, в случае согласия с ним, при наличии обстоятельств, указанных в п. 1.16. настоящего указания, представлять в управление по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры области уголовное дело с мотивированным заключением о законности его возбуждения, задержания, привлечения лица к уголовной ответственности, избрания меры пресечения, прекращения уголовного преследования на стадии предварительного расследования.
При невозможности представить уголовное дело направлять надзорное производство и копии соответствующих материалов дела, подтверждающих выводы заключения.
В тот же срок представлять в названное управление уголовное дело с заключением о законности приостановления предварительного следствия на основании п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, в случае согласия с ним.
Заключения по делам о преступлениях коррупционной, экстремистской и террористической направленности, о преступлениях несовершеннолетних и материалы уголовных дел представлять в отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, в отдел по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействию экстремизму, в отдел по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры области соответственно.
В случае отмены решения о прекращении уголовного преследования, в 3-дневный срок представлять в соответствующие структурные подразделения аппарата прокуратуры области копии постановления о прекращении уголовного преследования и о его отмене.
2.8. Прокуроров районов в городе Воронеже, в случае согласия с принятыми решениями, указанные заключения о прекращении уголовного преследования и приостановления предварительного следствия на основании п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 208 УПК РФ с уголовными делами представлять прокурору города в 20-дневный срок со дня принятия процессуального решения.
2.9. Прокурора города Воронежа в 20-дневный срок с момента получения заключений и уголовных дел, по которым расследование прекращено, приостановлено на основании п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, в случае согласия с ними, обеспечить составление мотивированного заключения о законности принятых решений, которое вместе с уголовным делом незамедлительно представлять в управление по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры области.
По делам о преступлениях коррупционной, экстремистской и террористической направленности, о преступлениях несовершеннолетних заключения и материалы уголовных дел представлять в отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, в отдел по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействию экстремизму, в отдел по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры области соответственно.
2.10. Незамедлительно направлять в управление по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами и управление по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры области, а по делам о преступлениях коррупционной направленности, о преступлениях несовершеннолетних – в отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, в отдел по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры области информацию о вынесении судом оправдательного приговора либо постановления о прекращении уголовного дела по реабилитирующим основаниям, в том числе частично с приложением копий представлений.
В случае согласия с судебным решением об оправдании или прекращении уголовного дела по реабилитирующим основаниям, а также при отказе государственного обвинителя от обвинения, в 10-дневный срок направлять в управление по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами мотивированное заключение и надзорное производство по делу.
По делам о преступлениях коррупционной направленности информацию, заключение и надзорное производство направлять в отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции.
По результатам судебного рассмотрения уголовных дел в районных (городских) судах ежемесячно проводить сверки с данными ИЦ ГУ МВД России по Воронежской области, обеспечив своевременное внесение корректив в соответствующие учеты.
2.11. В 5-дневный срок со дня оглашения судебного решения в соответствии с которым действия лица переквалифицированы по инициативе прокурора, других участников процесса либо суда, направлять в управление по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами соответствующую информацию, в которой выражать свое мнение о законности приговора (постановления), к информации приобщать копию судебного решения.
2.12. Комплексно, не реже одного раза в полугодие, анализировать состояние прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве, сопоставляя для этого данные органов прокуратуры (в том числе результаты проверок ИВС), внутренних дел и ФСИН России (в том числе о гражданах, поступивших с телесными повреждениями; об освобожденных из ИВС, следственных изоляторов), судебного департамента, отчеты правоохранительных органов, сведения, поступающие от Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и из правозащитных организаций, жалобы граждан, публикации в средствах массовой информации и пр.
2.13. Докладные записки о состоянии надзора в данной сфере представлять в управление по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью и в управление по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами прокуратуры области ежегодно к 15 января и 15 июля. При их подготовке руководствоваться разработанными прокуратурой области методическими рекомендациями.
2.14. Положение с соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве не реже одного раза в год рассматривать на координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов.
3. Управление по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью, управление по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами, отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, отдел по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних, отдел по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействию экстремизму прокуратуры области:
3.1.Совершенствовать формы делового взаимодействия подразделений, осуществляющих надзор за следствием и дознанием, обеспечивающих участие прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами. Организовать постоянный обмен информацией, необходимой для своевременного принятия мер реагирования.
3.2. Управление по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью, отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, отдел по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействию экстремизму, отдел по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры области в 30-дневный срок с момента поступления информации о вступлении постановления суда об удовлетворении жалобы на основании ст.125 УПК РФ в законную силу проводить проверку, по результатам которой составлять мотивированное заключение о законности судебного решения, состоянии прокурорского надзора, необходимости принятия мер реагирования. Заключение представлять для утверждения курирующему заместителю прокурора области.
