Уголовное право, исполнение наказания

  • 31 января 2023, 14:30
Осуществление прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав человека и гражданина при проведении проверок ИВС.
  Текст

Согласно ст. 2 Конституции РФ признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства. Свидетельством становления российского общества на путь демократизации с признанием приоритета прав личности, ее защиты от незаконного и необоснованного заключения, ограничения прав и свобод является включение соблюдения условий содержания в местах принудительного содержания в приоритетные направления прокурорского надзора.

В соответствии со ст. 1 и 32 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурорами осуществляется надзор за соблюдением прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, порядка и условий их содержания, в том числе в тех местах, куда они были временно перемещены в целях обеспечения участия в судебных заседаниях. В целях оптимизации работы на  данном направлении Генеральным прокурором Российской Федерации 08.08.2011 издан приказ № 237 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства при содержании подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, пограничных органов ФСБ России, на гауптвахтах, в конвойных помещениях судов» (далее – приказ № 237), а так же приказ от 27.11.2007 № 189 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве» (далее – приказ № 189).

Прокурорский надзор за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу является одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры по защите конституционных прав и законных интересов граждан.

 В соответствии со ст. 7  Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ (далее – ФЗ №103) к объектам прокурорского надзора в числе прочих отнесены изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.

Прокурорские проверки в местах содержания задержанных, заключенных под стражу необходимо проводить регулярно, вне зависимости от наличия информации о фактах нарушения законности.

На основании п. 2 приказа № 237 прокурорам районов, приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур необходимо ежедневно проверять в специальных приемниках и изоляторах временного содержания органов внутренних дел условия содержания лиц, содержащихся под стражей, а при получении сведений (жалоб) о нарушении их прав проверку проводить безотлагательно.

Только такой подход, позволяющий организовать систематический и полноценный надзор, может обеспечить соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, а также порядка и условий их содержания.

Проверки условно можно разделить на плановые (текущие); проводимые в связи с поступившей в прокуратуру информацией (заявление, жалоба или иное обращение граждан и организаций) о нарушениях закона администрацией мест содержания задержанных и заключенных под стражу; проводимые по инициативе прокурора по мере необходимости; проводимые по заданию вышестоящего прокурора (органа прокуратуры).

При  проведении проверок кроме Конституции РФ, приказов № № 189, 237, ФЗ № 103, необходимо руководствоваться федеральными законами от 21.11.2011 № 323-ФЗ  «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ; от 10.06.2008 № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», а также подзаконными актами -  постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2005 № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, на мирное время»; приказом МВД России от 22.11.2005 № 950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел»; приказами МВД России № 1115, Минздрава России № 475  от 31.12.1999 «Об утверждении Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел» и другими.

В соответствии с п. 1 Приказа № 237 основное внимание прокуроры должны обращать на наличие оснований заключения под стражу, сроки содержания, изоляцию и раздельное содержание разных категорий подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, а также лиц, арестованных в административном порядке.

Согласно п. 1.4 Приказа № 189 в каждом случае задержания граждан по подозрению в совершении преступлений необходимо выяснять основания и мотивы такого решения, проверять соблюдение прав подозреваемых.

В случае обнаружения у задержанного телесных повреждений, получения сведений о незаконном задержании либо применении к лицу незаконных методов ведения следствия прокурор обязан организовывать проверку, а при наличии к тому оснований следует выносить мотивированное постановление и направлять материалы для решения вопроса об уголовном преследовании в соответствующий следственный орган.

Кроме того, согласно приказу № 189 необходимо регулярно, в том числе в вечернее и ночное время, проверять законность содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. При выявлении лиц, содержащихся там без законных на то оснований, а также лиц, срок содержания под стражей которых истек, необходимо незамедлительно принимать меры к их освобождению. По каждому факту незаконного содержания граждан в следственном изоляторе следует проводить проверки, материалы которых при наличии оснований должны передаваться в соответствующие следственные органы. В случае обнаружения иных нарушений закона прокуроры обязаны тщательно выявлять их причины и принимать меры к их устранению.

В ходе проверки мест содержания задержанных и заключенных под стражу необходимо установить:

1. Соответствует ли санитарная площадь в камере на одного человека установленным нормам.

2. Обеспечиваются ли подозреваемые и обвиняемые ежедневным бесплатным горячим питанием по нормам, установленным правительством Российской Федерации.

