Прокурор разъясняет - Прокуратура Ивановской области
Прокурор разъясняет
- 25 июля 2013, 17:04
Как было установлено проверкой, в принятии несовершеннолетнего в первый класс было отказано в связи с отсутствием свободных мест. По данному основанию в принятии в первый класс было отказано еще семи несовершеннолетним, шестеро из которых также как и ребенок заявителя имели постоянную регистрацию на микроучастке закрепленном за гимназией №23.
В 2013-2014 учебном году в школе будет открыто 3 первых класса. Возможности открыть дополнительный первый класс в указанном общеобразовательном учреждении нет в связи с отсутствием свободного помещения. В соответствии с п.10.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек. При этом, на 24.04.2013 в первый класс МБОУ гимназию №23 было принято 83 ребенка. Приказом директора от 23.05.2013 года двое несовершеннолетних были отчислены из гимназии в связи с переменой места жительства и зачислением на обучение в другие образовательные учреждения.
Таким образом, в настоящее время в первый класс на 2013-2014 учебный год принят 81 несовершеннолетний, что является нарушением п.10.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 и образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.6.7 ч.1 КоАП РФ «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения», срок привлечения к административной ответственности за совершение которого в соответствии со ст.4.5 КоАП РФ в настоящее время истек, поскольку с момента издания последнего приказа о зачислении в первый класс прошло более 2-х месяцев.
При проверке обоснованности принятия несовершеннолетних в общеобразовательное учреждение прокуратурой выявлены факты зачисления несовершеннолетних в гимназию на основании свидетельств о регистрации по месту пребывания (то есть по временной прописке), срок действия которых истек сразу после подачи заявлений в школу или истечет до начала учебного года, либо в новом учебном году.
В ходе проверки установлено, что из 81 несовершеннолетнего, зачисленных в первый класс МБОУ гимназии №23 только 61 несовершеннолетний имеют постоянную прописку по месту жительства, либо имели (имеют) временную прописку по месту пребывания на микроучастке, закрепленном за гимназией №23 у родственников (одного из родителей, бабушек, дедушек и т.д.). Зачисление только 61 несовершеннолетнего в 1-й класс гимназии №23 является законным. 20 несовершеннолетних были зачислены в школу незаконно.
5 несовершеннолетних на момент подачи заявлений в первый класс (в марте 2013 года) имели временную регистрацию на микроучастке, закрепленном за школой, срок регистрации истек непосредственно после подачи заявлений о приеме в школу. Временная регистрация была оформлена накануне подачи документов в школу. Срок временной регистрации составлял от 1 до 3- месяцев.
2 несовершеннолетних на момент подачи заявлений имели постоянную регистрацию на микроучастке, закрепленном за школой, но сразу после подачи документов, до издания приказов о зачислении в первый класс сменили постоянное место жительство, о чем администрацию школы в известность не поставили.
12 зачисленных в первый класс несовершеннолетних имеют временную регистрацию на микроучастке закрепленном за школой (срок действия регистраций истекает в период с 28.07.2013 г. по 23.03.2014). Как было установлено проверкой проведенной с привлечением сотрудников ОП №3 УМВД России по г.Иваново и ОУФМС России по Ивановской области в Советском районе несовершеннолетние вместе с родителями не проживают и никогда не проживали по адресам указанным в документах, представленных на зачисление в гимназию №23.
Кроме того, выявлен 1 факт предоставления в МБОУ гимназию №23 заведомо подложного документа – справки о регистрации на микроучастке закрепленном за школой. Информация, содержащаяся в справке, не соответствует действительности, поскольку граждане, указанные в справке имеют регистрацию по месту жительства по другому адресу. Указанный подложный документ был предоставлен с целью зачисления ребенка в число учащихся 1 класса МБОУ гимназии №23, как лицо, зарегистрированное на микроучастке, закрепленном за школой. Приказом директора МБОУ гимназии №23 №15/1-У от 21.03.2013 года несовершеннолетний на основании подложного документа, информация изложенная в котором не соответствовала действительности был зачислен в первый класс.