В случае принесения апелляционного представления на постановление об удовлетворении жалобы заключение составлять в тот же срок с момента вынесения решения судом апелляционной инстанции.
При наличии в заключении выводов о привлечении сотрудников прокуратуры к ответственности его копию передавать в отдел кадров.
3.2.1. Управление по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами в течение 10 дней с момента вынесения судом постановления в апелляционном порядке по жалобе, удовлетворенной в порядке ст.125 УПК РФ, информировать об этом структурное подразделение, проводящее проверку, с приложением копии судебного акта.
3.2.2. Отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, отдел по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействию экстремизму, отдел по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры области незамедлительно направлять в управление по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью материалы проверки вместе с заключением.
3.2.3. Управление по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры области организовать учет жалоб, удовлетворенных судом в порядке ст. 125 УПК РФ. Систематически, не реже одного раза в полугодие, обобщать и анализировать состояние прокурорского надзора на данном направлении, принимая меры по его совершенствованию.
3.3. Ежемесячно до 5 числа представлять в организационно-контрольный отдел прокуратуры области сведения о лицах, которые имеют право на реабилитацию в соответствии со ст. 133 УПК РФ.
3.4. Обеспечить подготовку мотивированных заключений, утверждаемых прокурором области:
- о законности привлечения лица к уголовной ответственности, избрании меры пресечения – в 20-дневный срок с момента получения уголовных дел от городских, районных и межрайонных прокуроров, прокуроров специализированных прокуратур, из поднадзорных органов предварительного следствия и дознания;
- о законности судебного решения об оправдании или прекращении уголовного дела по реабилитирующим основаниям – в 20-дневный срок со дня вступления судебного решения в законную силу. Информацию о нарушениях, допущенных на досудебной стадии уголовного судопроизводства, явившихся причиной вынесения оправдательного приговора либо отказа от поддержания государственного обвинения, после утверждения прокурором области соответствующего заключения, направлять руководителям органов предварительного расследования области.
3.5. По каждому случаю освобождения из-под стражи в связи с прекращением уголовного преследования в стадии следствия, дознания или судом либо постановки оправдательного приговора, прекращения уголовного дела судом по реабилитирующему основанию, в случае согласия с ними, не позднее 10-дневного срока составлять мотивированные заключения о законности принятых решений и мерах, которые необходимо принять.
Для обеспечения оперативного изучения правильности решения и достаточности мер реагирования копии заключений по делам подсудным областному суду по фактам освобождения из-под стражи лиц в связи с прекращением уголовного преследования судом либо постановки оправдательного приговора представлять непосредственно в Главное управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами, а в случае прекращения уголовного дела по реабилитирующим основаниям и освобождения из-под стражи в процессе следствия – в Главное управление по надзору за следствием Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
3.6. Контролировать положение дел с соблюдением конституционных прав и свобод граждан в уголовном судопроизводстве, комплексно решать возникающие проблемы. При выездах на места с проверками и оказанием помощи в обязательном порядке знакомиться с организацией надзора на данном участке и проверять ход исполнения настоящего указания.
3.7. Управлению по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами ежемесячно в срок до 10 числа информировать организационно-контрольный отдел о судебных решениях в соответствии, с которыми изменена квалификация действий подсудимого.
3.8. О результатах изучения состояния надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве, в том числе о причинах постановления судами оправдательных приговоров и отказов государственных обвинителей от обвинения, ежегодно к 25 января и 25 июля информировать соответствующие подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
4. В рамках деятельности рабочей группы прокуратуры области по изучению вопросов соблюдения конституционных прав и свобод граждан в уголовном судопроизводстве управление по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами, отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, отдел по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних, отдел по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействию экстремизму прокуратуры области, старшего помощника прокурора области по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний к 20 января и 20 июля представлять в управление по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры области обобщенные сведения о состоянии прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве, а также предложения по его совершенствованию
5. Считать утратившими силу указания прокурора области от 26.01.2009 N 8/15 «Об исполнении приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 27.11.2007 N 189 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве», от 13.04.2009 N 48/15 «О внесении изменений в указание прокурора Воронежской области N 8/15 от 26.01.2009», от 14.06.2012 N 90/15 «О мерах по совершенствованию прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав и свобод участников уголовного судопроизводства».
6. Контроль за исполнением настоящего указания возложить на заместителей прокурора области по направлениям деятельности.
Указание направить первому заместителю, заместителям, старшим помощникам и помощникам прокурора области, начальникам управлений и отделов прокуратуры области, городским, районным и межрайонным прокурорам, прокурорам специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.
Прокурор области
государственный советник
юстиции 2 класса Н.А. Шишкин
Все права защищены