3. Выдаются ли подозреваемым и обвиняемым бесплатно постельные принадлежности, постельное белье, полотенце, столовая посуда и приборы на время приема пищи, средства гигиены и др.

4. Оборудованы ли камеры мебелью по лимиту мест в камере, местом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, краном с водопроводной водой, кнопкой для вызова дежурного, урной для мусора, светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа и др.

5. Предоставляется ли подозреваемым и обвиняемым возможность проведения гигиенических процедур.

6. Проводится ли для подозреваемых и обвиняемых ежедневная прогулка установленной продолжительности.

7. Оказывается ли в местах содержания задержанных и заключенных под стражу медицинскую помощь, выполняются ли санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.

8. Обеспечена ли медчасть лекарственными средствами, а также необходимыми для оказания медпомощи аппаратурой и оборудованием, нет ли лекарственных препаратов с истекшими сроками годности.

9. Имеется ли в изоляторе лицензия на осуществление медицинской деятельности. В случае отсутствия лицензии (лицензий) необходимо установить причины, а также выяснить, какие меры принимались администрацией к получению лицензий, оценить достаточность этих мер.

10. Соответствуют ли места содержания задержанных и заключенных под стражу требованиям пожарной безопасности. Укомплектован ли изолятор первичными средствами тушения пожара, допускается ли использование в отделке помещений горючих материалов без обработки противопожарным составом, надлежащим ли образом обеспечивается возможность эвакуации, оборудовано ли помещение автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, проводилась ли проверка работоспособности сетей внутреннего противопожарного водопровода, имеются ли знаки пожарной безопасности на путях эвакуации из помещений изолятора.

11. Соблюдаются ли требования, предусмотренные ФЗ № 103, о раздельном содержании различных категорий подозреваемых и обвиняемых.

Оценивая законность применения физической силы или специальных средств, прокурор должен установить не только соответствие закону оснований их применения, но и соблюдение предусмотренных ст. 19 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» условий их применения. О каждом случае применения водометов и бронемашин администрация изолятора в течение 24 часов с момента их применения обязана уведомить прокурора.

Начальники изоляторов обязаны сообщать прокурору обо всех фактах наступления в результате применения физической силы, специальных средств или оружия смерти заключенных или иных лиц либо причинения им ранений. В интересах максимальной объективности в подобных случаях целесообразно оперативно провести проверку обстоятельств, причин и условий применения с выездом на место.

В ходе проверки прокурору необходимо обратить внимание на соблюдение должностными лицами изолятора порядка применения мер взыскания. Установленный ФЗ № 103 перечень поощрений и взысканий является исчерпывающим, в связи с чем прокурору необходимо проверять, не применяются ли к подозреваемым и обвиняемым меры воздействия, не предусмотренные законом.

Прокурор должен пресекать случаи неоправданного предоставления обвиняемым и подозреваемым дополнительных льгот и одновременно осуществлять надзор за тем, чтобы налагаемые взыскания соответствовали тяжести и характеру совершенного проступка. Оценка законности применения взысканий к указанным лицам включает в себя следующие критерии: обоснованность наложения взыскания (подтверждены ли совершенное нарушение и виновность наказанного лица соответствующими документами); соразмерность взыскания содеянному проступку и личности нарушителя; своевременность наложения взыскания; соблюдение установленного законом порядка наложения взыскания. Основными документами, удостоверяющими нарушения режима, являются акты, рапорты, докладные записки сотрудников учреждения. К указанным документам должны приобщаться: письменное объяснение нарушителя, объяснения очевидцев, акт медицинского освидетельствования при алкогольном опьянении (нахождении в наркотическом опьянении) или освидетельствования на степень тяжести телесных повреждений, другие материалы, в частности акты порчи имущества, справка о поощрениях и взысканиях.

Необходимо проверить законность рассмотрения и разрешения предложений, заявлений и жалоб обвиняемых и подозреваемых. Важной обязанностью прокурора является обеспечение прав обвиняемых и подозреваемых обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами в государственные органы, общественные организации и к должностным лицам. Прокурор проверяет, как учитываются жалобы и заявления, своевременно ли они направляются адресатам, правильно ли разрешаются. Особого внимания требует проверка сообщений об унижении человеческого достоинства подозреваемых и обвиняемых, о произволе и беззаконии при наложении взысканий, применении физической силы, оружия и других мер воздействия, недозволенных связях работников изоляторов с обвиняемыми и подозреваемыми.