По данному факту прокуратурой района 24.07.2013 года вынесено постановление о направлении материалов проверки в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании в отношении лица представившего в МБОУ гимназию №23 заведомо подложный документ по статье 327 части 3 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
На приказы директора МБОУ гимназии №23 о зачислении в первый класс указанных двадцати несовершеннолетних принесены протесты, как изданные необоснованно, в связи с предоставлением справок о регистрации по месту пребывания, произведенных на основании сведений, не соответствующих действительности в нарушение требований Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Фактически данные граждане подлежат снятию с регистрационного учета по адресам, указанным в свидетельствах о временной регистрации. В отношении 12 несовершеннолетних и их родителей прокуратурой района будут подготовлены иски о снятии их с регистрационного учета в соответствии с вышеуказанным законом и ст.167 170 ГК РФ.
Указанные несовершеннолетние могут быть зачислены в первый класс только с 1.08.2013 года, как лица, не зарегистрированные на закрепленной территории.
Таким образом, доводы заявителя о том, что в школу приняты несовершеннолетние, проживающие не на микроучастке, закрепленном за школой, а детям, имеющим постоянную регистрацию с момента рождения на закрепленной территории, в приеме в первый класс отказано нашли свое подтверждение в ходе прокурорской проверки.
Несколько детей, принятых в первый класс имеют регистрацию по месту жительства и фактически проживают в отдаленных от гимназии №23 районах: с.Богородское, район Рабочего поселка, 30-й Микрорайон, Сортировка и др.
В соответствии с частью 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации и пунктом 3 статьи 5 действующего Закона РФ «Об образовании» №3266-1 от 10.07.1992 года государство гарантирует гражданам общедоступность общего образования. При этом граждане вправе выбирать любое образовательное учреждение, реализующее образовательные программы общего образования, независимо, в том числе, от места жительства.
Вместе с тем при получении общего образования должна быть обеспечена территориальная доступность образовательного учреждения для всех граждан, которые проживают на близлежащей территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня. В соответствии с п.5 Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 февраля2012 г. N 107 правила приема граждан в муниципальные учреждения для обучения по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием в указанные образовательные учреждения граждан, которые проживают на территории муниципального района, городского округа, закрепленной соответствующими органами местного самоуправления за конкретным муниципальным учреждением (далее — закрепленная территория), и имеющих право на получение общего образования (далее — закрепленные лица).
Как было установлено в ходе проверки, права на получение образования по месту жительства семи несовершеннолетних были нарушены в связи с зачислением детей, проживающих не на закрепленной территории.
Указанные обстоятельства не могли быть выявлены администрацией школы, в связи с отсутствием полномочий проверки предоставляемых документов недобросовестными гражданами. Администрация школы при приеме детей в первый класс руководствовалась Порядком приема граждан в общеобразовательные учреждения, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 15 февраля2012 г. N 107 согласно положениям которого, первоочередной прием в учреждение должен осуществлять на основании документов о регистрации по месту жительства (месту пребывания) на территории, закрепленной за общеобразовательным учреждением.
В связи с изложенным в действиях школы и должностных лиц общеобразовательного учреждения признаки административного правонарушения, предусмотренного ст.5.57 КоА ПФ «Нарушение права на образование и предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных организаций» отсутствуют.
Вместе с тем, заявителем обжаловались действия МБОУ гимназии №23 в Управление образования Администрации города Иваново, в Администрацию г.Иваново, в комитет по социальной политике Ивановской областной Думы, которые имеют соответствующие полномочия по проверке документов, однако заявителю были даны ответы об отсутствии нарушений законодательства.
24 июля 2013 года заявитель был вызван в прокуратуру района для разъяснения возможности зачисления его ребенка в первый класс МБОУ гимназии №23 в судебном порядке, в случае непринятия ребенка по требованию прокуратуры, в связи с выявленными нарушениями в ходе прокурорской проверки. Заявитель пояснил, что после многочисленных переписок с различными органами и организациями в целях защиты прав его ребенка на получение образования по месту жительства он и его супруга боятся, что к их ребенку в МБОУ гимназии №23 может сложиться негативное отношение, в связи с чем, проверку по жалобе просил прекратить. Кроме того, получив многочисленные отказы от разных инстанций он и его супруга настроились водить ребенка в другую школу, заказали школьную форму по образцу, утвержденному школой, принявшей ребенка.
По результатам проверки будет внесено представление в адрес главы администрации города Иваново.
В адрес начальника Управления образования Администрации города Иваново направлено требование о принятии мер по защите прав несовершеннолетних на получение образования, которые будут отчислены по протестам прокуратуры района из МБОУ гимназии №23. А также о размещении информации о выявленных нарушениях на сайтах Управления образования Администрации города Иваново и МБОУ гимназии №23 с целью информирования граждан о необходимости обратиться в МБОУ гимназию №23 для уточнения сведений о зачислении детей в первый класс на 2013-2014 учебный год. Списки зачисленных в первый класс детей должны быть размещены на стенде в МБОУ гимназии №23 и на официальном сайте МБОУ гимназии №23.
В целях защиты прав несовершеннолетних все данные обезличены.
Хотелось бы особо отметить, что Гимназия №23 находитсяв городе Иваново на ул.Шошина, д.15Б, а заявитель по жалобе, в ходе которой вскрыты все вышеописанные нарушения, живет в соседнем доме, а теперь чтобы дойти до школы, куда дали направление в Управлениии образования, маленькому ребенку необходимо преодолеть две оживленные трассы на проспекте Шереметево. …
Прокуратура Ивановской области
25 июля 2013, 17:04
Прокуратурой Советского района г.Иваново выявлены грубейшие нарушения закона при проведении проверки в МБОУ гимназии №23 по жалобе об отказе в принятии в первый класс несовершеннолетнего ребенка, имеющего регистрацию по месту жительства на территории микроучастка, закрепленного за образовательным учреждением.
Как было установлено проверкой, в принятии несовершеннолетнего в первый класс было отказано в связи с отсутствием свободных мест. По данному основанию в принятии в первый класс было отказано еще семи несовершеннолетним, шестеро из которых также как и ребенок заявителя имели постоянную регистрацию на микроучастке закрепленном за гимназией №23.
В 2013-2014 учебном году в школе будет открыто 3 первых класса. Возможности открыть дополнительный первый класс в указанном общеобразовательном учреждении нет в связи с отсутствием свободного помещения. В соответствии с п.10.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек. При этом, на 24.04.2013 в первый класс МБОУ гимназию №23 было принято 83 ребенка. Приказом директора от 23.05.2013 года двое несовершеннолетних были отчислены из гимназии в связи с переменой места жительства и зачислением на обучение в другие образовательные учреждения.
Таким образом, в настоящее время в первый класс на 2013-2014 учебный год принят 81 несовершеннолетний, что является нарушением п.10.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 и образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.6.7 ч.1 КоАП РФ «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения», срок привлечения к административной ответственности за совершение которого в соответствии со ст.4.5 КоАП РФ в настоящее время истек, поскольку с момента издания последнего приказа о зачислении в первый класс прошло более 2-х месяцев.
При проверке обоснованности принятия несовершеннолетних в общеобразовательное учреждение прокуратурой выявлены факты зачисления несовершеннолетних в гимназию на основании свидетельств о регистрации по месту пребывания (то есть по временной прописке), срок действия которых истек сразу после подачи заявлений в школу или истечет до начала учебного года, либо в новом учебном году.