Должностные лица мест содержания задержанных и заключенных под стражу во исполнение законодательных предписаний совершают определенные служебные действия, принимают юридически значимые решения, издают правовые акты, налагают на задержанных и заключенных под стражу дисциплинарные взыскания. Оценка соответствия правовых актов (нормативно-правовых и индивидуально-правовых), издаваемых в процессе правоприменения, действующим федеральным законам Российской Федерации входит в предмет рассматриваемого направления прокурорского надзора.

При проверке ИВС целесообразно проводить обход камерных помещений. В первую очередь проверяется карцер, затем проводится сплошной или выборочный обход камер. В ходе обхода необходимо выяснять у  подозреваемых и обвиняемых наличии у них предложений, заявлений и жалоб, связанных с содержанием под стражей, при наличии оснований - организовывать проведение личного приема подозреваемых, обвиняемых.

В целях проверки наличия правовых и фактических оснований для содержания заключенных под стражей и соблюдения процессуальных сроков необходимо изучать следующие документы: протокол задержания подозреваемого; судебное решение (приговор, определение, постановление) об избрании в качестве меры пресечения заключение под стражу, вынесенное в порядке, установленном УПК РФ, либо надлежаще оформленную выписку из него; постановление прокурора о заключении лица под стражу, вынесенное в порядке исполнения ч. 2 ст. 466 УПК РФ на основании прилагаемого решения судебного органа иностранного государства о заключении данного лица под стражу.

Прокурор должен удостовериться в соответствии данных документов положениям закона, регламентирующим основания и порядок применения задержания и избрания меры пресечения. Необходимо проверить, не истекли ли предусмотренные законом сроки задержания или ареста.

Особое внимание следует уделять случаям задержания и заключения под стражу лиц в целях выдачи в соответствии с положениями международных договоров Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и лиц, разыскиваемых компетентными органами иностранных государств или международным судом. В соответствии с ч. 2 ст. 466 УПК РФ если к запросу о выдаче лица прилагается решение судебного органа иностранного государства о заключении лица под стражу, то прокурор вправе подвергнуть это лицо домашнему аресту или заключить его под стражу без подтверждения указанного решения судом Российской Федерации.

Надлежит также учитывать, что максимальный срок задержания составляет 48 часов (если суд не продлил срок задержания в порядке, установленном ст. 108 УПК РФ), а максимальный срок содержания под стражей на стадии досудебного производства в соответствии с требованиями ст. 109 УПК РФ не может превышать 18 месяцев.

Кроме того, прокурор должен проверить и соблюдение установленного УПК РФ порядка продления этих сроков. В соответствии со ст. 49 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» истечение установленного законом срока содержания под стражей является основаниям для вынесения начальником места содержания под стражей или прокурором постановления об освобождении подозреваемого или обвиняемого из под стражи.

Наиболее распространенными нарушениями закона в анализируемой сфере являются:

несоблюдение санитарных норм в камерах;

ненадлежащее материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение лиц, находящихся в местах содержания под стражей;

использование недозволенных мер воздействия и незаконного применения администрацией мест содержания задержанных и заключенных под стражу физической силы, спецсредств и оружия;

незаконное водворение в карцер или в одиночную камеру на гауптвахте;

воспрепятствование подозреваемым и обвиняемым обжаловать в соответствии с законом действия и решения должностных лиц, нарушившие их права;

неоказание медицинской помощи;

использование осужденными средств мобильной связи и иных запрещенных предметов, употребление спиртных напитков и наркотических средств;

отсутствие должного питания;

непринятие необходимых мер по поддержанию режимных требований и изоляции различных категорий подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

нарушение сроков содержания под стражей.

По результатам проведенной проверки прокурором составляется соответствующая справка (акт), в которой указываются выявленные нарушения закона, принятые в соответствии с законом и иными нормативными правовыми актами меры, а также предложения по устранению этих нарушений, причин и условий им способствующих, при наличии оснований – вносится мера прокурорского реагирования с постановкой вопроса о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.

 

 

Старший прокурор второго отдела

управления по надзору за уголовно-

процессуальной и оперативно-розыскной

деятельностью                                                                               Н.А. Матвеева