В ходе проверки установлено, что из 81 несовершеннолетнего, зачисленных в первый класс МБОУ гимназии №23 только 61 несовершеннолетний имеют постоянную прописку по месту жительства, либо имели (имеют) временную прописку по месту пребывания на микроучастке, закрепленном за гимназией №23 у родственников (одного из родителей, бабушек, дедушек и т.д.). Зачисление только 61 несовершеннолетнего в 1-й класс гимназии №23 является законным. 20 несовершеннолетних были зачислены в школу незаконно.
5 несовершеннолетних на момент подачи заявлений в первый класс (в марте 2013 года) имели временную регистрацию на микроучастке, закрепленном за школой, срок регистрации истек непосредственно после подачи заявлений о приеме в школу. Временная регистрация была оформлена накануне подачи документов в школу. Срок временной регистрации составлял от 1 до 3- месяцев.
2 несовершеннолетних на момент подачи заявлений имели постоянную регистрацию на микроучастке, закрепленном за школой, но сразу после подачи документов, до издания приказов о зачислении в первый класс сменили постоянное место жительство, о чем администрацию школы в известность не поставили.
12 зачисленных в первый класс несовершеннолетних имеют временную регистрацию на микроучастке закрепленном за школой (срок действия регистраций истекает в период с 28.07.2013 г. по 23.03.2014). Как было установлено проверкой проведенной с привлечением сотрудников ОП №3 УМВД России по г.Иваново и ОУФМС России по Ивановской области в Советском районе несовершеннолетние вместе с родителями не проживают и никогда не проживали по адресам указанным в документах, представленных на зачисление в гимназию №23.
Кроме того, выявлен 1 факт предоставления в МБОУ гимназию №23 заведомо подложного документа – справки о регистрации на микроучастке закрепленном за школой. Информация, содержащаяся в справке, не соответствует действительности, поскольку граждане, указанные в справке имеют регистрацию по месту жительства по другому адресу. Указанный подложный документ был предоставлен с целью зачисления ребенка в число учащихся 1 класса МБОУ гимназии №23, как лицо, зарегистрированное на микроучастке, закрепленном за школой. Приказом директора МБОУ гимназии №23 №15/1-У от 21.03.2013 года несовершеннолетний на основании подложного документа, информация изложенная в котором не соответствовала действительности был зачислен в первый класс.
По данному факту прокуратурой района 24.07.2013 года вынесено постановление о направлении материалов проверки в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании в отношении лица представившего в МБОУ гимназию №23 заведомо подложный документ по статье 327 части 3 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
На приказы директора МБОУ гимназии №23 о зачислении в первый класс указанных двадцати несовершеннолетних принесены протесты, как изданные необоснованно, в связи с предоставлением справок о регистрации по месту пребывания, произведенных на основании сведений, не соответствующих действительности в нарушение требований Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Фактически данные граждане подлежат снятию с регистрационного учета по адресам, указанным в свидетельствах о временной регистрации. В отношении 12 несовершеннолетних и их родителей прокуратурой района будут подготовлены иски о снятии их с регистрационного учета в соответствии с вышеуказанным законом и ст.167 170 ГК РФ.
Указанные несовершеннолетние могут быть зачислены в первый класс только с 1.08.2013 года, как лица, не зарегистрированные на закрепленной территории.
Таким образом, доводы заявителя о том, что в школу приняты несовершеннолетние, проживающие не на микроучастке, закрепленном за школой, а детям, имеющим постоянную регистрацию с момента рождения на закрепленной территории, в приеме в первый класс отказано нашли свое подтверждение в ходе прокурорской проверки.
Несколько детей, принятых в первый класс имеют регистрацию по месту жительства и фактически проживают в отдаленных от гимназии №23 районах: с.Богородское, район Рабочего поселка, 30-й Микрорайон, Сортировка и др.
В соответствии с частью 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации и пунктом 3 статьи 5 действующего Закона РФ «Об образовании» №3266-1 от 10.07.1992 года государство гарантирует гражданам общедоступность общего образования. При этом граждане вправе выбирать любое образовательное учреждение, реализующее образовательные программы общего образования, независимо, в том числе, от места жительства.
Вместе с тем при получении общего образования должна быть обеспечена территориальная доступность образовательного учреждения для всех граждан, которые проживают на близлежащей территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня. В соответствии с п.5 Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 февраля2012 г. N 107 правила приема граждан в муниципальные учреждения для обучения по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием в указанные образовательные учреждения граждан, которые проживают на территории муниципального района, городского округа, закрепленной соответствующими органами местного самоуправления за конкретным муниципальным учреждением (далее — закрепленная территория), и имеющих право на получение общего образования (далее — закрепленные лица).
Как было установлено в ходе проверки, права на получение образования по месту жительства семи несовершеннолетних были нарушены в связи с зачислением детей, проживающих не на закрепленной территории.
Указанные обстоятельства не могли быть выявлены администрацией школы, в связи с отсутствием полномочий проверки предоставляемых документов недобросовестными гражданами. Администрация школы при приеме детей в первый класс руководствовалась Порядком приема граждан в общеобразовательные учреждения, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 15 февраля2012 г. N 107 согласно положениям которого, первоочередной прием в учреждение должен осуществлять на основании документов о регистрации по месту жительства (месту пребывания) на территории, закрепленной за общеобразовательным учреждением.
В связи с изложенным в действиях школы и должностных лиц общеобразовательного учреждения признаки административного правонарушения, предусмотренного ст.5.57 КоА ПФ «Нарушение права на образование и предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных организаций» отсутствуют.
Вместе с тем, заявителем обжаловались действия МБОУ гимназии №23 в Управление образования Администрации города Иваново, в Администрацию г.Иваново, в комитет по социальной политике Ивановской областной Думы, которые имеют соответствующие полномочия по проверке документов, однако заявителю были даны ответы об отсутствии нарушений законодательства.
24 июля 2013 года заявитель был вызван в прокуратуру района для разъяснения возможности зачисления его ребенка в первый класс МБОУ гимназии №23 в судебном порядке, в случае непринятия ребенка по требованию прокуратуры, в связи с выявленными нарушениями в ходе прокурорской проверки. Заявитель пояснил, что после многочисленных переписок с различными органами и организациями в целях защиты прав его ребенка на получение образования по месту жительства он и его супруга боятся, что к их ребенку в МБОУ гимназии №23 может сложиться негативное отношение, в связи с чем, проверку по жалобе просил прекратить. Кроме того, получив многочисленные отказы от разных инстанций он и его супруга настроились водить ребенка в другую школу, заказали школьную форму по образцу, утвержденному школой, принявшей ребенка.
По результатам проверки будет внесено представление в адрес главы администрации города Иваново.
В адрес начальника Управления образования Администрации города Иваново направлено требование о принятии мер по защите прав несовершеннолетних на получение образования, которые будут отчислены по протестам прокуратуры района из МБОУ гимназии №23. А также о размещении информации о выявленных нарушениях на сайтах Управления образования Администрации города Иваново и МБОУ гимназии №23 с целью информирования граждан о необходимости обратиться в МБОУ гимназию №23 для уточнения сведений о зачислении детей в первый класс на 2013-2014 учебный год. Списки зачисленных в первый класс детей должны быть размещены на стенде в МБОУ гимназии №23 и на официальном сайте МБОУ гимназии №23.
В целях защиты прав несовершеннолетних все данные обезличены.
Хотелось бы особо отметить, что Гимназия №23 находитсяв городе Иваново на ул.Шошина, д.15Б, а заявитель по жалобе, в ходе которой вскрыты все вышеописанные нарушения, живет в соседнем доме, а теперь чтобы дойти до школы, куда дали направление в Управлениии образования, маленькому ребенку необходимо преодолеть две оживленные трассы на проспекте Шереметево. …
Все права защищены